Файл: Платёжная система рф по учебной дисциплине оп. 06. Финансы, денежное обращение и кредит.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Министерство образования и молодежной политики Свердловской области |
ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» |
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Платёжная система РФ
по учебной дисциплине ОП. 06. «Финансы, денежное обращение и кредит»
Специальность 38.02.06. «Финансы»
| Преподаватель | | | | М. А. Третьякова |
| Студента (ки) | | | | Неуймина К.Е |
| | | (подспись) | | (инициалы, фамилия) |
| Группа | | Ф-209/21 | | |
г. Каменск-Уральский, 2023 г
| Введение | 2 | |
1 | Теоретические аспекты платёжной системы РФ | 3 | |
| 1.1 | Характеристика платёжной системы РФ | 3 |
| 1.2 | История платёжной системы РФ | 5 |
2 | Всё о карте МИР | 7 | |
| 2.1 | Характеристина и пользование картой | 7 |
| Заключение | 8 | |
| Список использованных источников | 8 |
ОФОРМИ РАБОТУ В СООТВЕТСТВИИ С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ И ТРЕБОВАНИЯМИ К ПИСЬМЕННЫМ РАБОТАМ В КУТТС!
КУРСОВАЯ РАБОТА НЕ МОЖЕТ СОСТОЯТЬ ИЗ 10 СТРАНИЦ! МИНИМУМ 20!
ВВЕДЕНИЕ
Банк России обеспечивает устойчивость и бесперебойное функционирование национальной платежной системы, необходимую инфраструктуру для осуществления безналичных расчетов на территории Российской Федерации.
Предмет исследования –платёжная система РФ.
Объект исследования – платёжная система РФ и её элементов.
Цель данной работы – изучить платёжную систему РФ и выделить поставленные задачи
-
Дать характеристику платёжной системе РФ -
Обсудить появление платёжной системы в РФ -
Обозначить карту МИР -
Характеристика и пользование картой МИР
Основное задачи платежной системы России заключаются в обеспечении устойчивости национальной российской валюты. Использование субъектами денежных процессов только российской платежной инфраструктуры, без передачи данных за пределы Российской Федерации. Регулирование деятельности операторов по переводу денежных средств, с целью обеспечения ее прозрачности.
1 Теоретические аспекты платёжной системы РФ
1.1 Характеристика платёжной системы РФ
Платежная система Банка России (ПСБР)- сложная организационно-технологическая система. Она выполняет ряд задач, которые направлены на достижение целей Банка России в соответствии с законодательством страны. Согласно положению о платежной системе Банка России, под ней следует понимать общность правил, договорных взаимоотношений, методологий, позволяющую всем участникам осуществлять операции друг с другом по установленной законом схеме.
Она предоставляет широкий спектр услуг кредитным учреждениям и органам государственной власти. ПСБР имеет наименьший риск в национальной ПСБР. ЦБ РФ выступает в качестве главного стабилизирующего элемента всей инфраструктуры. В последнее время годы развития ПСБР характеризовались расширением спектра услуг по управлению ликвидностью путем взаимодействия с организованными рынками. К правовой базе регулирования системы относят: ГК РФ; ФЗ «О ЦБ»; ФЗ «О банках и банковской деятельности»; правила для банков; банковские договора по корсчетам. Система платежей ЦБ РФ является главным элементом, с помощью которого осуществляется денежно-кредитная политика в стране. Через нее проходят существенные по количеству и объему операции платежей.
Задачи системы: Среди основных задач, стоящих перед платежной системой, можно выделить: бесперебойность, эффективность и безопасность функционирования; надежность и прочность, которые должны гарантировать отсутствие срывов в работе; эффективность для выхода потока операций; справедливость в подходе. В таблице ниже охарактеризованы данные о ПСБР за 2018 год.(Приложение 1)
Функции Главной функцией системы можно назвать обеспечение динамики и устойчивости оборотов. При наличии эффективной системы возможен и качественный контроль денежно-кредитной сферы, помощь кредитным учреждениям активно сохранять свою ликвидность, снижая таким образом потребность в крупных избыточных резервов.
Платежная система гарантирует:
-
Средства зачисляются на средства клиентов в день поступления. В некоторых регионах списание и зачисление этих средств производится в режиме, близком к режиму настоящего времени, с возможностью их незамедлительного использования. -
Возможность управлять платежеспособностью методом предоставления финансовым учреждениям внутридневных займов под залог. -
Реализация мер финансовой политики посредством обслуживания кредитных, депозитных, денежных и остальных операций. Расчеты на финансовом рынке. -
В отношении безопасности информации в системе предусмотрены: идентификация, контроль целостности и доказательство подлинности платежных документов, разделение прав доступа и защита от несогласованного доступа к ресурсам системы обработки платежей, контроль над расчетными операциями, секретность (криптографическая защита) платежной информации, резервное копирование программно-аппаратных комплексов и информресурсов.
