Файл: Коробейникова Надежда Владимировна, учитель математики мбоу Средняя общеобразовательная школа 4 г. Осы 2021 год пояснительная записка Тематическое направление На конкурс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Патриотическое воспитание
Интеллектуально-познавательная игра «Город родной – Оса»

Коробейникова Надежда Владимировна,

учитель математики

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 4 г.Осы»

2021 год

1.Пояснительная записка


  1. Тематическое направление

На конкурс представлена методическая разработка воспитательного мероприятия патриотической направленности, цель которого – воспитание любви и уважения к родному городу, его истории и людям. Воспитание патриотизма наиболее органично входит в жизнь подростков, когда они совершают собственные открытия, шаг за шагом, в совместной деятельности исследуют историю, биографии людей, события. Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своего Отечества. Для того чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений.

    1. Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность)

Тема воспитательного мероприятия «Город родной – Оса». Разработка посвящена истории города Оса, которому в 2021 году исполось 430 лет. Воспитание у школьников любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания.

Таким образом, данное мероприятие затрагивает актуальные для современного общества проблемы и полностью соответствует приоритетным направлениям воспитательной работы, определённым в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.

    1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия

Методическая разработка ориентирована на возрастную категорию подростков 13‒15 лет, обучающихся в 7-9 классах. В ходе работы с обучающимися, учитываются возрастные и психологические особенности данного школьного возраста: стремление к познанию нового, предпочтение интерактивных технологий для расширения своего кругозора и поиска необходимой информации, желание взаимодействовать в группе сверстников и побеждать в процессе увлекательного интеллектуального соревнования.

    1. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)


Воспитательное мероприятие соответствует цели воспитания в 7-9 классах, а именно способствует воспитанию самостоятельной, творческой, социально активной личности подростка, ориентированной на базовые национальные ценности: осознание себя гражданином России, уважительное отношение к истории и культуре, стремление к успеху. Данное воспитательное мероприятие поддерживает идею связи времён и поколений. В системе воспитательной работы 7-9 классов мероприятие гражданско-патриотической направленности тесно связано с духовно-нравственным, культурно-эстетическим, учебно-познавательным и социально-адаптационным направлениями работы в классе.

    1. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель воспитательного мероприятия «Город родной – Оса» ‒ воспитание любви и уважения к родному городу, его истории и людям.

Задачи мероприятия:

1. Развитие познавательного интереса учащихся к истории и культуре родного города;

2. Формирование уважительного отношения к своей малой родине;

3. Развитие творческого потенциала участников игры;

4. Расширение кругозора и эрудиции участников игры;

5.Формирование у детей навыков общения и сотрудничества, в процессе решения познавательных и воспитательных задач;

6.Использование информационно-коммуникационных технологий для успешной реализации идеи мероприятия.

    1. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора

Формой проведения воспитательного мероприятия является интеллектуально-познавательная игра. Игра начинается с мотивационной части, в ходе которой классный руководитель (организатор) представляет школьникам викторину из 10 вопросов. Каждое задание может принести в копилку команды определённое количество баллов. Интеллектуально-познавательная игра является современной динамичной формой воспитательной работы. Логично выстроенные познавательные задания стимулируют интерес подростков к теме, а командная работа учит генерировать идеи, делиться знаниями, распределять обязанности в ходе поиска информации, экономить время на прохождение испытаний, проявлять свою эрудицию, быстроту и смекалку. Интерактивность и диалогичность заданий на каждом этапе игры повышают мотивацию к сотрудничеству в совместной деятельности. И наконец, применение информационных образовательных ресурсов и электронных гаджетов делает историческую тему более живой и динамичной, приближая её к современности.



    1. Педагогические технологии, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов

Для достижения планируемых результатов используется интерактивная технология. Интерактивные технологии предусматривают обязательное взаимодействие педагога с учащимися, а также учащихся между собой. Организация интерактивных технологий в образовательный процесс предполагает обязательную опору на традиционные принципы обучения, а также на ряд специфических принципов: принцип взаимодействия; принцип активности учащихся; принцип обратной связи. Применяемые методы и приемы: групповая работа, игры по правилам, викторина, беседа.

    1. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Для проведения интеллектуально-познавательной игры необходимы кадровые ресурсы: организаторы (педагоги, родители или старшеклассники-волонтёры), с которыми также проводится инструктаж по технологии проведения игры и сбору ответов.

К методическим ресурсам относятся основные положения разработки воспитательного мероприятия: обоснование выбора, цель, задачи, технология, приёмы, форма проведения.

Материально-техническая база предполагает наличие помещения (кабинета) с компьютерной техникой и доступом в Интернет, проектор и ноутбук для демонстрации материалов.

Информационные ресурсы представляют собой разработанные классным руководителем задания, подготовленные заранее ссылки на видео, сайты, тексты, изображения и материалы для организаторов-волонтёров (ключи для проверки ответов команд и подсчёта баллов).

    1. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Данная методическая разработка подготовлена к 430-летнему юбилею города Оса. Возможность использовать разработку во внеурочное время, т.к. разработка содержит краеведческие материалы, то может быть использована на занятиях курса «Мой Пермский край», классных часах и внеклассных мероприятиях.

