Файл: Урока открытого урока по истории в 7 классе. Учитель Баскакова И. Е. Тема Государственное устройство страны в xvii веке. Педагогическая цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Технологическая карта урока открытого урока по истории в 7 классе. Учитель : Баскакова И.Е.


Тема

Государственное устройство страны в XVII веке.

Педагогическая цель

Дать представление о государственном устройстве страны в XVII веке.

Задачи

Продолжать работу с историческими понятиями.

Развивать умение работать с историческими документами.

Продолжить обучение навыкам поисковой деятельности, учить сопоставлению фактов, формулировать выводы и аргументировать свою точку зрения,

Воспитывать любовь к прошлому свое страны.

Тип и вид урока

Изучение нового материала

Формы и методы обучения

Методы:

  • частично-поисковый,

  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала,

  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков.

Формы: индивидуальная, групповая.

УУД

Личностные:

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • уважать мнение других, формировать навыки сотрудничества, умение работать в группе, оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;

  • развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей.

Метапредметные (УУД):

  • Коммуникативные УУД:

  • излагать свою точку зрения (позицию);

  • анализировать и аргументировать свои суждения;

  • делать выводы.

  • Регулятивные УУД:

  • определять цель, проблему в деятельности;

  • оценивать степень и способы достижения поставленных задач, целей.

  • Познавательные УУД:

  • определять понятия;

  • строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

Предметные:

знать основные события внутриполитической жизни страны в начале XVII века

 понимать, что XVII век - важный этап в укреплении российской государственности;

 объяснять значение понятий: городовой воевода

План урока

  1. Образ царя.

  2. Земские соборы.

  3. Боярская дума.

  4. Приказы.

  5. Местное управление.

Основное содержание темы, понятия и термины

Земский собор, приказы, Боярская дума, городовой воевода.

Образовательные ресурсы

1) Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 7 кл. : учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.-М. :Дрофа, 2016.

2) Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова История России с древнейших времен до XVI в. Дрофа 2016




Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне




Здравствуйте ребята и уважаемые гости!

Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…В том истории секрет……

Проверка домашнего задания в форме игры

Собираясь к вам на урок, я взяла сундучок, но это не простой сундучок. В нем находятся предметы, которые забыли люди прошлого. И чтобы нам определить, чьи это предметы мы должны в него заглянуть. Кто мне поможет это сделать? А теперь, я предлагаю вам достать предметы из него и всем вместе определить, кому они принадлежат.

(Царь, крестьяне, духовенство, служивые люди).

-Скажите, как можно назвать этих людей, одним словом?

-А что их всех объединяет?

А какой самый главный орган, в который входили разные сословия начал свою работу с середины 16 века?

С какой целью в феврале 1613 года был созван Земский собор? ПРОБЛЕМА: как Вы думаете, что должны были сделать первые правители из новой династии, что бы навести порядок и помочь своему народу?

-Скажите, ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ВЫЯСНИТЬ на нашем уроке?

Давайте запишем тему урока: «Государственное устройство России в XVII веке» (слайд)

Цель нашего урока : познакомиться с изменениями в политической жизни российского общества XVII в., усилением самодержавной власти, изменениями в системе управления.

Подготовка к восприятию нового материала.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задание

Повторение изученного.


Сословие 17 века.

Входят в государственный аппарат управления во главе с царем.

Земский собор.
Для избрания первого царя из рода Романовых.
Учащиеся высказывают свои предположения. Укрепить свою власть.

Определяют цели урока.

Как Романовы укрепляли свою власть?
Записывают тему.

Самоопределение, смыслообразование(Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Чтобы анализировать изменения в политическом развитии, происходившие в XVII веке, необходимо вспомнить, что представляла собой система управления государством в XVI веке.

Посмотрите на схему «Управление Русским государством в конце XVI века», заполните пропуски, используя слова для справки. Можете сокращать слова.

Делается вывод: в конце XVI века была велика роль сословно-представительных органов власти. Эта форма государственного устройства, при которой наряду с самодержавной властью существовали сословно-представительное собрание – Земский собор и постоянный совещательный орган при верховной власти – Боярская дума.

( слайд)

В рабочем листе. Работа в парах.

На столах лежат маршрутные листы.



Слова для справок: царь; Боярская дума; Земский собор; приказы;  воеводы; губные старосты и другие избираемые представители населения.

Входе заполнения схемы ведётся работа с основными понятиями:

Поговорим об органах центральной власти. Во главе государства стоит царь.

Боярская дума – высший совещательный орган при царе (Объявление войны, заключение мира, введение новых налогов) . Земский собор – орган власти при царе, состоявший из представителей различных слоёв населения, созывавшийся для разрешения наиболее важных государственных дел.

Приказы – органы центрального управления России в XVI – начале XVIII века.

Слушают учителя

Сравнивают свои схемы со схемой на слайде.


Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений )

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися…………..




В условиях хозяйственного разорения и слабости центральной власти в 16 веке цари вынуждены опираться на население. Такой опорой в первую очередь становится Земский собор. Первые изменения произошедшие во время правления первых Романовых- это изменения, которые начинаются с самого образа царя.(слайд)

Образ царя. С началом 17 века в титул правителя официально вошло слово «самодержавец», подчеркивалась неограниченная власть царя. Царь вершина и источник власти. Каждый указ, грамота, челобитная начинается с краткого титула:» «Царю и великому князю». Видео.

Первые Романовы, укрепляя пошатнувшуюся после Смуты царскую власть, старательно подчеркивали свое стремление утвердить «правду» и оградить подданных от произвола.

