Файл: Урока открытого урока по истории в 7 классе. Учитель Баскакова И. Е. Тема Государственное устройство страны в xvii веке. Педагогическая цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока открытого урока по истории в 7 классе. Учитель : Баскакова И.Е.
Тема | Государственное устройство страны в XVII веке. |
Педагогическая цель | Дать представление о государственном устройстве страны в XVII веке. |
Задачи | Продолжать работу с историческими понятиями. Развивать умение работать с историческими документами. Продолжить обучение навыкам поисковой деятельности, учить сопоставлению фактов, формулировать выводы и аргументировать свою точку зрения, Воспитывать любовь к прошлому свое страны. |
Тип и вид урока | Изучение нового материала |
Формы и методы обучения | Методы:
Формы: индивидуальная, групповая. |
УУД | Личностные:
Метапредметные (УУД):
Предметные: знать основные события внутриполитической жизни страны в начале XVII века понимать, что XVII век - важный этап в укреплении российской государственности; объяснять значение понятий: городовой воевода |
План урока |
|
Основное содержание темы, понятия и термины | Земский собор, приказы, Боярская дума, городовой воевода. |
Образовательные ресурсы | 1) Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 7 кл. : учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.-М. :Дрофа, 2016. 2) Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова История России с древнейших времен до XVI в. Дрофа 2016 |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | | |
Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Дан звонок, и все мы смело Принимаемся за дело Путь нелегкий предстоит В даль дорога побежит Мы промчимся чрез века Через многие года Пронесемся над лесами И окажемся мы с вами… Далеко за много лет…В том истории секрет…… Проверка домашнего задания в форме игры Собираясь к вам на урок, я взяла сундучок, но это не простой сундучок. В нем находятся предметы, которые забыли люди прошлого. И чтобы нам определить, чьи это предметы мы должны в него заглянуть. Кто мне поможет это сделать? А теперь, я предлагаю вам достать предметы из него и всем вместе определить, кому они принадлежат. (Царь, крестьяне, духовенство, служивые люди). -Скажите, как можно назвать этих людей, одним словом? -А что их всех объединяет? А какой самый главный орган, в который входили разные сословия начал свою работу с середины 16 века? С какой целью в феврале 1613 года был созван Земский собор? ПРОБЛЕМА: как Вы думаете, что должны были сделать первые правители из новой династии, что бы навести порядок и помочь своему народу? -Скажите, ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ВЫЯСНИТЬ на нашем уроке? Давайте запишем тему урока: «Государственное устройство России в XVII веке» (слайд) Цель нашего урока : познакомиться с изменениями в политической жизни российского общества XVII в., усилением самодержавной власти, изменениями в системе управления. | Подготовка к восприятию нового материала. Отвечают на вопрос. Выполняют задание Повторение изученного. Сословие 17 века. Входят в государственный аппарат управления во главе с царем. Земский собор. Для избрания первого царя из рода Романовых. Учащиеся высказывают свои предположения. Укрепить свою власть. Определяют цели урока. Как Романовы укрепляли свою власть? Записывают тему. | Самоопределение, смыслообразование(Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||
Чтобы анализировать изменения в политическом развитии, происходившие в XVII веке, необходимо вспомнить, что представляла собой система управления государством в XVI веке. Посмотрите на схему «Управление Русским государством в конце XVI века», заполните пропуски, используя слова для справки. Можете сокращать слова. Делается вывод: в конце XVI века была велика роль сословно-представительных органов власти. Эта форма государственного устройства, при которой наряду с самодержавной властью существовали сословно-представительное собрание – Земский собор и постоянный совещательный орган при верховной власти – Боярская дума. ( слайд) | В рабочем листе. Работа в парах. На столах лежат маршрутные листы. Слова для справок: царь; Боярская дума; Земский собор; приказы; воеводы; губные старосты и другие избираемые представители населения. Входе заполнения схемы ведётся работа с основными понятиями: Поговорим об органах центральной власти. Во главе государства стоит царь. Боярская дума – высший совещательный орган при царе (Объявление войны, заключение мира, введение новых налогов) . Земский собор – орган власти при царе, состоявший из представителей различных слоёв населения, созывавшийся для разрешения наиболее важных государственных дел. Приказы – органы центрального управления России в XVI – начале XVIII века. Слушают учителя Сравнивают свои схемы со схемой на слайде. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися………….. | | |
В условиях хозяйственного разорения и слабости центральной власти в 16 веке цари вынуждены опираться на население. Такой опорой в первую очередь становится Земский собор. Первые изменения произошедшие во время правления первых Романовых- это изменения, которые начинаются с самого образа царя.