Файл: Предмет, система и задачи криминалистики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 372

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При осмотре боковых и задней поверхностей ТС особое внимание обращают на выступающие детали и части ручки дверей, порожки, боковые зеркала заднего вида, катафоты, осветительную аппаратуру. Осматривая нижнюю часть ТС, фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, а также состояние деталей и узлов, которые могли оставлять следы на дорожном покрытии, на теле человека (при переезде).

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона (кабины); обращают внимание на ветровое стекло, его проемы, если стекло разбито, на боковое окно, зеркала заднего вида, рукоятку переключения передач, рукоятку ручного тормоза; отмечают положение органов управления и показания спидометра.

Если водитель заявил, что транспортным средством управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на погибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения передач. С этой целью изымают также резиновые коврики и накладки педалей для последующего их экспертного сопоставления с возможными следами на подошвах обуви.

В ходе осмотра ТС следователь совместно со специалистом (в том числе работником ГИБДД) проверяет исправность рулевого управления, тормозной системы, действие осветительных приборов, замеряет давление в шинах. При выпадении человека проверяется исправность дверных замков. Эти сведения отражают в протоколе осмотра.

Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет прийти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП. Осматривая труп, отмечают его местоположение относительно осевой линии, обочины, базовых ориентиров, ТС; фиксируют местоположение, форму и размеры следов крови на дороге.

При осмотре одежды отмечают ее повреждения и загрязнения: разорвана, скручена, имеются следы волочения, отпечатки протектора, наличие наложений краски, грязи и т. п. В наружном осмотре трупа обязательно участвует судебный медик или заменяющий его врач. В протоколе и на схеме частей тела отмечают наличие ссадин, кровоподтеков, ушибленных и рваных ран, необычную подвижность костей, указывают форму повреждения, размеры, расстояние от подошвы стопы.

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которые помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления. Сначала фиксируют следы ходовой части:


ширину колеи, ширину беговой части протектора, рисунок протектора, базу ТС (по следам разворота или стоянки). Затем изучают следы, возникшие от ТС на объектах окружающей обстановки, замеряют верхнюю и нижнюю границы следа от дорожного покрытия (на теле трупа — от подошв обуви). Обращают внимание на отделившиеся детали, части, кусочки краски, осколки и т. п. С учетом следов на потерпевшем и на иных объектах может быть сделан вывод о том, какие повреждения и следы могли остаться на ТС, на каких его частях. Суммируя полученные сведения, следователь определяет ориентирующие данные для розыска ТС и дает задание сотрудникам уголовного розыска и ГИБДД.

Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей;

изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине).

Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку, а при необходимости и видеозапись. Особо хорошие результаты дает применение фотограмметрической стереофотокамеры, позволяющей получить метрические снимки с точной передачей размеров и расстояний между объектами.

После осмотра места происшествия водитель ТС во всех случаях направляется в медицинское учреждение для установления, не употреблял ли он спиртные напитки.

Допрос водителя. После свободного рассказа следователь выясняет, было ли исправно ТС, в чем заключалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял (устранил ее, прекратил движение). Сведения о неисправности, сообщаемые водителем, сопоставляются с данными осмотра и проверки ТС на месте происшествия. Впоследствии при назначении судебно-автотехнической экспертизы перед экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неисправности, ее причине и влиянии на происшедшее событие. .

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства: кто, кроме него, находился в кабине (салоне), на каком часу его работы произошло ДТП, сколько времени до этого он непосредственно находился за рулем, куда ехал, по. какой улице (дороге), в каком направлении, с какой скоростью, на какой полосе движения (или на каком расстоянии от осевой линии, от обочины шоссе), какова была видимость, обзорность, какие транспортные средства находились на дороге и их взаиморасположение, какие дорожные знаки видел водитель непосредственно перед ДТП; если имеется светофор, то какой был на нем сигнал. Затем выясняют обстоятельства механизма самого ДТП, его кульминационной стадии: когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию, в чем она выражалась; какие действия он предпринял или собирался предпринять; попытался ли затормозить и применил маневр. Детали события уточняются в зависимости от характера ДТП.



В случае столкновения двух ТС у каждого водителя выясняют, как ему представлялись действия другого водителя. При допросе водителя, скрывшегося с места происшествия, выясняют, почему он скрылся, какие меры предпринимал для уничтожения следов, возникших на ТС. При допросе может быть использована схема ДТП.


