Файл: Творчество и артистизм в педагогической деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реферат

Тема: Творчество и артистизм в педагогической деятельности.


Содержание

1.Введение………………………………………………………………3

2. Роль творчества в педагогической деятельности……………………………………………………………4

3. Артистизм как компонент педагогической деятельности ………………………………………………………………………….11

4. Заключение………………………………………………………….15

5. Список литературы………………………………………………….17

Введение

  Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к свое деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.

      Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего творческого начала.

Роль творчества в педагогической деятельности

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.

      Следовательно, педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лить средством для получения наилучшего в данных условиях результата.


       В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

        Творчество обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идеи, умении и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

        Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

      Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть

знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

      Сущность педагогического творчества чаще всего видят в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний, а также в определении правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов.

Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведет к развертыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой стороны, он сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития. При этом педагогическое самосознание -- ключ к решению многих задач, связанных с наличием у педагога потребности в постоянном самосовершенствовании. Вот как рассказал об учителе-энтузиасте 20 годов А.Г. Ривине в своих воспоминаниях писатель Варлам Шаламов: «Он изобрел метод «сочетательный диалог»- экономный и универсальный способ изучения наук.

Способ этот заключался в том, что чуть грамотного человека заставляли зазубрить бином Ньютона и рассказать товарищу. А тот рассказывал в ответ квадратные уравнения. Так в своеобразной «кадрили» пары кружились до тех пор, пока не проходили всей программы. Потом бегло все приводилось в порядок, и курс был закончен. Таким же способом Ривин поступал и с литературой, и с историей, и с физикой. Никаких преподавателей не было, были только карточки, заполненные Ривиным собственной рукой». В этой методике было интересным не только то, что дети проходили школьную дисциплину, «как бы играя и шутя», и не только то, что многие уроки проводились на воздухе, и не только то, что дети учились искать свой собственный языковый стиль, но и то, что классное общение было демократизированным.

Решение проблемы творчества педагога в условиях информатизации и технологизации образования заключается в целенаправленном взаимодействии учителя и учеников, получающих удовлетворение от познания и успешной самореализации. Учительская профессия издавна считалась творческой, но объективная потребность а массовом педагогическом творчестве особенно остро проявилась в наши дни, в связи с ускорением экономического и социального развития, глубокой демократизацией общественной жизни, повышением роли науки. Без настойчивого и повседневного поиска, без инициативы в каждой педагогической ситуации невозможно решить масштабные задачи, поставленные перед российским образованием.


Педагогический поиск еще не стал массовым. В некоторых газетных публикациях передовой опыт противопоставляется до снижениям педагогики и психологии. Все более активно призывают к прямому повторению, тиражированию образцов новаторской деятельности, которой не всегда даются достаточно глубокие оценки, не выдвигаются конструктивные предложения по ее дальнейшему развитию. Творческие находки передовых учителей не достаточно осваиваются наукой. Не изжиты абстрактность, излишним эмпиризм многих исследований, наблюдается известный отрыв как теории от практики, так и практики от теории.
Педагогическое творчество — это всегда поиск и нахождение нового. Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Коллективная педагогическая творческая деятельность служит главным механизмом развития школы и самого коллектива педагогов. Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Нами подчеркивалось, что подлинных педагогов-новаторов не так много, и появляются они не часто.



Педагогическое творчество во многом определяется своеобразием, сложностью, уникальностью и деликатностью его предмета- формирующейся человеческой личностью. Без внутренней активности воспитанника, без его идущей навстречу влияниям деятельности все усилия оказываются тщетными. Это и определяет такую важную особенность педагогического творчества, как необходимость сотрудничества, сотворчества с воспитанниками. В передовом опыте постепенно все больше утверждается не только совместная деятельность учителя и ученика, в которой имитируется творческий процесс (яркий пример — проблемное обучение, когда учитель заранее знает и способ действий, и результат, но ученик должен их найти), но и подлинный совместный поиск (опытническая, конструкторская работа, дискуссии по проблемным вопросам, коллективное обсуждение вариантов совместной деятельности и т.д.). Своеобразие учительского труда заключается и в том, что он лимитирован во времени, а результаты творческих усилий (особенно воспитательные) проявляются не сразу, их трудно оценить и сопоставить. Ориентация на, достижение положительных результатов вовсе не означает, что педагог вообще лишен права на риск. Заранее предвидимые негативные последствия должны быть исключены, а любые просчеты должны своевременно выявляться и устраняться. Высоко оценивая любое проявление педагогического творчества, мы должны подходить к нему дифференцированно, уметь оценить его социальную значимость, масштабность и новизну. Призывы сделать новаторство массовым, побудить всех учителей стать новаторами невозможно осуществить.

Педагогическое творчество — это процесс решения педагогических задач в меняющихся условиях.



Педагогическое творчество — это следствие мастерства. Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки. Педагогическое творчество охватывает все стороны педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов. В творческой деятельности в целостности выражаются познавательная, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная составляющие личности. Чтобы обучиться творческой деятельности, необходимо присутствие устойчивой мыслительной активности и творческой познавательной мотивации у будущих учителей. В область проявления творчества учителя входит решение как педагогических задач, так и коммуникативных, которые служат фоном для педагогической деятельности. В.А. Кан-Калик к коммуникативным задачам относит умение распоряжаться своим психическим и эмоциональным состоянием, особенно в публичной обстановке. Сочетание всех творческих свойств личности педагога определяет ее креативность.
 Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. На своей первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Оптимальные пути его осуществления возможно определить посредством алгоритма или при помощи - эвристической системы правил, следуя которым легче найти решение. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности — необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе. Выполнение этих предписании (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает учителю простор для подлинно творческой работы.
Творческий процесс, по Роджерсу, есть создание с помощью действия нового продукта. Главный побудительный мотив творчества - стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. Такое стремление есть в каждом индивиде и оно лишь ожидает подходящих условий для освобождения и проявления. В теории творчества Роджерс раскрывает его внутренние условия: яяяоткрытость опыту (терпимость к неоднозначности, способность принимать массу противоречивой информации, не отвергая при этом всю ситуацию); источник оценивания находится внутри индивида (ценность произведения не зависит от похвалы или критики других, а устанавливается самим творческим человеком); способность к необычным сочетаниям элементов и понятий (спонтанная игра с идеями, оттенками, формами, отношениями - жонглирование элементами и составление из них невероятных сочетаний, выдвижение «безумных» гипотез, нахождение проблем в общеизвестном, выражение нелепого, «превращение» одной формы в другую и т.п.). При этом Роджерс замечает, что созидательному творчеству может способствовать: признание безусловной ценности индивида; создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание; понимание, сопереживание; психологическая свобода.