2.Основная часть

2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия

На подготовительном этапе классный руководитель разрабатывает задания для каждого этапа, систему оценивания, определяет количество баллов за каждое выполненное задание, готовит ответы для проверки. Подготовительный этап включает поиск помещения (кабинета с мультимедийными устройствами и интернетом) для прохождения этапов игры, а также подготовку печатного варианта заданий для каждой команды, необходимо привлечь помощников (педагогов, старшеклассников-волонтёров, родителей) для организации участников игры на каждом этапе. Ученики самостоятельно готовятся к этапу «Черный ящик», подбирают интересный вопрос про историю города, вещь или предмет связанный с Осой. При подготовке к этапу «Творческий» ребята подбирают фотографии, информацию из энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов об Осе, для составления презентации или коллажа.


На этапе проведения игры классный руководитель мотивирует школьников и контролирует процесс. После прохождения игры педагог собирает ответы команд, подсчитывает количество баллов и объявляет победителей игры. Для награждения классный руководитель готовит благодарственные письма.

2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия

Конспект – сценарий мероприятия
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Все вы знаете, что в 2021 г. жители г. Оса отметили 430 юбилей своего любимого города. И сегодня мы словно на машине времени отправимся по страницам истории города Оса. Мы рады приветствовать вас на интеллектуально-познавательной игре «Город родной – Оса».

Ведущий. Дивный город с названьем Оса
Для труда и для мира рожден.
И столетий идет череда—
Только краше становится он.

Не сломили Осу ни огонь,
Ни истории страшной гроза
Вновь из черного пепла времен
Птицей феникс вставала Оса.

Подвиг битвы и подвиг труда,
Подвиг веры и подвиг ума
Совершали осинцы всегда.
Ими может гордиться страна.

(текст гимна города Осы, Слова В. В. Козлова, музыка С. В. Щелкунова),

звучит гимн города Осы.
Правила игры:

Играют 2 команды по 5 участников.

Зрители в зале делятся на 2 сектора – это группа поддержки игроков.

Каждая команда в начале игры представит свою команду, эмблему, девиз и приветствие.
До игры проводится жеребьёвка.

1 этап «Разминка»:Всего 10 вопросов: Та команда, которая по жребию первая, начинает игру. На размышление даётся несколько секунд.

Викторина. За каждый верный ответ команда получает по 1 баллу.
1)В каком году был основан город Оса? (1591г.)
2)Кто заложил крепость (острог), которая была названа Ново-Никольской? (Братья Филлип и Нечай Калуженины)



3 )Почему город получил такое название? («Уездный Пермской губернии город Оса получил свое наименование от насекомого «оса», относящегося к пчелиному семейству. Обилие пчелиных пород, обитавших прежде в лиственных лесах этого края, составлявших один из главных промыслов первых поселенцев этой местности, и послужило основанием для названия первого поселения этого края Осой – именем насекомого, сродного с пчелой. Справедливость такого объяснения подтверждается и самим гербом Осы». (П.А. Шилов «Город Оса в историческом и археологическом отношениях». Рукопись. 1886 г.)

Другие версии происхождения названия на сайте Осинской межпоселенческой центральной библиотеки

http://osalib.permculture.ru/о-районе.aspx
Интересны и другие версии происхождения названия города.
«Оса возникла на берегах реки, носящей вогульское название Оса по населявшей ее в то время рыбе хариус (на вогульском языке – «оса-гуль», причем окончание «гуль» в переводе означает «рыба»)». (Ф.И. Петровых. Странички истории.- «Красное Приуралье», август 1957 г.)
Историк И.Д. Дмитриев-Кельды считает: «Оса – это арабское поселение, возникшее как стоянка в середине торгового пути арабов от Булгар до Чердыни. По-арабски «середина» - «оса (или оссат)-ун».А историк, профессор Уразов пишет: «Из гайнинских башкир самыми сильными были роды Асса, Барда, Окъяда, по имени которых впоследствии были названы город Оса, село Барда и поселок Куеда». [4;150]
С другими версиями происхождения названия города можно познакомиться в «Осинской энциклопедии».
4)Кто из известных путешественников бывал в Осе? ( В августе 1733 года экспедиция под командованием капитан-командора Витуса Ионассена (Ивана Ивановича) Беринга остановилась в Осе.)


5)В память о каких событиях в декабре 1987 года в городе открылся музей-диорама «Крестьянская война 1773-1775»?



(Лето 1774 года – особая страница в истории края: «18 июня Пугачев явился перед Осою…». Крепость защищали более тысячи хорошо вооруженных солдат при 20 пушках, а также гарнизон, насчитывающий около 200 человек.
Располагалась крепость на высоком берегу реки Осинки. Глубокий и широкий ров, земляной вал с рогатками надежно защищали ее с восточной стороны. С юга естественным препятствием был овраг. Двойные стены с частыми перегородками внутри для размещения стрелков завершались высокой и крутой крышей с навесами. 18 и 20 июня пугачевцы предприняли четыре атаки. Во время четвертой по совету атамана Белобородова было подвезено много возов соломы и бересты, которые затем подожгли и стали толкать вплотную к деревянным стенам крепости. Начальник гарнизона майор Скрипицын попросил перемирия на сутки – Пугачев согласился. Осинский воевода подпоручик Ф. Пироговский противился сдаче, но на общем совете, с согласия жителей, все же решили сдаться.