Допрос свидетелей. Следует иметь в виду, что редко одно лицо видело во всех деталях развивающиеся события и действия их участников. Обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения, сигнала, удара после того, как ДТП уже произошло. Кроме того, для восприятия свидетелем происшедшего значимо его местоположение в данной дорожной ситуации, что и необходимо выяснить в начале допроса.

При допросе выясняют: направленность движения ТС, приблизительную скорость, наличие другого транспорта, поведение потерпевшего и другие обстоятельства. Когда столкнулись два или несколько ТС, то свидетеля спрашивают о каждом из них.

Если свидетель находился в кабине (салоне) вместе с водителем, то у него выясняют, как давно он ехал с водителем, не употреблял ли последний спиртные напитки, не отвлекался ли во время движения, вели ли они разговор, смотрел ли свидетель на панель приборов, замечал ли он показания скорости и какова она была перед ДТП и во время него; когда он, свидетель, осознал аварийную ситуацию, какие меры предпринимал водитель, чтобы ее предотвратить.

Если допрашивается свидетель, видевший ТС, скрывшееся с места происшествия, то основное внимание уделяют установке его общих и частных признаков: тип и модель автомобиля, цвет окраски, номер или его отдельные знаки и цифры; горели ли габаритные огни, фары и фонарь номерного знака, не заметил ли свидетель вмятин или царапин на автомобиле, сколько человек сидело в салоне (кабине), признаки внешности водителя и пассажиров, в каком направлении скрылось ТС.

Допрос потерпевших. При наличии тяжелых травм потерпевший не в состоянии вспомнить и изложить существенные детали происшедшего события. Иногда ДТП происходит настолько неожиданно, что потерпевший его не осознает. Кроме того, следует иметь в виду, что потерпевший — заинтересованное лицо, почему особенно важно допросить его детально, выясняя мельчайшие подробности события.

При допросе потерпевшего, сбитого ТС, выясняют, не страдает ли он дефектами органов чувств. Затем устанавливают, где он находился до наезда, в каком месте, куда и как двигался, когда увидел ТС и как реагировал на него
, с какой скоростью двигалось ТС, какова была дорожная обстановка в этот момент, какой частью ТС он был сбит и др. Показания потерпевшего сопоставляются с показаниями водителя и свидетелей, особенно в той части, где говорится о направлении и режиме его движения.

Розыск ТС, задержание и допрос его водителя. Для розыска проверяемого ТС сведения, полученные в ходе осмотра и допросов свидетелей, сообщаются на посты ГИБДД по пути возможного движения ТС.

Если автомобиль значительно поврежден и по этой причине не мог далеко уехать, организуется прочесывание расположенных неподалеку улиц, дворов, лесных массивов (в местах съездов с магистралей).

При наличии сведений о номере или части номера ТС осуществляется проверка по учетам ГИБДД. Розыск ведется и в автохозяйствах с привлечением оперативных сотрудников, инспекторов ГИБДД, общественных автоинспекторов. В качестве ориентирующих данных этим лицам сообщаются сведения о повреждениях, оставшихся на транспортном средстве, времени ДТП и вероятном времени возвращения в гараж. В ходе подобных проверок выясняют: Какие ТС были на линии, какие из них приехали после ДТП, не имелось ли у них повреждений или свежеотремонтированных участков, следов свежей покраски, выправления (рихтовки) металлических частей, замены частей; не предпринимал ли кто-нибудь из водителей мер к устранению неисправностей (поломок, вмятин, погнутостей) в частном порядке; каким образом он объяснял наличие имеющихся повреждений.

Последующие следственные действия. Они зависят от той ситуации, которая сложится после начального этапа расследования. Если ТС еще не установлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыскным действиям. Когда ТС и водитель известны, то главным служит получение и проверка сведений о ДТП. С этой целью планируется установление и допрос новых свидетелей, проверка и уточнение показаний на месте, назначение судебных экспертиз, проведение при необходимости следственного эксперимента и предъявления для опознания.

Судебные экспертизы играют по данной категории важную роль. В первую очередь это относится с автотехнической экспертизе. Она проводится, чтобы выяснить техническое состояние ТС или отдельных его механизмов и узлов; определить относительное время появления конкретной неисправности (возникла ли она до ДТП или в результате его);