Файл: Теория и практика разрешения конфликтов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственной художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова»

Колледж дизайна и декоративного искусства

РЕФЕРАТ

на тему:

«Теория и практика разрешения конфликтов»


Выполнила:

Студентка 4 курса группы Л-19

Стасюк София Владимировна

Работу проверила:

Акатова Т.И.


Москва - 2022 год


Содержание





  1. Введение ………………………………………………………….….стр.3

  2. Конфликт и конфликтная ситуация: основные понятия……………....стр.4

  3. Функция конфликта …………………………………………………..... стр.7

  4. Разрешение конфликтных ситуаций …………………………..……….стр.11

  5. Заключение……………………………………………………..…………стр14

  6. Список используемой литературы ……………………………….…….стр.16



Введение:


Слово «конфликт» заполонило практически всё информационное пространство вокруг нас: оно приходит из газет, радио, телевизора, от друзей и родных, от сослуживцев и малознакомых людей. Каждый день нам сообщают о вооружённых конфликтах в горячих точках, об убийствах и забастовках студентов, о невыплате зарплат и увольнении некомпетентных руководителей, о преследовании коммерческих преступников и многих других конфликтах в сферах экономической и политической жизни страны.

Так было всегда - как только появился человек - так появился и конфликт, да ведь и сам человек появился в результате конфликта - с природой (вспомним, что, по теории Ч. Дарвина, эволюция всего живого происходит в ходе естественного отбора, а это далеко не мирное явление). И развитие общества происходило в результате борьбы новых открытий со старыми отжившими знаниями, а что было бы с миром, если достижения научных революций не были бы восприняты и остались лежать на полке или были бы уничтожены? Вся мировая история состоит из бесконечной череды противоречий, разногласий и войн, но человек не был бы человеком, если бы, в отличие от своих биологических собратьев, он не умел решать проблемы не только насильственным путём, но и с помощью мирных переговоров.



  1. Конфликт и конфликтная ситуация: основные понятия

Понятие конфликта напрямую связано с процессом общения и коммуникации, и вытекает из них при взаимодействии двух или более людей или социальных групп. Давайте разберем, что значит каждый из терминов.

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека, как излагает Краткий психологический словарь 1985г.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. В переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Ведь если не достигнуто взаимопонимание, коммуникация не состоялась и есть вероятность возникновения конфликта.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

При конфликте каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Чаще всего в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения и конфликт может начаться. В целом конфликт начинается с того момента, когда хотя бы один из взаимодействующих субъектов осознает различие своих интересов и принципов от интересов и принципов другого субъекта и начинает склонять другую сторону в свою пользу.

Основными составляющими конфликта являются:

- субъекты конфликта (участники конфликтного взаимодействия);

- объект конфликта (то, что вызывает противодействие у участников конфликта);

- инцидент, причины конфликта (почему происходит столкновение интересов).

Признаки конфликта включают:

- наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;

- противоположные цели, потребности, интересы и методы их достижения между участниками конфликта;

- желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации;



- использование давления и силы.

В целом первым признаком конфликта можно считать напряженность, которая проявляется вследствие недостатка или противоречивости информации. Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону или нейтрального посредника, что “ он не прав, а моя точка зрения правильная”. Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждения или участие.

Фазы конфликта:

1) Конфронтационная (военная) – стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации интереса чужого (в их представлении это обеспечивается либо добровольным или вынужденным отказом другого субъекта от своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожением носителя другого интереса, что уничтожает естественным образом и сам этот интерес, а следовательно, и гарантирует обеспечение собственного).

2) Компромиссная (политическая) – стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный (как правило, каждая из сторон пытается обеспечить в нем по максимуму свой собственный).

3) Коммуникативная (управленческая) – выстраивая коммуникацию, стороны достигают согласия, основанного на том. Что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы, и стремятся к взаимодополнению интересов, ликвидируя лишь незаконные, с точки зрения общества, различия.

Фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.

В результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:

1. Конфликт относится к критическим жизненным ситуациям, которые представляют собой эмоционально переживаемые человеком жизненные обстоятельства, образующее в восприятии человека сложную психологическую проблему, требующую своего разрешения;

2. Конфликт характеризуется структурой и динамикой протекания
; последняя описывается понятиями «этапы» и «фазы» конфликта. Основные элементы конфликта в оценке специалистов и в бытовом сознании совпадают. Это означает, что каждый конфликт может быть разрешен, причем не обязательно однозначно.

Хотя конфликт, как и любое социальное явление, не может длиться вечно, не следует пускать его на «самотек». Поскольку существует реальная опасность его срастания с другими конфликтами, что способно полностью разрушить социальную систему.

2. Функция конфликта

Долгое время считалось, что конфликты вредны и пользы от них нет никакой, они ведут лишь к различного рода потерям. Но в 1956 г. ученый Л. Козер (США) в работе «Функции социальных конфликтов» предложил рассматривать положительные функции конфликта.

Сегодня выделяют следующие функции конфликта:

- позитивные или конструктивные (разрядка напряженности между конфликтующими сторонами, получение новой информации об оппоненте, сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом, стимулирование к изменениям и развитию; снятие синдрома покорности у подчиненных; диагностика возможностей оппонентов);

- негативные или деструктивные (большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально - психологического климата в коллективе, представление о побежденных группах, как о врагах, чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе, уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников после завершения конфликта, сложное восстановление деловых отношений — «шлейф конфликта»).

Существует некоторая норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание. Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конструктивного конфликта в деструктивный.
Существуют пять простых и четыре сложных формы патологической конфликтности. Простые патологические формы конфликтности - бойкот, саботаж, травля (преследование), словесная и физическая агрессия; сложные - протест, бунт, революция, война.

В формах паталогической конфликтности также можно выделить насильственные и ненасильственные действия. Подробную типологию насилия предложил американский исследователь Джозеф Хаймс. К насильственным действиям исследователь, в частности относит такие как: международные войны, городские расовые мятежи, организованная преступность в крупных городах, убийства по заказу
, ограбление поездов и банков, похищение людей и др.

Другой полюс конфликтных действий — ненасильственные действия, условно относимые к конструктивным. Классификацию ненасильственных действий (198 методов) составил американский профессор Дж. Шарп. К методам ненасильственного протеста и убеждения он относит, в частности: публичные выступления, лозунги, карикатуры и символы, молитвы и богослужения, раздевание в знак протеста, уничтожение своей собственности, отказ от почестей, отлучение от церкви, невыход на работу, эмиграция в знак протеста, непотребление бойкотируемых товаров, снятие банковских вкладов, отказ от уплаты налогов, забастовки заключенных, бойкот выборов, отказ от членства в международных организациях, голодовка;
блокирование дорог, стремление к заключению в тюрьму и многие другие. Конструктивность, как правило, сужается до понятия "социальной нормы". Выход за пределы этой нормы и есть деструктивная социальная патология.

Возможность конфликтов заложена в существе самой человеческой жизни.

Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать, прежде всего, социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.

У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.

Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи — неудачно сказанного слова, высказанного мнения и появляется противоречие.

Для перерастания возникшего противоречия в конфликтной ситуации необходимы следующие условия: значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия; препятствие со стороны одного из оппонентов к достижению целей другим участником (даже если это субъективное, далекое от реальности восприятие одним из участников); превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.