Файл: Методические указания по выполнению практических работ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические указания по выполнению практических работ
Модуль 3. Методы создания инновационного продукта
Цель занятия – рассмотреть методы создания инноваций на разных этапах жизненного цикла продукции.
Задание к практическому занятию: выполнить задание.
Задание 3.1
Используя метод QFD (развертывание функция качества) - перенесение потребностей потребителей на продукцию разработайте инновационный продукт.
Указания по выполнению задания к практическому занятию:
Развертывание функций качества представляет собой системный подход к проектированию, основанный на четком понимании желаний потребителей. Применение этой технологии позволяет перевести пожелания потребителя (например, такое как - удобно держать) в технические характеристики изделия.
Основной целью развертывания функций качества является перевод субъективных критериев качества в набор технических характеристик, которые возможно измерить и которые возможно применять для проектирования и производства продукции. QFD является одним из эффективных методов «расстановки приоритетов» в процессе создания продукции. Домик качества документирует этот процесс в удобной форме.
Процесс Развертывания Функции Качества включает в себя следующие основные этапы.
Этап 1. Уточнение требований потребителя. Потребитель формулирует свои требования, как правило, в абстрактной форме. Например, «экономичный автомобиль», «легкий телефон». Такие требования называют «голосом потребителя». Задача заключается в том, чтобы с помощью различных методов преобразовать «голос потребителя» в инженерные характеристики продукта.
Этап 2. Перевод требований потребителя в параметры качества продукта. В качестве примера рассмотрим проектирование новой модели автомобиля.
Потребительские требований могут выглядеть следующим образом:
1. Тратить минимум бензина.
2. Быстро ездить.
3. Красивый.
4. Безопасный.
5. Удобно сидеть.
6. Просторно в салоне.
7 …
Параметрами качества для автомобиля будут следующие инженерные характеристики.
1. Высота салона.
2. Цвет отделки салона.
3. Скорость разгона до 100 км/ч.
4.Материал корпуса.
5. Масса автомобиля, кг.
При переводе требований потребителя в параметры качества продукта необходимо ответить на вопрос «Как сделать?», т. е. воплотить в жизнь требования потребителя («Что сделать?»).
Этап 3. Выявление тенденций связи между требованиями потребителя и параметрами качества. Исследованию взаимосвязи помогают матричные диаграммы связей (таблицы качества).
Этап 4. Выбор цели, т. е. выбор таких значений параметров качества создаваемого продукта, которые не только будут соответствовать ожиданиям потребителя, но и обеспечивать конкурентоспособность продукта на рынке.
Этап 5. Установление рейтинга важности пожеланий потребителя и возможности планируемых показателей качества.
Матричная диаграмма связей с учетом рейтинга важности приведена в таблице 3.1
Таблица 3.1 - Матричная диаграмма с учетом рейтинга важности
| Инженерные характеристики | ||||||
Масса автомобиля | Материал корпуса | Скорость разгона | Цвет отделки | Высота салона | ……. | ||
Потребительские требования | Рейтинг | | | | | | |
Тратить минимум бензина | | ** | * | ** | | | |
Быстро ездить | | *** | * | ** | | | |
Красивый | | | | | ** | | |
Безопасный | | | *** | *** | | * | |
Удобно сидеть | | | | | | ** | |
Просто в салоне | | | | | | ** | |
………. | | | | | | | |
Рейтинг (техн. Реализуемость) | | | | | | | |
Цели (техн. характеристики) | | | | | | | |
* - слабая связь; ** - средняя связь; *** - сильная связь
При построении рейтинга важности потребительских свойств сильной связи присвоен рейтинг 9, средней связи – 3, слабой связи – 1. Присвоение рейтинга «9 – 3 – 1» дает ощутимое различие между важными и менее важными компонентами в матрице связей. Может применяться и другая система весов. Наряду с рейтингом потребителя в каждой колонке указывается рейтинг сложности технического воплощения. Этот рейтинг обычно проводится по пятибалльной системе.
При развертывании функции качества (OFD) используются матричные диаграммы, которые по форме напоминают дом, поэтому их часто называютдомом Качества.
Концепция Дома Качества в общем виде представлена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 - Концепция Дома Качества
Контрольные вопросы:
-
Что представляет собой функционально-стоимостный анализ?
Функционально-стоимостный анализ. Принципы и этапы функционально-стоимостного анализа.
В Японии применяют ФСА в 90% случаев при проектировании новой продукции и в 50-85% случаев при модернизации продукции.
По данным американской статистики, каждый доллар, вложенный в ФСА может принести от 7 до 20 долларов экономии за счет снижения себестоимости продукции.
ФСА - это работа над ошибками предприятия. Технические системы развиваются по определенным законам. Нарушение этих законов неизбежно приводит к материальным потерям, как предприятия - производителя, так и потребителя. Функционально-стоимостный анализ позволяет выявить потери и устранить их причины.
-
Что представляет собой метод бенчмаркинг?
Метод бенчмаркинга — использование лучшей практики работ. Виды и уровни бенчмаркинга
Бенчмаркинг (от англ. bench – место, marking – отметить) представляет собой способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования и положительного опыта в своей работе. Он включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать и организовывать использование всех положительных достоинств чужого опыта в работе своей компании.
Другие названия метода: "Метод эталонного сравнения", "Ориентация на успешные компании". Термин введен в 1972 г. (США).
-
Что представляет собой метод QFD?
Метод QFD (развертывание функция качества) — перенесение потребностей потребителей на продукцию.
Домик качества является элементом технологии развертывания функций качества (Quality Function Deployment - QFD). Развертывание функций качества представляет собой системный подход к проектированию, основанный на четком понимании желаний потребителей.
Основной целью развертывания функций качества является перевод субъективных критериев качества в набор технических характеристик, которые возможно измерить и которые возможно применять для проектирования и производства продукции. Домик качества документирует этот процесс в удобной форме.
Технология QFD была разработана в Японии в 1966 г. специалистом по качеству, Ph.D. Yoji Akao. Изначально эта технология применялась на заводах корпорации Mitsubishi. В дальнейшем была усовершенствована и получила широкое распространение сначала в Японии потом и в других странах мира.
-
Что представляет собой метод FMEA?
Метод FMEA — анализ потенциальных дефектов и учет их влияния при проектировании
Другие названия метода: "Метод FMEA", "Анализ видов и последствий потенциальных дефектов. 60-е годы XX в.
Назначение метода
Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции и процессов. Метод FMEA - инструмент управления качеством и достижения эффективного производства конкурентоспособной продукции.
Цель метода
Повысить качество и обеспечить устойчивое, эффективное производство конкурентоспособной продукции и процессов за счет предотвращения появления дефектов (отказов) или уменьшения негативных последствий от них.
Суть метода
FMEA (Failure Mode and Effects Analysis) - систематизированная совокупность мероприятий, позволяющих:
- выявить потенциальные дефекты и варианты отказов, которые могут возникнуть при применении продукции или функционировании процесса;
- определить основные причины их появления и возможные последствия;
- выработать действия по устранению этих причин или предотвращению возможных последствий
-
Основные виды бенчмаркинга?
Изучение состояния дел с качеством и эффективностью бизнеса партнеров и использование их передовых приемов и практических методов в конкурентной борьбе для достижения коммерческих успехов своей компании.
Бенчмаркинг - это метод объективного систематического сопоставления собственной деятельности с работой лучших компаний (подразделений своей комп