Файл: алтайский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
целом они помогают только тем, кто хочет учиться. Это означает, что ни одна площадка обучения (курсы, видеоролики, ВУЗ) не научит программировать, если самому не учиться.

ВУЗы и курсы также имеют свои плюсы и минусы. Вот что можно выделить:

  • Поступление в ВУЗ каждый год, но в определенный период. Начать курсы как правило можно в любой момент.

  • Для поступления в ВУЗ может потребоваться сдать предварительные экзамены. На курсы как правило нет такого ограничения.

  • Если поступать во взрослом возрасте, то могут быть сложности с ВУЗом - собрать нужные документы, совмещать с работой. Формат курсов как правило позволяет совмещать с работой.

  • Формат обучения - конспекты, лабораторные, общение с преподавателями, вот это вот все. На хороших курсах все дают, теория в разных форматах (текст, видео).

  • Материал. В ВУЗах дают помимо основной специальности еще непрофильные предметы, например, философия, физкультура, история и многие другие. На курсах же изучается исключительно материал по теме (программирование, разработка, базы данных и тд)

  • Как правило, официальное образование котируется чаще, чем обучение на курсах. Например, при устройстве в государственные компании, корпорации, за границей. Некоторые работодатели пишут, что не принимают людей, окончивших только курсы.

  • В ВУЗ можно поступить бесплатно. Курсы, как правило, платные. Хотя и существуют цифровые профессии, где государство может оплатить курсы.

  • Обучение в ВУЗе составляет 4-5 лет, на курсах - года или два и уже можно работать.

  • Вузы дают отсрочку от армии, а курсы - нет.

Путь самоучки — это своеобразный «метод тыка», происходящий через общение на форумах, поиск единомышленников, хождение по конференциям и т. д. Для широких масс также выпущена куча самоучителей — тысячи книг, но, к сожалению, похожих друг на друга как близнецы.

Главная проблема в самообучении — отсутствие системного подхода. Трудно понять, что учить в первую очередь, а что во вторую, и в каком порядке. Но при желании изучить язык самостоятельно можно, и имея понимание о том, с чего начинать, даже не слишком сложно.

2.2 Создание гайда по обучению языка программирования с нуля

2.2.1 Как выучить

Для самостоятельного изучения языка стоит искать информацию, которая находится в свободном доступе в интернете, причем весьма в огромном количестве, особенно много её на английском языке. К тому же, эта информация бесплатна.


Самоучитель хорош тем, что быстро погружает в тему. Человек может начать писать код практически в тот же день, когда открыл книгу. Но, как говорит преподаватель Джеймс Коппел из Массачусетского технологического института, есть одна проблема: эти книги ничему не учат. Главное там — длинные примеры кода, которые читатель должен воспроизвести. Если есть желание действительно научиться чему-то, лучше начать анализировать эти коды, а затем пробовать создать подобные по ним, изменяя некоторые строчки.

Также можно смотреть различные видео на YouTube. Зачастую там показываются как решения отдельных вопросов, так и алгоритм написания всего кода.
2.2.2 Лайфхаки и советы

В каждом языке программирования есть множество ключевых слов и конструкций, которые порой сложно запомнить. В таких случаях нужно записывать полученную информацию, отлично подойдёт для такой цели частный канал в Telegram, который будет доступен только вам. Там, в удобной для вас форме вы можете описать определение полученных знаний и держать их при себе (так как Telegram кроссплатформенный).

Чтобы извлечь какую-то пользу из самоучителей или лекций, некоторые специалисты рекомендуют выполнять практические задания особым методом. Его можно назвать методом Франклина.

Этот метод очень прост на практике. Можно выделить несколько конкретных действий:

  • Читать книгу как обычно. Когда попадётся образец кода, прочитать его.

  • Закрыть книгу.

  • Попробовать набрать код.

  • Повторить пункты 1−3.

Суть в том, чтобы усваивать мысленные образы — структуры данных, чувствительные к распространению. В этом случае мозг работает по принципу автокодировщика в машинном обучении.