Перед объяснением даётся общее задание: 1) по ходу изучения нового заполните пропуски в схеме «Управление Русским государством в конце XVII века»; 2) определите общие черты и различия в системе органов государственного управления в России.

Класс делится на три группы, которым даётся задание с дальнейшим предъявлением результатов . Отводится до 10 минут

Организуется работа в группе с документами лежащими на столах..

Работа со схемой, лежащей на столах. Ученики по предъявлении информации заполняют маршрутный лист.

Земский собор.

Выводв начале XVII века по мере укрепления царской власти Земские соборы собирались всё реже, да и лишь для того, чтобы утвердить уже подготовленные царём проекты, а не для обсуждения планов развития страны, как прежде.

Последний Земский собор был созван в 1653 году.

Боярская дума.

Вывод: Постепенно роль Боярской думы уменьшается. Наряду с ней существует при царе так называемая «ближняя» или «тайная дума». В неё царь включал не всех бояр, а лишь некоторых по своему личному усмотрению, иногда и не членов «большой» Думы.

XVII век уменьшение роли Думы. Ее члены обсуждали наиболее важные вопросы: о войне и мире, законах, введении новых налогов и др. Руководил работой либо сам царь, либо назначенный боярин.

Приказы

Делается вывод : главный орган исполнительной власти – приказы. Именно они осуществляли текущую деятельность по управлению страной, выполняли важные административные, военные, судебные, финансовые функции. Создавались по мере необходимости. Руководи лично царь.
Местное управление. Работа с учебником.

Называет сам учитель «Местное управление». Подберите аргументы, доказывающие, что на местах усиливается власть царя ст. 141 текста учебника.

Вывод: происходит переход от выборного местного самоуправления (губные и земские старосты) к назначению царем на места воевод. Воеводы наделены следующими полномочиями : возглавляли местные военные отряды, административной и судебной властью, отвечали перед Москвой за сбор налогов и выполнение повинностей населением.

Давайте проверим что у нас получилось, вернемся к схеме«Управление Русским государством в XVII веке»(сравнивают две схемы, одна на слайде другая на столе)

-Какие изменения произошли в системе управления Русским государством в сравнении с XVI веком (сравниваются две схемы)

Вывод:

-Сегодня мы с вами вспомнили органы системы управления Россией XVI века, познакомились с изменениями системы управления XVII в.
Нам теперь уже известны две разновидности монархического правления: абсолютная монархия и сословно-представительная. В рабочем листе соотнесите понятие и определение.

Проверьте задание, у кого ответы совпали? Поднимите руку. У кого не совпали – исправьте. (слайд)
В Российском государстве в конце XVI века была оформлена сословно-представительная монархия, власть царя была слабой, он вынужден был опираться на верхушку общества.

В XVII в. окончательно утвердился государственный аппарат, одной из важнейших черт которого была централизация власти в руках царя, уменьшалась роль сословно-представительных органов власти, т.е. происходил переход от сословно-представительной монархии к власти царя. ( слайд)



Слушают учителя.


Смотрят видео.

Работа в группах. Предъявление результатов  первой группой. . Работа со схемой.

Запись в тетрадь: 1653 год- прекращение созыва Земских соборов. ( слайд)

Вторая группа.

Предъявление результатов  второй группой. Запись в тетрадь: XVII век- уменьшение роли Боярской думы, усиление влияния «ближней», «тайной» думы.(слайд)

Предъявление результатов третьей группой. Запись в тетрадь . Приказ тайных дел – это контроль за деятельностью государственных учреждений, подчинялся царю. ( слайд)
Слушают объяснение учителя.

Запись в тетрадь: Городской воевода-стоявший во главе города, был опорой царской власти. ( слайд)


Ответ учеников.

Общие черты

1) царь во главе государства;

2) приказы;

3) Боярская дума

Различия

Приказ тайных дел

На местах – в основном назначенные царём воеводы

Большая роль Земских соборов в управлении.


Выполнение задания.

ПОНЯТИЕ

А) Абсолютная монархия

Б) Сословно-представительная монархия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1. Разновидность монархической формы правления, при которой в управлении государством и составлении законов принимают участие представители сословий.

2. Разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках правителя-монарха.

Ключ: А2, Б1(на экран)


Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: закрепление нового материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию


Вот и подошло к концу наше путешествие.

Проверим насколько эффективно вы работали.(16 слайд)

Выполнил небольшое задание.

Тест по теме «Государственное устройство в 17 веке» (17 слайд)

1.В каком году был создан Земский собор :

а) 1549 гб) 1649 гв) 1500 г

2. В каком году прекратился созыв Земских соборов:

а) 1531 г б) 1653 г. в) 1654 г

3. Главный орган центральной исполнительной власти:

а) Земский соборб) Тайная канцелярияв) Приказы

4) первый царь из рода Романовых:

а) Михаил Федоровичб) Иван Грозныйв) Федор Иванович

5) Высший совет при царе:

в) Боярская дума .б) Воеводы в) соборное Уложение

Собрать. Результаты на следующий урок.


Выполнение тестовых заданий ( слайд ).Слушают учителя.

Самопроверка и взаимопроверка.

Познавательные:  общеучебные-структурирование знаний;

логические – осуществление поиска информации.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 18 пересказ, ст. 136-142. Дополнительное задание: подготовить сообщение на тему «Укрепление самодержавной власти в России в 17 в».

По желанию.

Записывают домашнее задание.




VI/Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса




Получили ли ответы на поставленные вопросы?

Оцените свою работу на уроке, продолжите фразы (19 слайд)

На уроке я работал….

Своей работой на уроке я….

Урок мне показался….

Материал урока был мне ……

Моё настроение…….


Отвечают.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений )