Файл: Творчество и артистизм в педагогической деятельности.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Артистизм как компонент педагогической деятельности
Профессионально важным становится развитие ценностного сознания и самосознания, духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культуры, способности к сотворчеству и диалогу, богатство личностных проявлений, образности постановки и решения проблем, одухотворенности, ощущения внутренней свободы, педагогического артистизма.
Среди современных педагогов бытует неоднозначное мнение по поводу необходимости артистизма педагога, так как долгое время в педагогической деятельности артистизм не улавливался, находился без внимания исследователей.
Однако Ш.А. Амонашвили пишет: «Если я хочу, чтобы дети, сидящие за партами, смотрящие мне в глаза, ожидающие от меня чего- то важного, действительно, радовались каждому школьному дню, воспитывались и обучались, не думая о том, что воспитываются и обучаются, я должен заботиться о том, чтобы нить наших деловых отношений была непрерывной и прочной... Я должен набраться смелости и сыграть неповторимую роль педагога-акгера. А суть этой роли заключается в том, что деловые отношения между мной и детьми не должны терять нить своей правдивости, лишать их чувства свободного выбора, чувства исключительности своего участия в деятельности на уроке».
Важно разграничить понятия артистизма и актерствования, педагогического мастерства и педагогической техники. Если речь идет об истинном артистизме, то в игре есть элемент мастерства, педагогической устремленности и психологической гибкости воспитателя. А актерствование в дурном смысле слова ребята легко разгадают.
Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. При этом вопросов «А что обо мне подумают, как я буду выглядеть?» как бы не существует. Артистичный педагог обладает также способностью заражения своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей. В.И. Немирович-Данченко считал, что именно в этой способности заключается талант, а К.С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения.
Как показывают наблюдения, обаяние личности театральные педагоги оценивают очень высоко. Сила обаятельного педагога в том же, в чем и сила обаятельного артиста: ученик попадает к учителю под добрую власть; он не подчиняется ему, а становится самим собой под его влиянием. Обаяние — это искренность, отсутствие фальши, искусственной наигранности в поведении, манерничания и жеманства.
Педагогический артистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму современного педагога.
Артистизм способствует созданию благоприятной обстановки, положительной атмосферы на уроке, помогающий воплощению замысла. Исследования артистизма в педагогическом аспекте представляют собой целый узел нерешенных вопросов: определение его сущности и основных признаков; осмысление его значения в педагогической деятельности и границ влияния на образовательный процесс; сознания условий и средств стимулирования и развития; диагностика артистизма педагога и т.д.
Артистизм, по мнению психологов, под силу любому учителю. Своим поведением на уроке, способностью нетрадиционно излагать материал, он может объединить учащихся, увлечь и повести за собой. Более того, артистическое поведение учителя положительно влияет на учащихся: он делает их более эмоциональными, открытыми, отзывчивыми и тихими. Недаром восточная пословица гласит : «Дерево, на котором много фруктов, его ветви всегда опущены».
Артистичный учитель – это не только способный импровизатор, но и своеобразный мастер, владеющий драматургией урока, то есть особым умением расставлять акценты, паузы, диалоги и монологи на протяжении всего урока. Очень важно, на наш взгляд, чтобы учитель умел «вкусно» говорить. Однако, чтобы вкусно рассказывать о жизни, о предмете, надо очень любить жизнь.
Антон Павлович Чехов говорил М. Горькому: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!» Как видим, писатель, много думавший о школьном учителе, понятие «артист» распространил на всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают. Ему хотелось, чтобы все науки – будь то математика или биология, история или география – преподавались как искусство. Артист в широком смысле слова – это виртуоз, мастер своего дела.
Артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, это высший уровень совершенства в работе. Без него учеников на уроке не поднимешь на желаемую духовную высоту. У педагога нет никаких театральных аксессуаров, театральных средств воздействия: ни сцены, ни декораций, ни костюмов, ни симфонического оркестра. Школьно – классный реквизит прост: стол, стул, доска, наглядные пособия. С точки зрения театра это – реквизитная нищета. И, тем не менее, мы говорим об искусстве учителя, его артистизме.
Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель – возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры; тот и другой труд подвижен, изменчив; только в актерской и педагогической профессиях мы встречаемя с уникальным совпадением личности творца и инструмента творчества; наконец, тот и другой труд – яркое искусство самовыражения. Педагогический артистизм возникает при наличии у учителя богатой духовной жизни, интеллигентности, больших внутренних сил, ведь педагог, в отличии от актера, «играет» самого себя. В этом мы можем оглянуться на судьбы крупных художников, - будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, - мы увидим титанический труд над самим собой, над овладением мастерства, над глубиной познания мира.
Заключение
Осознание и принятие педагогом того факта, что формирование творческой направленности личности должно стать основной функцией обучения, а учет различий в темпах развития у разных учащихся - непременное условие самореализации, очень часто становится важным стимулом, мотивом самосовершенствования личности самого педагога. При этом самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-педагогической науки, передовой практики, совершенствование оценочной деятельности педагога и руководителей педагогического коллектива, позитивная мотивация педагогического труда, неформальное творческое содружество мастеров педагогического труда - вот те основные факторы, которые влияют на профессиональный рост и мастерство учителя.
Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Поэтому одним из актуальных вопросов и явился вопрос о формировании такого качества личности педагога как артистизм. Для более наглядного представления этого качества мы в нашем исследовании попытались сравнить и выявить наиболее общие и различные стороны двух творческих профессий – педагога и артиста.
Профессии артиста и педагога характеризуются коммуникативностью, общностью процессуальных характеристик – они действуют публично и в паре с партнерами. Объект их воздействия является одновременно и субъектом, сотворцом. Деятельность обоих регламентирована во времени, к обоим предъявляются особые требования – стабильность творческой формы; оперативность в управлении своим самочувствием; динамичность эмоционально-волевых процессов; развитое воображение; выразительная внешность. Наиболее сближает учителя и артиста стадия общения, взаимодействия, которая является основой движущей силой и педагогического, и театрального творчества.
Добиваясь высокой информативности, учитель использует зрительные и логические смысловые фиксаторы, находит правильное соотношение между темпом и информационной плотностью текста, темп сочетает с ритмом (темпоритм), информационную плотность варьирует с учетом физического состояния и настроя учеников.
Так же современный учитель должен учитывать психологические аспекты урока, постоянно подвергать испытанию степень развития учащегося, его память внимание, волю, собранность, усидчивость. Учет интересов, способностей, темп мышления, подготовки, отношения к учащимся, склада характера учащихся каждого класса является основным условием творческого урока, который благодаря этому неизбежно варьируется и сохраняет свежесть.
Список литературы
-
Вавилова Н.А. Педагогика сотрудничества // Сайт Социальная сеть работников образования -25.03 2012. -
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика,2005 -
Каменский С.Е. актер или педагог? // наука и школа – 2000 № 5 -
Ваганова Ж. Пед. артистизм. Можно ли им овладеть? // Народное образование – 1999, № 1-2, -
Громкова М. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. — Высшее образование в России. — 1994. -№4 -
Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. -
Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: Культурологический подход. - Белгород; М., 1999 -
Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога.- М., 1995 -
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1985