Платежная система Банка России включает в себя:
-
Срочные электронные платежи в режиме онлайн; -
Более семидесяти специальных систем электронных расчетов внутри регионов, которые работают в постоянном режиме; электронные платежи Московского региона, которая работает в постоянном режиме; -
Совокупность электронных платежей между разными регионами страны, позволяющая производить перевод средств между регионами РФ в течение 1-2 дней; -
Платежные системы с применением платежных терминалов; ряд специализированных расчетных устройств для некоторых регионов РФ и подразделений Центробанка РФ
Основные участники Среди участников платежной системы Банка России можно выделить: ЦБ РФ в лице собственных подразделений. Финансовые учреждения и банки в национальной платежной системе России Федеральное казначейство. Остальные клиенты Центробанка РФ, которые не являются финансовыми учреждениями (филиалами). К компетенции Центрального банка относят управление рисками и контроль риска ликвидности. Он также осуществляет регулирование ее участников, выступает как основной оператор системы.
1.2 История платёжной системы РФ
Свое начало современная российская платежная система берет в 80-х годах прошлого века. Единственным центром расчета в то время был Государственный банк СССР, через который шли все безналичные оплаты. С тех пор прошло всего лишь чуть больше 30 лет, за которые платежи в нашей стране кардинально изменились.
В СССР финансовые и платежные системы строились по модели централизованного планирования. Технологической базы у таких безналичных расчетов по сути не было. Деньги переводились с помощью бумажных поручений, а скорость транзакций зависела от работы почтовой службы.
В конце 80-х годов Госбанк передал часть функций нескольким профильным организациям. Так в позднем СССР началась реформа банковской и платежной систем. За два года, с 1989 по конец 1991-го, количество коммерческих банков в стране увеличилось с нескольких десятков до 1616. Новым финансовым институтам требовалась совершенно иная система межбанковского общения.
История создания национальной платежной системы (НПС) началась в 90-е годы. В 1992 году сразу несколько провайдеров начали борьбу за создание платежной системы в стране: «STB Card», «OLBI Card», «Most Card» и «Union Card». Еще через год конкуренты объединились и продолжили вместе разрабатывать «Объединенную платежную систему».
Собственные платежные системы в начале 90-х годов параллельно разрабатывали Сбербанк и Новосибирская платежная система «Золотая Корона». Однако технологические проблемы не позволили масштабировать ни один из этих проектов до нужного уровня.
Более того, Банк России неоднократно отклонял предложения коммерческих игроков, ссылаясь на то, что ни один из проектов национальной платежной системы не готов к запуску. Поэтому к 1998 году карты систем Mastercard и Visa стали доминирующими платежными инструментами на нашем рынке.
Российские власти считали, что сотрудничать с международными компаниями выгоднее. Поэтому к 2001 году доля Visa по выпуску карт в России достигла 30%. Несмотря на то, что отечественные игроки пытались кооперироваться для создания прототипа НПС, доля Mastercard и Visa постоянно росла. Кризис 2008 года окончательно поделил российский рынок между иностранными гигантами.
В 2014 году первые серьезные санкции против российской банковской системы показали, что создание НПС стало вопросом финансовой стабильности страны. Несмотря на то, что у Российских банков уже была наработанная база решений для создания национальной платежной системы, Банк России пошел по иному пути.
Национальная система платежных карт заработала в 2015 году. К 2021 году карты «Мир» заняли лидирующую долю на российском рынке (порядка 42%), обогнав Mastercard и Visa. Всего со времени создания НСПК выпущено более 113 млн карт, а участниками СБП стали более 200 банков.
По уровню развития платежных технологий Россия заметно обгоняет многие страны-лидеры финтех-индустрии. Бесконтактная оплата, платежи по QR-кодам или круглосуточная банковская поддержка — все это привычные вещи для россиян.
Развитие финтеха в России не ограничилось пользовательскими продуктами. Задачи бизнеса тоже перешли в онлайн, поэтому предприниматели стали выбирать цифровых партнеров для создания финансовых решений.
Запрос на скорость платежей становился все больше. Так, сначала появились Google Pay и Apple Pay для оплаты билетов на поезд, мобильной связи или заказа новой обуви в один клик. Весной 2021 года появился платежный сервис Yandex Pay. Позднее он представил специальное решение для улучшения конверсий на сайтах — Yandex Pay Checkout.
Обычно, впервые заходя на сайт интернет-магазина и делая заказ, люди должны вводить большое количество информации — реквизиты карты, полное имя, адрес для доставки и номер телефона. На этом этапе желание завершить оформление заказа пропадает, и клиенты «бросают» корзину. Checkout же берёт информацию из аккаунта Яндекс ID и заполняет поля за покупателя.
За последние 30 лет платежные системы и инструменты прошли большой путь — от бумажных поручений, которые уходили по почте, до моментальной оплаты заказов в онлайне. История развития финтех-продуктов показывает, что эти инструменты будут трансформироваться в сторону незаметных для пользователя. Люди будут однажды передавать свои реквизиты сервисам, а далее — совершать покупки или проводить транзакции в один клик. При этом каждый пользователь будет уверен в сохранности своих данных и том, что средства уйдут точно по назначению.