Файл: Практическая работа к теме 5 Общество согласие Тема занятия Наша сила в единстве! Класс 5А.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 2.5 «Общество: согласие»
Тема занятия: Наша сила в единстве!
Класс: 5А
Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности общественного согласия
историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.
Опорный конспект разговора о ценности общественного согласия
– Вы знаете, какой праздник отмечается 4 ноября? Как он называется?
– Как вы думаете, почему он называется «День народного единства»?
Ответы детей.
Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент и узнаем, почему в нашей стране появился такой праздник.
День народного единства – это не только радость, но и время для размышлений. Мы вспоминаем и о горестных событиях, и о победах, которые помогли сохранить и укрепить Русь.
Почему в этот день говорят о единстве народа, вспоминают давние исторические события? Что это за события? Что празднуют?
Этот праздник связан с историей нашего государства. Память о героях давних лет жива в народе.
Часть 2. Основная
Ребята, мы с вами узнали из видеоролика, какому историческому событию посвящен праздник «День народного единства».
Расскажу вам об этом поподробнее.
Больше четырех столетий назад в нашу страну пришла беда. Часть русских земель, в том числе Москву, захватили и разоряли враги, и так продолжалось два года. Русский народ голодал. И тогда простой житель Нижнего Новгорода Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский обратились к горожанам с призывом объединиться и прогнать врагов с русской земли. Минину и Пожарскому удалось собрать народное ополчение – войско, которое собирается в дни войны. В него могут вступить все желающие, а не только военные, то есть все, кто хочет помочь стране победить. Именно поэтому ополчение называлось народным. Как вы думаете, удалось бы Минину и Пожарскому освободить Москву без помощи народного ополчения? Почему?
Ответы детей.
Жители Нижнего Новгорода помогли собрать деньги на все необходимое, чтобы сражаться с врагами. Они приносили вещи, утварь, драгоценности, чтобы войско смогло двинуться на освобождение Москвы. Воины народного ополчения под предводительством Дмитрия Пожарского прошли пешком от Нижнего Новгорода до Москвы. Как вы думаете, сколько времени они добирались до Москвы?
Ответы детей.
4 ноября 1612 года войско штурмом взяло Китай-город (это центральный район Москвы) и освободило Москву. Врагов прогнали, стала налаживаться мирная жизнь.
Победа стала возможной только благодаря тому, что люди объединились и все вместе встали на защиту своей Родины.
Именно поэтому праздник называется «День народного единства» и отмечается 4 ноября.
Ребята, вы запомнили из видеоролика, где находится памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому?
Ответы детей.
А как вы считаете, Красная площадь – это почетное место для памятника? Почему?
Ответы детей.
Интерактивное задание №1.
Итак, перед нами схема центральной части города Москвы. В самом центре (сердце) Москвы находится Красная площадь. Тысячи людей ежедневно проходят по ней и видят памятник Минину и Пожарскому. Давайте и мы с вами на него посмотрим.
Мы видим стоящего Кузьму Минина, его рука поднята и указывает на Москву!
– Как вы думаете, что означает это жест?
Ответы детей.
– Верно, он призывает защищать столицу нашей Родины!
Дмитрий Пожарский изображен сидящим, он был ранен в сражении. В одной руке у него щит, а другая рука лежит на мече. Меч у Минина с Пожарским один на двоих, он объединяет двух героев: они готовы одержать победу в борьбе с врагами.
Давайте рассмотрим надпись на памятнике. Что тут написано?
(Дети рассматривают, читают (или учитель читает), отвечают.)
Ребята, за что Россия благодарна Минину и Пожарскому?
Ответы детей.
Если мы с вами отойдем от памятника Минину и Пожарскому и немного пройдемся по Красной площади, то увидим небольшой, но очень красивый храм.
Перед нами Собор Казанской иконы Божией Матери. Он похож на красно-белый русский терем с золотыми куполами. Собор тоже связан с Днем народного единства. Когда Москва была освобождена, князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил деревянный собор, в котором разместил икону Казанской Божией матери. Так он хотел увековечить память о победе над врагом. Но вскоре храм сгорел. Позднее на этом же месте на деньги первого царя династии Романовых Михаила Федоровича был возведен каменный собор. Он стал одним из главных храмов Москвы.
Ребята, как вам кажется, что в настоящее время символизирует Собор? О чем он нам напоминает? Ответы детей.
Продолжим нашу экскурсию. Рядом с Красной площадью находится Александровский сад. Здесь на мраморном постаменте мы видим величественную четырехметровую фигуру патриарха Гермогена.
Патриарх – это человек, который возглавляет Русскую православную церковь по всей стране. Патриарх Гермоген – это Патриарх Московский и всея Руси.
Патриарха Гермогена называют заступником Земли русской. Патриарх Гермоген благословил народное ополчение. Также по благословению Патриарха из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы. Икона стала главной святыней ополчения. Патриарх погиб в заточении, не дожив до светлого дня 4 ноября. Имя героя, заступника Земли русской – патриарха Гермогена – навсегда останется в памяти народной.
А сейчас я расскажу вам о том, как единство, сплоченность и вера помогли людям нашего села пережить страшные годы Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война – особый период в жизни хутора Севостьянов.
22 июня 1941 года мирный труд был нарушен фашистской Германией. Гитлеровцы вероломно напали на СССР. Мужское население было мобилизована на защиту Родины. Первая похоронка в наш хутор пришла на отца Ивана Ильича – Кузнецова Илью Сысоича, где сообщалось, что он погиб 9-го марта 1942 года под Матвеевым курганом близ х.Иваново.
Немцы бомбили станицу Селивановскую на Троицу. Над нашими хуторами они делали разворот, поэтому стоял страшный гул. А на утро немцы были в хуторе. Шли они по дороге со стороны Селивановской по направлению к городу на Волге - Сталинграду. Жителей хутора поразило огромное количество техники – машины, мотоциклы. Немцы шли с засученными рукавами, имея гордый вид, как у победителей. Хутор попал в зону оккупации. Немцы в хуторе не остановились, они рвались дальше – к Сталинграду. История нашего родного края оказалась неразрывно связанной с историей непреступного города на Волге.
24 декабря 1942 года русская разведка во главе с командиром Кравцовым Иваном застала немцев врасплох. После полудня в хутор ворвались Советские танки и немцев прогнали к Сорочьей балке, где состоялся ожесточенный бой, в котором принимали участие 5 Советских танков. Советские войска разбили немцев.
После освобождения жители села сообща, вместе стали восстанавливать хозяйство.
Хутора были освобождены, но не была освобождена Россия. Хуторяне своим трудом мужественно ковали победу над врагом. Огромный груз работы лёг тогда на плечи женщин и детей. Им приходилось трудится на полях, фермах. Женщины садились за руль тракторов и комбайнов. Люди трудились с полной самоотдачей и верой в Победу.
В июне 1942 года несмотря ни на что колхоз «Чапаев» отправил на Морозовский элеватор зерно нового урожая на трех бричках, запряженных волами.
Быкова Нина Антоновна вспоминает: «Весной 1943 в колхозе не было тягловой силы, поэтому женщинам пришлось пахать землю на своих коровах. Работали по 16 часов в сутки. Сеяли, косили, молотили вручную». Ударно трудились: Вершинина Марфа Фопеновна, Коновалова Евдокия Селиверстовна, Коновалова Евдокия Еупловна, Коновалова Полина Наумовна, Быкова Анна Капитоновна, Колесникова Матрена Григорьевна, Буянова Ефросия Николаевна и два старика: Денисов Василий Егорович, Молов Василий Савельивич. Председателем колхоза был Тихий Василий Федорович.
125 односельчан погибло на полях сражений в ходе этой страшной войны. Победа была великой радостью, а труд женщин, детей, стариков не стал легче, в сердце каждого из них жила глубокая вера в то, что теперь этот труд созидательный, и скоро настанет день, когда на родной земле не будет разрушенных сел и городов и настанет новая жизнь.
Часть 3. Заключительная (до 5 мин.)
Интерактивное задание №2.
Качества защитника Отечества
Бесстрашие
Отвага
Сплоченность
Сила
Любовь к родной стране
Честность
Справедливость
Смелость
Трусость
Разобщенность
Слабодушие
Лживость
Предательство
Творческое задание Русский народ сложил немало поговорок о дружбе и сплоченности. Например, один в поле не воин. Вспомните вместе с родителями несколько поговорок на эту тему. При затруднении обратитесь к книгам или к материалам сети Интернет. Запишите ваши поговорки на отдельном листе и красиво оформите. В классе соберите коллаж из этих листочков. При желании, посчитайте количество поговорок, записанных учениками класса.
Критерии оценивания:
Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.
Критерий оценивания | Баллы |
Опорный конспект основан на ключевых словах (тезисах), заявленных разработчиками материалов к заданию | 1/0 |
В опорном конспекте учтены возрастные особенности обучающихся | 1/0 |
В опорном конспекте представлена воспитательная ситуация, побуждающая обучающихся к формированию ценностной позиции в отношении патриотизма | 1/0 |
Опорный конспект ресурсно обеспечен (использованы все возможные форматы организации деятельности обучающихся) | 1/0 |
Опорный конспект может быть использован в практической деятельности другими педагогами | 1/0 |
Итог: 5 баллов
Интерпретация результатов:
0–4 балла | Опорный конспект не разработан. Либо разработанный материал не является опорным конспектом. |
2–3 баллов | Опорный конспект нуждается в доработке, не может обеспечить ожидаемый результат при использовании на занятии |
4–5баллов | Опорный конспект может быть предложен коллегам в качестве дополнительных материалов |
Итог: 4-5 баллов