«Автокодировщик — нейронная сеть, что пытается воспроизвести на выходе такие же данные, как и на входе, но с прохождением через промежуточный слой, который слишком мал, чтобы полностью представлять данные. В ходе этой процедуры он учит более компактную репрезентацию данных. Здесь в качестве нейронной сети выступает скопление дендритов в вашей голове», — пишет Джеймс Коппел.

Также можно практиковаться, переделывая чужие коды. К примеру, берём несложный код какого-нибудь сайта и стараемся изменить шрифты, цвет, добавляем свои картинки и текст, меняем их расположение и т.д.

Сообщество программистов может оказаться очень дружелюбным местом, где чтение (или даже модификация) чьего-то кода — это абсолютно нормально. Можно просматривать строку за строкой, размышляя, как каждая из них работает и сочетается с общей картиной. Также, с непониманием помогут справится форумы для программистов, где вам бесплатно и быстро ответят простым языком.



Также можно использовать чью-то работу для вдохновения и идей.

Ассоциация — это немаловажная деталь, особенно в объектно-ориентированном программировании. К примеру, базовые и производные классы можно сравнить с отцом и сыном, а приведение типов с абстракцией свойств, которые сын получил от отца (например, цвет глаз).

Не стоит беспокоиться о том, что на изучение одной темы уходит слишком много времени, лучше потратить нужное количество времени, чем потом из-за излишней торопливости забывать прочитанный материал. Также, не стоит слишком много на себя брать, если в планах есть изучение компьютерных сетей, дискретной математики и языка программирования одновременно. Эффект будет хуже, чем от сфокусированного изучения одного направления. Лучше потратить какое-то количество времени на изучение одного языка, чем иметь кашу в голове.

Для большей мотивации, как вариант, можно внести в процесс элементы игры.

Профессионалы советуют придумать для себя систему правил и поощрений, это поможет сделать обучение более приятным. Поощрения помогут выработать позитивные рефлексы в мозге, когда человек успешно выполняет важную задачу. Они могут превратить процесс обучения из рутинной работы в игру. Например, после того как обучающийся закончит конкретную книгу по программированию, он может купить тот самый рюкзак, о котором думал месяцами.

Стоит устанавливать цели и работать над ними, а также вознаграждать себя, когда они будут достигнуты.

2.3 Проведение эксперимента

На основе созданного гайда был проведен эксперимент по обучению людей языку программирования Python. Несколько человек попробовали изучить язык, следуя советам из созданного гайда.

В первую очередь, участникам было предложено выбрать язык программирования, которой они хотели бы изучить. На этом этапе, в основном, они предпочли выбрать наиболее легкий для изучения язык, с которого и советуют начинать свое обучение новичкам — Python. Также, помимо этого языка, некоторые предпочли язык гипертекстовой разметки документов HTML, основываясь на своем желании написать собственный сайт. Наконец, единицы выбирали в качестве языка, который они хотели бы изучить, JavaScript, являющийся наиболее используемым среди профессиональных разработчиков, Java и C++.

Следующий этап — выбор места обучения. Участникам были предложены варианты: ВУЗ/колледж, курсы либо самообучение, а также описание каждого из вариантов с указанием плюсов и минусов такого вида обучения. Малая часть участников, после подробного разбора данной им информации, поняли, что самообучение им не подходит. Они решили обучаться в колледже и, возможно, продолжить обучение в ВУЗе. Курсы не выбрал никто, посчитав их не лучшим вариантом для достижения их целей. Один человек принял решение отказаться от изучения языка программирования. Остальные же участники согласились на дальнейшее самообучение с использованием созданного в рамках проекта гайда.


Начальный этап изучения — чтение литературы по теме и просмотр обучающих видео. Второй вариант участники посчитали наиболее удобным для себя. Параллельно с этим им была дана подборка советов и лайфхаков для наиболее удачного изучения языка программирования. Не все из них приобрели популярность среди обучающихся. Лайфхак под названием «Поощрение» стал самым действенным. Участникам было предложено создать для себя систему правил и поощрений, чтобы сделать обучение наиболее приятным: необходимо было устанавливать цели и работать над ними, а также вознаграждать себя, когда они будут достигнуты.

