Файл: Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Домашнее задание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение.
Домашнее задание. Прочитайте теоретический материал. Выполните в тетради практическую работу.
Человек на определенном этапе своего развития начал активно преобразовывать природу, а его влияние на окружающую среду увеличивалось с каждым столетием , пока не стало ведущим экологическим фактором — антропогенным ( т. е. рожденным человеком ). Перечень экологических проблем , порожденных деятельностью человека ( т. е. антропогенным фактором ) — достаточно большой: рост народонаселения , недостаток продовольствия , энергии , пресной воды, загрязнение окружающей среды и др. Они поставили человечество на грань всеобщего биосферного кризиса.
1 .Загрязнение воздушной оболочки ( атмосферы ).
Атмосферу загрязняют выбросы вредных для здоровья человека и др. организмов отходов промышленных предприятий, выхлопных газов автомобилей ( сероводорода, аммиака , оксидов азота, оксида углерода- угарного газа ), тяжелых металлов и др. Предприятия строительной и угольной промышленности ( цементные заводы , шахты , карьеры ) являются источниками загрязнения атмосферы пылью.
Особую опасность для окружающей среды представляют кислотные дожди. Они приводят к тяжелым последствиям : погибают экосистемы лесов и пресных водоемов.
Другой опасностью для здоровья может стать ослабление озонового экрана нашей Земли, Это тонкий слой газа озона в верхних слоях атмосферы, который задерживает опасную часть солнечного излучения. Это происходит в результате поступления в атмосферу хлорфторуглеродных соединений, которые используются в холодильных установках , кондиционерах , аэрозольных баллончиках — распылителях лаков , красок , парфюмерии и др.
2 . Загрязнение гидросферы ( воды ).
Деятельность человека негативно влияет и на водные природные сообщества. Это — загрязнение промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами ( средства защиты растений от вредителей), удобрениями , которые смываются с полей , создание плотин, дамб, осушение, утечка нефтепродуктов и др.
Ухудшение состояния водоемов, а также истощение водных ресурсов, в первую очередь пресных водоемов и почвенных вод , обостряет проблему питьевой воды. Даже очищенные сточные воды надо ограниченно использовать для нужд промышленности , энергетики , орошения пахотных земель и т. п.
3 . Потери почв и их предотвращение.
Главное свойство почвы — плодородие. Определяет плодородие почвы органическое вещество — перегной или гумус, который получается в результате неполного расщепления бактериями и грибами отмерших растительных остатков. За последние 30 —40 лет значительно уменьшилось содержание гумуса в почвах. Это объясняется недостаточным внедрением современных технологий обработки почвы.
Почвы относятся к практически невозобновимым видам природных ресурсов. Высокая распашка земель приводит к усилению водной и ветровой эрозии почвы ( разрушению почвы водой и ветром ) и сносу плодородного слоя. Большой вред почвам наносят неправильное возделывание,бессистемное орошение и внесение минеральных удобрений. Большие площади почв загрязнены ядовитыми соединениями ( радионуклидами , ядохимикатами и др ). Предотвратить разрушение почв помогут современные технологии земледелия, насаждение лесозащитных полос, правильное внесение удобрений и др.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (5)
Конструирование фильтра для воды
Цель работы: научиться изготавливать (моделировать) простые устройства, защищающие здоровье человека.
Описание хода работы:
1) 1,5-литровую прозрачную пластиковую бутылку разрезать на две части (с помощью родителей!).
Часть с горлышком станет основой для фильтра, а часть с дном – емкостью для отфильтрованной воды.
2) Моделирование загрязнения.
Подберите вещества-загрязнители по аналогии с тем, что они могут символизировать. Например, растительное масло может символизировать разлив нефти, краски – промышленное загрязнение и т.п.
3) Проектирование фильтра.
Зная, с какими загрязнениями придется встретиться фильтру, подберите фильтрующие материалы.
Это может быть гравий, песок, салфетки, вата и т.п.
4) Соберите фильтр по своему проекту, укладывая в перевернутую вниз горлышком часть бутылки фильтрующие материалы. Чтобы мелкие материалы не высыпались через горлышко, можно в первую очередь положить салфетку и не считать это отдельным слоем. Когда фильтр будет готов, его необходимо расположить внутри второй части бутылки, налить загрязненную воду и подождать, пока вода пройдет через фильтр.
5) Анализ результатов эксперимента.
Изучите отфильтрованную воду и слои фильтра, определите, от каких загрязнений вода очистилась, а от каких нет, оказалось ли ваше предположение верным.
6) Оформите результаты своей работы и сделайте вывод.
Оформление результатов работы:
1. Загрязнители:
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
2. Фильтрующие материалы (отметьте на рисунке разными цветами слои фильтрующих материалов с толщиной каждого слоя и последовательностью расположения слоев).
1 ____________________________________
2 ____________________________________
3 ____________________________________
4 ____________________________________
3. Анализ результатов:
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
4. Вывод: ______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Предложения по усовершенствованию фильтра (если вода оказалась недостаточно очищенной):