Файл: Найдите и проанализируйте научные статьи (не менее 3) о деятельности педагогов дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративноприкладного искусства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 1.1.

Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о целях и задачах деятельности педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, основных видах программ дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства; формирование умения определять данные цели и задачи; определять специфику современных программ дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

Задание 1. Найдите и проанализируйте научные статьи (не менее 3) о деятельности педагогов дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

На основе анализа каждой статьи и изучения материалов темы сформулируйте основные цели и задачи деятельности педагога в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании. При ответе укажите выходные данные научных статей: ФИО автора, название статьи, откуда взята данная статья и др.

Педагог дополнительного образования — это специалист, который ведет кружок или секцию, работает с детьми в клубе или студии. Он преподает предметы, которые либо не включены в обязательную программу обучения (хореография, шахматы, робототехника, театральное искусство), либо даны в школе на базовом уровне, не позволяющем развить талант ребенка (ИЗО и ДПИ, вокальное искусство, игра на музыкальных инструментах).

Цель педагога:

Создание условий для всестороннего развития личности ребенка, его самоопределения и самореализации; организовать разнообразную коллективную творческую деятельность. Воспитание высоконравственных качеств.

Задачи педагога:

  • выявление художественно одаренных детей и подростков, обеспечение соответствующих условий для их образования, творческого развития, профессионального самоопределения;

  • эстетическое воспитание детей о подростков, в том числе воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей путем приобщения к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

  • профессиональная ориентация обучающихся;

  • формирование общей культуры обучающихся;

  • организация содержательного досуга обучающихся.


Деятельность педагога дополнительного образования в области ИЗО и ДПИ заключается в следующем:

  • Выбирать подходящие методы, приемы и технологии работы с детьми.

  • Планировать работу — на год, на месяц, на каждое занятие. Проводить уроки, анализировать результаты и корректировать планы при необходимости.

  • Организовать дополнительное углубленное образование для одаренных детей. С некоторыми ребятами педагог работает в индивидуальном порядке, в том числе при подготовке к соревнованию, конкурсу, выступлению.

  • Привлекать своих учеников к участию в мероприятиях, соревнованиях и пр. Иногда организовывать такие мероприятия самому или договариваться об их проведении с представителями администрации города, руководством театров, картинных галерей и пр.

  • Консультировать родителей. Объяснять, как продолжать дополнительное образование в домашних условиях, давать рекомендации по дальнейшему развитию талантов ребенка.

Педагог дополнительного образования должен быть:

Коммуникабельным, способным найти общий язык с разными людьми, уверенным в себе. Также в этой работе важны ответственность, умение тщательно планировать, анализировать результаты работы, гибко менять технологии и методики в зависимости от успехов и неуспехов детей. Наконец, необходим педагогический оптимизм — черта, которая поможет вам верить в способности ребенка, снова и снова помогать ему развивать таланты, даже если его результаты смотрятся блекло на фоне прогресса других учеников.

Педагоги дополнительного образования могут работать в государственных и частных школах (в том числе музыкальных, художественных и пр.), в секциях и клубах, в центрах раннего и детского развития, детских технопарках, центрах внешкольной работы, школах развития интеллекта, творческих студиях и пр.

(© 2016–2023 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения». Название: «О профессии педагога дополнительного образования: где учиться и работать, сколько можно зарабатывать». https://niidpo.ru/blog/o-professii-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-gde-uchitsya-i-rabotat-skolko-m.)



(© Яковлевский педагогический колледж, 2015. Название: «Педагогика дополнительного образования». http://yapk87.ru/?page_id=203.)

(Название: «Абсурдность практики применения профессиональных стандартов к деятельности учителя изобразительного искусства в школе и учреждениях дополнительного образования или новые задачи системы ДПО». Автор: Гомбоева Маргарита Ивановна, Спандерашвили Надежда Иннокентьевна и др. https://cyberleninka.ru/article/n/absurdnost-praktiki-primeneniya-professionalnyh-standartov-k-deyatelnosti-uchitelya-izobrazitelnogo-iskusstva-v-shkole-i.)

Задание 2. На основе изучения материалов сети Интернет подберите в качестве примера современную программу дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Определите ее направленность, дайте краткую характеристику целям и задачам, выявите особенности ее содержания и реализации, условия ее реализации и эффективного достижения результатов, а также определите характер образовательных достижений, обучающихся по данной программе. Укажите, в каком учреждении и где реализуется данная программа и на сколько часов она рассчитана.

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся, посредством обучения технике ручного вязания.

Направление: декоративно-прикладное творчество, ручное вязание

Сроки реализации: 3 года.

Возраст детей: 8–15 лет.

Краткое содержание программы. Программа ориентирована на обучение детей технике вязания на спицах и крючком. В первый год обучения - воспитанники знакомятся с основами техники вязания на спицах и крючком, вывязыванием простейших узоров и орнаментов. Знакомятся с историей развития трикотажного мастерства, с историей национальных костюмов. Учатся оформлять и дополнять костюмы. Второй год - дети самостоятельно занимаются разработкой эскиза и изготовлением выкроек изделий. Основное время занятий посвящено практической деятельности. Третий год - индивидуальная творческая работа над созданием костюма. Изготовление аксессуаров. В этой работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, придерживаясь выкройки данного изделия.

(Дворец творчества детей и молодёжи города Волгоград).

Задание 3. Составьте словарь по теме занятия. Поместите в словарь термины «деятельность», «педагог», «педагогическая деятельность», «образование», «воспитание», «развитие», «личность», «образовательный результат», «дополнительное образование», «изобразительная деятельность», «декоративно-прикладное искусство» и др. При
определении понятия укажите источник, откуда Вы взяли это определение.

Для выполнения данного задания воспользуйтесь различными словарями и справочниками:

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Педагог – это специалист, формирующий учебно-воспитательный процесс, обеспечивая образовательный, воспитывающий и развивающий характер для личности, на которую направлена его деятельность. К педагогам относятся также ученые, которые разрабатывают теоретические проблемы педагогической науки.

Педагогическая деятельность — это самостоятельный вид человеческой деятельности, в котором реализуются от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры. Она направлена на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника.

Образование — процесс передачи знаний, накопленных в культуре, индивиду. Образование — совокупность знаний, полученных в процессе, в результате обучения.

Воспитание — процесс обучения, защиты и заботы о детях с целью их здорового развития во взрослой жизни.

Развитие есть необратимое, направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, в результате чего возникает их новое качественное и (или) количественное состояние, основанное на возникновении, трансформации или исчезновении элементов и связей объектов.

Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности – совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение.

Образовательный результат — ЭТО ОЖИДАЕМЫЕ И ИЗМЕРЯЕМЫЕ КОНКРЕТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, выраженные на языке знаний, способностей, компетенций; они описывают, что должен будет в состоянии делать обучающийся по завершении всей или части образовательной программы, а также уровня(ей) образования.


Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Изобразительная деятельность — это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету с помощью художественных материалов (краски, карандаши, кисти, мелки и т. д.).

Декоративно-прикладное искусство, сокращенно ДПИ, — это большой раздел изобразительного искусства. К нему относятся изделия, которые люди используют в повседневной жизни: ковры, ткани, мебель, посуда, коробочки для хранения, ювелирные украшения, игрушки.

arant.zabguso.ru/news/ изобразительная-деятельность

https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/#:

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://sdo.i-college.ru/mod/gbooks/view.php?id=18587&pid=7826#features/14

https://postupi.online/professiya/pedagog/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com

https://dbs-lin.ruhr-uni-bochum.de/personalitaet/ru/index.php?cp=document&id=316&print=1#:

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/33714

https://didacts.ru/termin/obrazovanie.html
Задание 4. На основе анализа материалов сети Интернет подберите по 3–4 примера программ в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства различного вида, реализуемых в учреждениях дополнительного образования. Результаты оформите в виде таблицы.


Название программы, ее направленность

Цели и задачи программы

Особенности содержания

Ожидаемые результаты

«Радуга возможностей»

(НАВИГАТОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Способствовать развитию творческих способностей детей средствами изучения различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Данная программа открывает ребенку широкое поле деятельности, раскрывает перед ним огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности разделы и темы, позволяющие детям выбрать работу по душе. Программа предусматривает одновременное изучение основ изобразительного искусства, технологии лепки и аппликации с учетом возраста обучающихся, а также дает возможность приобретения практических умений и навыков работы с различными художественными материалами.

По окончании обучения дети должны

знать:

разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство;

основные -выразительные средства;

основные приемы работы с пластичными материалами;

- соблюдать технику безопасности при работе с колющими, режущими предметами.

уметь:

- высказывать эстетические суждения о произведениях изобразительного искусства;

- создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы из окружающей жизни, литературных произведений;

использовать в рисовании различные материалы и способы создания изображения;

- лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения;

- создавать сюжетные композиции из 2 и более изображений;

создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания;

- создавать сюжетные и декоративные композиции;

- соблюдать требования техники безопасности при работе с колющими, режущими предметами.

обладать такими качествами как:

- творческий подход к работе;

аккуратность и усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;

умение взаимодействовать с обучающимися и педагогом.

«Декоративно-прикладное творчество»

(Детская художественная школа города Ставрополя)

-выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства в раннем детском возрасте;

-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

-приобретение детьми знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства;

-приобретение детьми опыта творческой деятельности;

-овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

-подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства.

Программой предусмотрена самостоятельная работа в объеме не более 12 часов в неделю. Объем аудиторной нагрузки в неделю – не более 14 часов. Пленэр проводится во 2–5 классах, по 28 часов в год.

Результатом освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков по учебным предметам обязательной части программы:

Рисунок;

Живопись;

Композиция;

Работа в материале;

Пленэр;

История народной культуры и изобразительного искусства;

Беседы об искусстве;

Скульптура;

Компьютерная графика.