(слайд) Образ царя. С началом 17 века в титул правителя официально вошло слово «самодержавец», подчеркивалась неограниченная власть царя. Царь вершина и источник власти. Каждый указ, грамота, челобитная начинается с краткого титула:» «Царю и великому князю». Видео. Первые Романовы, укрепляя пошатнувшуюся после Смуты царскую власть, старательно подчеркивали свое стремление утвердить «правду» и оградить подданных от произвола. Перед объяснением даётся общее задание: 1) по ходу изучения нового заполните пропуски в схеме «Управление Русским государством в конце XVII века»; 2) определите общие черты и различия в системе органов государственного управления в России. Класс делится на три группы, которым даётся задание с дальнейшим предъявлением результатов . Отводится до 10 минут Организуется работа в группе с документами лежащими на столах.. Работа со схемой, лежащей на столах. Ученики по предъявлении информации заполняют маршрутный лист. Земский собор. Вывод: в начале XVII века по мере укрепления царской власти Земские соборы собирались всё реже, да и лишь для того, чтобы утвердить уже подготовленные царём проекты, а не для обсуждения планов развития страны, как прежде. Последний Земский собор был созван в 1653 году. Боярская дума. Вывод: Постепенно роль Боярской думы уменьшается. Наряду с ней существует при царе так называемая «ближняя» или «тайная дума». В неё царь включал не всех бояр, а лишь некоторых по своему личному усмотрению, иногда и не членов «большой» Думы. XVII век уменьшение роли Думы. Ее члены обсуждали наиболее важные вопросы: о войне и мире, законах, введении новых налогов и др. Руководил работой либо сам царь, либо назначенный боярин. Приказы Делается вывод : главный орган исполнительной власти – приказы. Именно они осуществляли текущую деятельность по управлению страной, выполняли важные административные, военные, судебные, финансовые функции. Создавались по мере необходимости. Руководи лично царь. Местное управление. Работа с учебником. Называет сам учитель «Местное управление». Подберите аргументы, доказывающие, что на местах усиливается власть царя ст. 141 текста учебника. Вывод: происходит переход от выборного местного самоуправления (губные и земские старосты) к назначению царем на места воевод. Воеводы наделены следующими полномочиями : возглавляли местные военные отряды, административной и судебной властью, отвечали перед Москвой за сбор налогов и выполнение повинностей населением. Давайте проверим что у нас получилось, вернемся к схеме«Управление Русским государством в XVII веке»(сравнивают две схемы, одна на слайде другая на столе) -Какие изменения произошли в системе управления Русским государством в сравнении с XVI веком (сравниваются две схемы) Вывод: -Сегодня мы с вами вспомнили органы системы управления Россией XVI века, познакомились с изменениями системы управления XVII в. Нам теперь уже известны две разновидности монархического правления: абсолютная монархия и сословно-представительная. В рабочем листе соотнесите понятие и определение. Проверьте задание, у кого ответы совпали? Поднимите руку. У кого не совпали – исправьте. (слайд) В Российском государстве в конце XVI века была оформлена сословно-представительная монархия, власть царя была слабой, он вынужден был опираться на верхушку общества. В XVII в. окончательно утвердился государственный аппарат, одной из важнейших черт которого была централизация власти в руках царя, уменьшалась роль сословно-представительных органов власти, т.е. происходил переход от сословно-представительной монархии к власти царя. ( слайд) | Слушают учителя. Смотрят видео. Работа в группах. Предъявление результатов первой группой. . Работа со схемой. Запись в тетрадь: 1653 год- прекращение созыва Земских соборов. ( слайд) Вторая группа. Предъявление результатов второй группой. Запись в тетрадь: XVII век- уменьшение роли Боярской думы, усиление влияния «ближней», «тайной» думы.(слайд) Предъявление результатов третьей группой. Запись в тетрадь . Приказ тайных дел – это контроль за деятельностью государственных учреждений, подчинялся царю. ( слайд) Слушают объяснение учителя. Запись в тетрадь: Городской воевода-стоявший во главе города, был опорой царской власти. ( слайд) Ответ учеников. Общие черты 1) царь во главе государства; 2) приказы; 3) Боярская дума Различия Приказ тайных дел На местах – в основном назначенные царём воеводы Большая роль Земских соборов в управлении. Выполнение задания. ПОНЯТИЕ А) Абсолютная монархия Б) Сословно-представительная монархия ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1. Разновидность монархической формы правления, при которой в управлении государством и составлении законов принимают участие представители сословий. 2. Разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках правителя-монарха. Ключ: А2, Б1(на экран) | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: закрепление нового материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
Вот и подошло к концу наше путешествие. Проверим насколько эффективно вы работали.(16 слайд) Выполнил небольшое задание. Тест по теме «Государственное устройство в 17 веке» (17 слайд) 1.В каком году был создан Земский собор : а) 1549 гб) 1649 гв) 1500 г 2. В каком году прекратился созыв Земских соборов: а) 1531 г б) 1653 г. в) 1654 г 3. Главный орган центральной исполнительной власти: а) Земский соборб) Тайная канцелярияв) Приказы 4) первый царь из рода Романовых: а) Михаил Федоровичб) Иван Грозныйв) Федор Иванович 5) Высший совет при царе: в) Боярская дума .б) Воеводы в) соборное Уложение Собрать. Результаты на следующий урок. | Выполнение тестовых заданий ( слайд ).Слушают учителя. Самопроверка и взаимопроверка. | Познавательные: общеучебные-структурирование знаний; логические – осуществление поиска информации. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Параграф 18 пересказ, ст. 136-142. Дополнительное задание: подготовить сообщение на тему «Укрепление самодержавной власти в России в 17 в». По желанию. | Записывают домашнее задание. | |
VI/Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | | |
Получили ли ответы на поставленные вопросы? Оцените свою работу на уроке, продолжите фразы (19 слайд) На уроке я работал…. Своей работой на уроке я…. Урок мне показался…. Материал урока был мне …… Моё настроение……. | Отвечают. Оценивают свою работу. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |