Файл: 2. Современным обществом медицина все больше стала восприниматься как сфера оказания услуг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение дисциплины «Основы профессиональной коммуникации» в высшее медицинское образование связано с необходимостью обучения будущих врачей основам коммуникации, формирования у них коммуникативной компетентности. Потребность в коммуникативно грамотных специалистах системы здравоохранения связана с теми социально-экономическими изменениями, которые произошли в обществе, и объясняется наличием следующих социально-экономических, психологических, профессионально-медицинских факторов.

1.   Развитие рыночной экономики и рыночных отношений привели к увеличению числа разнообразных медицинских учреждений (в том числе, платных), что усилило конкуренцию между ними. В условиях разнообразия типов медицинских учреждений возросли требования к качеству медицинского обслуживания.

2.   Современным обществом медицина все больше стала восприниматься как сфера оказания услуг.

3.   Пациенты лечебных учреждений стали больше осознавать свои права на получение качественной медицинской помощи. При этом, они предъявляют повышенные требования не только к качеству и результатам медицинского обслуживания, но и к содержанию самого лечебного процесса.

4.   В самой медицине произошли кардинальные изменения, и из практически гуманитарной науки она превратилась в технико-гуманитарную. Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панков (2003) отмечают, что технический прогресс в медицине имеет и теневую сторону: отчетливее проявляется тенденция к узкой специализации врачей, их внимание в большей степени концентрируется на результатах технически сложных инструментальных методов диагностики и лечения. При этом, своеобразие личности больного человека, его психическое состояние и их влияние на характер и динамику заболевания учитываются недостаточно. Имеет значение и традиционная недооценка медиками психической стороны соматического заболевания и переоценка технических возможностей медицины. Внедрение компьютерных технологий в диагностический и лечебный процесс привело к изменению отношений в системе «врач-пациент».

5.   За последние десятилетия изменился и психологический облик молодежи. Современный студент – это технически продвинутый молодой человек, активный пользователь интернет-ресурсов, возможностей современных средств коммуникаций и информационных технологий, которые опосредуют процесс общения. Это способствовало переводу непосредственного межличностного общения в плоскость виртуального.


6.   В молодежной среде отмечаются тенденции к обособлению и изоляции от других людей.

7.   Широкое использование в обучении тестовых форм контроля знаний негативно сказалось на развитии коммуникативных способностей учащихся, возможности свободно излагать свои мысли, передавать информацию.

Профессия врача относится к числу коммуникативных профессий, профессий типа «человек-человек», и успешное осуществление профессиональной деятельности здесь во многом зависит от характера и качества межличностной коммуникации. Это особенно важно учитывать в процессе подготовки врачей, работа которых имеет ряд отличительных особенностей:

• деятельность врача предполагает интенсивное взаимодействие с большим количеством пациентов;

• профессиональная деятельность предполагает взаимодействие и общение с разными категориями людей, имеющими этнические, гендерные, возрастные, социокультурные, профессиональные, индивидуальные особенности, разный уровень образованности и информированности;

• деятельность врача осуществляется в непосредственном контакте с пациентом;

• врач работает в интимной зоне пациента, что может вызвать напряжение, сопротивление больного человека и ряд психологических защит;

• профессиональная деятельность осложняется работой с людьми, испытывающими на соматическом уровне боль, на психологическом уровне – тревогу и страх;

• профессиональная коммуникация врача требует искусства убеждения и переубеждения, воздействия на мотивационную, когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы пациента;

• эффективность профессиональной деятельности зависит в максимальной степени от удовлетворенности пациента оказанной услугой и благоприятного впечатления от процесса взаимодействия с врачом;

• максимальная степень удовлетворенности пациента и благоприятное впечатление от процесса взаимодействия с врачом способствует установлению долговременных отношений;

• успешная коммуникация с пациентом способствует созданию положительного имиджа специалиста, что увеличивает количество обращающихся к нему больных.

Эти и другие факторы привели к осознанию необходимости организации специальной подготовки будущих врачей в области профессиональной коммуникации и формирования коммуникативной компетентности.

Термин «коммуникация»появился в научной литературе в начале XX в. и употребляется в следующем значении:


Коммуникация (от лат. «communication – сообщение, передача и от «communicare» – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) − это необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, знаний, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей, и занимает ведущее место в сфере социальных процессов.

Коммуникацией также называют процесс двустороннего обмена информацией от одной социальной системы к другой, посредством символов, знаков и образов, ведущий к взаимному пониманию.

Общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации.

В отличие от общения коммуникация − это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств. В процессе общения встает проблема не столько обмена информацией, сколько её адекватного понимания.

Таким образом, коммуникация представляет собой:

а) средство связи любых объектов материального и духовного мира;

б) процесс общения, т.е. передачу информации от человека к человеку;

в) передачу и обмен информацией в обществе в целях воздействия на него.

Общение как социально-психологическая проблема 

Общение может быть определено как процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на их взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию совместной деятельности. В современной психологии общение рассматривается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется – от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоком личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания, накопленные человечеством, его опыт, установившиеся законы и нормы, ценности и способы деятельности, формируется как личность. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и особенности личности и поведения человека. Таким образом, общение является важнейшим фактором психического развития человека.


Развитие навыков общения происходит в процессе социализации. Социализация – это происходящий под влиянием воспитания и социальных условий процесс превращения индивида со всем его врожденным потенциалом в члена общества. Социализация – двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, – это процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Этапы социализации.

1. Первичная социализация. В возрасте 3-х лет происходит идентификация "Я", становятся интересны сверстники.

2. Социализация подростка. Формирование отношения к группе и к себе.

3. Юношеская социализация. Формирование мировоззрения.

4. Социализация взрослых. Коррекция образа "Я".

Институты социализации – это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

 

Общение состоит из нескольких компонентов:

Информационный компонентВ процессе общения люди обмениваются различными представлениями, идеями и пр. Всё это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Обмен информацией возможен лишь тогда, когда человек, направляющий информацию(коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е., они должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

Эмоциональный компонентВ процессе общения люди обмениваются эмоциями, настроениями, чувствами. При этом осуществляется психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

Перцептивный компонентВключает закономерности восприятия людьми друг друга. В социальной психологии под социальной перцепцией понимают процесс восприятия так называемых «социальных объектов» (под которыми подразумеваются люди, социальные группы и т.п.) в социальном контексте. Социальной перцепцией является восприятие, понимание и оценка людьми других людей, самих себя, а также различных социальных объектов. Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.


Основными механизмами социальной перцепции являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Идентификация обозначает уподобление себя другому человеку. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией.  Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду нерациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е., ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизмы эмпатии идентификации сходны: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи сего точки зрения. Однако, взглянуть на вещи с чьей-то позиции не обязательно означает отождествлять себя с этим человеком. Проявляя эмпатию, человек принимает во внимание линию поведения партнера, но свою собственную может строить совсем по-иному. Рефлексия – это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.

Эффекты межличностного восприятия. В процессе знакомства, построения коммуникативных связей складываются отношения, которые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга. При этом, помимо умения конструктивно воспринимать и оценивать партнера по общению, большое влияние на него оказывают сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, житейские представления, сформированные у каждого человека. Выявление этих аспектов необходимо для прогнозирования ситуации межличностного восприятия. К факторам восприятия другого человека относят ряд типичных искажений представления об этом человеке, к которым относятся «эффект ореола» («гало-эффект»), «эффект последовательности», «эффект авансирования» «эффект проецирования на других людей собственных свойств», явление «стереотипизации» и т.д.