ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Среднедевятовская средняя общеобразовательная школа
План работы с одаренными учащимися
Составитель:
Блохина Е.Ю.,
учитель истории и
обществознания
2019 г.
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Хорошая школа – это: где хорошо учат по всем предметам, по окончании дети легко поступают в вузы; где должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги; где должны быть свои традиции; o где дают современное образование.
Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Одаренные дети имеют ряд психологических особенностей:
- Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
- Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
- Не могут четко развести реальность и фантазию.
- Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.
- Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам".
- Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
- Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Цели:
-
Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности; -
достижение максимального уровня развития способностей детей; -
выявление и выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.
Задачи:
-
реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости; -
организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления; -
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей; -
организация проектной деятельности; -
интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод: для проявления одаренности ребенку необходимо создать определенные условия для реализации его интересов, стимулирования мотивации развития собственных способностей, поддержки его талантов различными детскими группами и коллективами, общественными организациями, семьей, системой основного и дополнительного образования детей на всех этапах получения образования.
По новым ФГОС принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми следующие:
-
Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; -
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности; -
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения; -
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; -
Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Можно условно выделить 3 категории одаренных детей:
-
дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте); -
дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и других видах деятельности (подростковый образ); -
обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Основные формы работы с одаренными учащимися:
-
Факультативные занятия:
- Учет индивидуальных возможностей учащихся.
- Повышение степени самостоятельности учащихся.
- Расширение познавательных возможностей учащихся.
- Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
2. Участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях:
- Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
-Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
- Формирование информационной культуры учащихся.
3. Проведение предметных недель:
- Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
- Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
4. Индивидуальные консультации.
План работы с одаренными детьми
на 2019-2020 учебный год.
№ п/п | Основные мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, и т.д. Формирование списка одаренных детей. | Сентябрь | Блохина Е.Ю. |
2 | Организация и проведения I тура (школьного) предметной олимпиады школьников. | октябрь | Блохина Е.Ю. |
3 | Участие школьников в районных предметных олимпиадах. | Ноябрь | Блохина Е.Ю. |
4 | Анализ итогов олимпиады школьников. | Декабрь, | Блохина Е.Ю. |
5 | Индивидуальные консультации | Конец ноября | Блохина Е.Ю. |
6 | Библиотечные уроки. Как работать с научной литературой. | В течение года | Блохина Е.Ю. |
7 | Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней | В течение года | Блохина Е.Ю. |
8 | Работа факультативов, элективных курсов. | В течение года | Блохина Е.Ю. |
9 | Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | В течение года | Блохина Е.Ю. |
Ожидаемый результат:
- участие в районных олимпиадах
- написание научно-исследовательской работы;
- выступление на НПК в школе и районе
- участие в районных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах
МБОУ Среднедевятовская СОШ
БАЗА ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
на 2019-2020 учебный год
№ | Ф.И.О. ученика | Класс | Дата рождения | Область деятельности | Наставник |
1 | Нуждина Валерия Дмитриевна | 6 | 2007 | Учёба | Блохина Е.Ю. |
2 | Жестков Сергей Александрович | 7 | 2006 | Учёба | Блохина Е.Ю. |
3 | Исхакова Зарина Фаризовна | 7 | 2007 | Учёба | Блохина Е.Ю. |
4 | Моисеева Людмила Юрьевна | 10 | 2004 | Учёба | Блохина Е.Ю. |
5 | Никитина Людмила Александровна | 11 | 2003 | Учёба, исследовательская работа | Блохина Е.Ю. |
Результативность работы за 2018-2019 уч.год
Название мероприятия | Результат участия | ФИО ученика | ФИО учителя | Класс |
XVII межрегиональные юношеские научно-исследовательских чтений им. К. Насыри | Грамота за участие | Сазонов В. | Блохина Е.Ю. | 11 класс |
Конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Нобелевские надежды КНИТУ - 2019» | Сертификат участника | Никитина Л. | Блохина Е.Ю. | 10 класс |
Муниципальный этап республиканского конкурса в рамках Парламентского урока – 2018 | 2 место | Жестков С. | Блохина Е.Ю. | 6 класс |
Муниципальный этап Республиканского конкурса генеалогических исследований «Моя родословная» | 1 место 1 место | Никитина Л. Исхакова З. | Блохина Е.Ю. | 10 класс 6 класс |