И, уже после изучения, был проведен последний этап: выбор, куда идти после изучения языка. Было предложено несколько вариантов: продолжать обучение, работать в офисе либо работать на фрилансе. Большинство посчитали, что им необходимо продолжить обучение, так как знаний для полноценной работы им недостаточно. Остальные же предпочли попробовать свои силы в работе на фриланс-биржах. Работа в офисе не привлекла никого по нескольким причинам: неудобный график, нежелание работать на постоянной основе, а лишь в качестве подработки, неоконченная учеба, несовершеннолетие, а также сложность поиска работы без соответствующего образования (без наличия диплома).

2.2.5 Основные возможные трудности

Чтобы стать хорошим программистом и начать изучать программирование с нуля, нужно сделать ровно две вещи: понять, с какими задачами придется столкнуться, и понять, как их решать.

Сегодня существует огромное количество источников информации, в которых крайне мало знаний — можно читать, смотреть, слушать и ничего не узнать. Остаточных знаний будет 0.

Вторая проблема: очень высокие требования к новичкам. Человек может изучать, изучать и изучать, но когда пойдете устраиваться на работу - вам скажут, что этого мало — нужно больше.

Третья проблема: очень низкая базовая подготовка у огромного количества желающих трудоустроиться. Возможно, есть исключения, но в большинстве случаев все дело в том, что программирование и программисты стали популярными профессиями, и многие видят в этой профессии перспективу без высшего образования. То есть можно нигде не учиться, пойти работать программистами и получить профит. И это проблема, потому что средняя подготовка падает, падает мотивация. Самое страшное, что происходит из-за понижения значимости программирования, — снижается желание его изучать. Многим кажется, что это что-то легкое. Существует мнение, что программисту не надо больших знаний, ему нужно прийти и просто печатать на клавиатуре какой-то код. Это глубоко ошибочное мнение.


Обучающиеся совершенно не готовы к тому, что обучение — процесс медленный и, более того, пожизненный. В программировании никогда не будет ситуации, когда человек выучит все.

Как не бросить обучение в самом начале? Интересный статистический факт: даже на бесплатных курсах программирования 80% участников отсеиваются в первые три дня, столкнувшись с первыми проблемами — вся мотивация исчезает. Поэтому основная проблема при изучении программирования — это оставаться в нужном направлении и мотивировать себя последовательным движением вперед, продолжать двигаться, несмотря ни на что.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сейчас широко распространены языки программирования, с их помощью создано всё программное обеспечение компьютера, а также является востребованной такая профессия, как программист, практически во всех сферах деятельности. Именно поэтому изучение языка программирования является актуальной темой.

В процессе работы над темой исследования была рассмотрена история создания языков программирования, а также создан гайд, включающий общие рекомендации по выбору языка программирования, места обучения, места работы и, непосредственно, советы и лайфхаки по тому, как изучить выбранный язык.

На основе проведенного исследования была выполнена цель работы — создание обучающего web-сайта «Как выучить язык программирования с нуля?».

При выборе языка для изучения, оценивалось несколько факторов, таких как: актуальность и перспективность, простота изучения, цель изучения и многие другие.

Для выбора места обучения также оценивалось множество факторов. ВУЗы и курсы дают разные преимущества, но в целом они помогают только тем, кто хочет учиться. Это означает, что ни одна площадка обучения (курсы, видеоролики, ВУЗ) не научит программировать, если самому не учиться.

Также в работе были даны конкретные лайфхаки по изучению.

На основе созданного гайда был проведен эксперимент по обучению людей языку программирования Python. Несколько человек попробовали изучить язык, следуя советам из созданного гайда. Несмотря на трудности, 90% сумели успешно изучить язык.
Источники информации

В рейтинге языков программирования от TIOBE Software за январь 2023 года С++ обошёл Java // Хабр URL: https://habr.com/ru/news/709630/ (дата обращения: 15.03.2023).
Самообучение в программировании: чем это лучше и хуже университетских лекций // Skillbox Media URL: https://skillbox.ru/media/code/kak_pravilno_izuchat_programmirovanie/?ysclid=lftcgfz16k28812826 (дата обращения: 23.03.2023).