Файл: 1 Занятия, направленные на развитие различных форм общения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) Внеситуативно-познавательная (ВП) форма общения.С целью изучения этой формы общения осуществляется чтение обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту детей и имеют познавательный характер (о животных, машинах). Взрослый читает книжку, объясняет, что нарисовано на картинках, дает возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечает на вопросы ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирает сам из ряда предложенных.
3) Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения.С детьми проводится беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает о себе, о поступках разных людей, оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправным и активным участником беседы.
3) Методика «Культура общения»(Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Методика «Культура общения ребенка». За ребенком наблюдают в естественных условиях. Анализ протоколов проводят по схеме: 1) Общение со взрослыми/1. Как обращается к взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.2. Умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать.3. Насколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя прийти ему на помощь. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях.2) Общение со сверстниками/1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени; умеет ли обращаться вежливо, спокойно. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях. 2. Внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение; старается ли помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается ли с его мнением. 3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях: уступает, кричит, дерется, обзывает, обращается за помощью к взрослому. 4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.
Задание по теме 2.2. Дифференциация детей в детском коллективе
Цель: закрепление знаний об особенностях дифференциации детей в коллективе сверстников, формирование умения решать практические задачи по повышению социометрического статуса дошкольников.
Задание 7. Часто отмечается, что если ребенку, имеющему в группе очень низкий статус, предложить участвовать в какой-либо инсценировке, то он ссорится с другими, обижается, плачет.
Ответьте на вопросы:
1) Можно ли такому ребенку в подобной ситуации помочь средствами игры?
2) Каковы при этом действия взрослого?
Игровая деятельность оказывает благотворное влияние на коррекцию негативно-эмоциональных состояний. Она помогает изменить неблагоприятное положение ребенка в группе сверстников. Эффективный путь для этого — успехи в игре. Когда ребенок берет на себя роль, то испытывает чувства, присущие не ему, а другому. Его же чувства, мешавшие ему в жизни, как бы уходят на второй план. Но основная роль в исправлении сложившегося положения вещей принадлежит взрослому. Он должен постоянно привлекать таких детей к совместным играм, одновременно обучая их и игровым действиям, и правилам взаимоотношений.
Задание по теме 2.3. Методические рекомендации по проведению игр с детьми дошкольного возраста
Цель: закрепление знаний об особенностях организации и проведения игр с детьми дошкольного возраста, формирование умения организовывать общение дошкольников в игровой деятельности.
Задание по теме 2.3. Методические рекомендации по проведению игр с детьми дошкольного возраста
Цель: закрепление знаний об особенностях организации и проведения игр с детьми дошкольного возраста, формирование умения организовывать общение дошкольников в игровой деятельности.
Задание 8. Составьте картотеку игр, направленных на развитие детского коллектива (не менее 10 игр). Укажите:
1) название игры;
2) автора и /или источник;
3) цель игры4
4) возрастной диапазон участников;
5) стимульный материал, оборудование;
6) процедуру проведения.
-развивать_открытость'>Картотека игр и упражнений на развитие сплочённости и сотрудничества у детей дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений на развитие сплочённости и сотрудничества у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-развивать открытость, умение проявлять интерес друг к другу;
-вызвать заинтересованность в общей цели;
-развивать готовность внести свою лепту в общее дело;
-развивать готовность идти друг другу на встречу;
-учить умению считаться с интересами других.
1.«Привет фотографии»
Цель: обучение детей узнавать друг друга по фотографии, создание положительного настроя.
-
Ход игры:
Дети сидят в кругу. В центре на столе лежат фотографии лицами вниз. Ребенок выходит в центр круга, берет любую фотографию, затем находит человека по фотографии, подходит к нему и здоровается (пожать руку и сказать «Привет») Ребенок, с которым поздоровались, сначала отвечает на приветствие, а затем выбирает следующую фотографию. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одной фотографии.
2. «Клубочек»
Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.
-
Ход игры:
Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т. д.). Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
3.«Ласковое имя»
Цель: формирование положительной самооценки и самопринятия, знакомство.
-
Ход игры:
Один из детей - водящий - встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась.
Упражнение продолжается до тех пор, пока в центре круга не побывает каждый ребенок.
Вариант. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму своего имени. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.
Вариант. «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно»
4.«Передай игрушку по кругу»
Цель: разминка, разогрев группы, развитие внимания, быстроты реакции, умения действовать сообща.
-
Ход игры:
Дети стоят в кругу. По кругу пускают игрушки. Передавая игрушку,дети говорят: «Дальше, дальше…» Сначала их в два раза меньше, чем детей. По мере увеличения скорости передачи игрушек из рук в руки количество игрушек увеличивается.
Вариант. Дети сидят на ковре и перекатывают друг другу мячи, не останавливаясь. Количество мечей от 2 до 5.
Вариант. Можно добавить еще одно правило.Когда взрослый скажет: «Всё наоборот», игрушки или мячи передаются в обратном направлении.
5. «Передай движение по кругу»
Цель: развитие выразительности движений, воображения, активизация и сплочение детей.
-
Ход игры:
Дети передают друг другу воображаемые предметы: большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, младенца, паука на паутинке, стопку кубиков, горящую свечу. В конце упражнения дети берутся за руки. Взрослый, говоря «Привет», пожимает руку соседу справа, тот следующему по кругу. «Приветик» должен обойти круг и вернуться к взрослому
6.«Животные»
Цель: активизация группы, развитие слухового внимания.
-
Ход игры:
Детям раздаются карточки и изображением нескольких (2 – 4) видов животных. Дети должны, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы. Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.
9. «Невербальное приветствие»
Цель: разогрев группы, преодоления барьеров в общении, снижение эмоционального напряжения.
-
Ход игры:
Участникам предлагается молча здороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами, б) коленками, в) спинами, г) мизинцами, д) плечами, е) локтями и т. д. Упражнение можно проводить при достаточной разогретости группы не в начале занятия.
10. «Поварята»
Цель: развитие внимания, групповой сплоченности.
-
Ход игры:
Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.). Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо.
11.«Путаница»
Цель: разогрев, сплочение группы, снижение напряженности.
-
Ход игры:
«Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу». Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.
12.«Ветер дует на.»
Цель: знакомство, разогрев, сплочение группы.
-
Ход игры:
Со словами «Ветер дует на.» ведущий начинает игру.Вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого. есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
13.«Встаньте те, у кого…»
Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.
-
Ход игры:
Дети сидят на стульях.Ведущий говорит: «Встаньте те,у кого: