Файл: Понятие социального обеспечения (Виды источников социального обеспечения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
1.1.Понятие социального обеспечения в Российской Федерации
1.2 Виды источников социального обеспечения
1.3 Формы социального обеспечения
ГЛАВА 2. Реализация государственной системы социального обеспечения
2.1 Основные проблемы государственного социального обеспечения
2.2 Проблемы правоприменительной и судебной практики в области социального обеспечения граждан в РФ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в системе социального обеспечения нашей страны налицо явное допущение нерационального и неэффективного использования денежных средств.
Раскрывая понятие «социальное обеспечение», следует исходить из того, что это явление многоаспектное. Это не только форма выражения социальной политики страны, ориентированной на финансовое обеспечение определенных категорий населения, но и комплексное юридическое образование, объединяющие группы норм, относящиеся к различным отраслям права. Федеральный закон от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», регламентирует правовые отношения в концепции обязательного пенсионного страхования, определяет юридическое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания появления и порядок реализации их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Цель работы изучить виды социального обеспечения.
Для достижения указанной автором цели поставлены следующие задачи:
Дать общее понятие о социальном обеспечении;
Рассмотреть формы социального обеспечения;
Объект исследования: общее отношение, складывающееся по поводу и в связи с реализацией прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения.
Предметом данного исследования является комплексность общественных взаимоотношений, которые складываются в ходе защиты не соблюденных прав граждан в сфере социального обеспечения.
Теоретическая и практическая значимость темы данного исследования продиктована не только особенной значимостью этого юридического института на нынешнем этапе развития социума, потребностью усовершенствования регламентирования на законодательном уровне, но и недостаточной разработанностью темы в теоретическом плане.
Методологическую основу исследования составили труды отечественных ученых относительно идей, общих представлений о правовом, демократическом, социальном государстве.
В ходе исследования применялись общие, частно-научные и специальные методы познания.
Эмпирическая основа исследования представлена данными статистики и материалами судебной практики.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
1.1.Понятие социального обеспечения в Российской Федерации
Социальное обеспечение достаточно актуально и важно для людей, проживающих в провозглашенной социальным государством России. Основной закон Российской 56 Федерации тому подтверждение, именно Конституция содержит руководствующие статьи, а именно: 7, 15, 17, 37, 38, 41, 45, 46, 53, которые регулируют сферу социального обеспечения. Защита прав граждан - важная задача Российской Федерации как социального государства.
Право социального обеспечения регулирует не только материально правоотношения, но и процедурно - процессуальные. Право на социальное обеспечение является одним из важнейших прав, гарантированных каждому человеку. Его особая значимость подчеркивается тем, что право на социальное обеспечение закреплено в основном законе Российской Федерации. Часть 1 ст. 39 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом[1]». Кроме того, в данной статье указаны не все основания, по которым может быть оказано социальное обеспечение, т.е. список не является исчерпывающим. Некоторые авторы считают, что точнее было бы говорить о праве на конкретные виды социального обеспечения.
Социальное обеспечение – это система экономических и юридических мер, которые принимаются государством с целью предоставления гражданам материальных благ в случаях наступления социальных рисков для поддержания их собственных доходов и социального статуса, с посредством финансовых ресурсов целевых денежных источников, в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством . Соотношение понятий социальное обеспечение и социальная защита Конституция РФ определяет, что социальная защита включает социальное обеспечение (ст. 72) В Российской Федерации:
• охраняются трудовая деятельность и здоровье граждан; утверждается гарантированный минимальный объем оплаты трудовой деятельности
• предоставляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых людей
• модернизируется концепция социальных служб; утверждаются государственные пенсии, пособия и другие соответствующие гарантии социальной защит[2].
На данный момент социальная политика нашей страны определена в Концепции долгосрочного общественно-экономического развития Российской Федерации на период до 2020[3] г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в частности в Концепции демографической политики Российской Федерации[4] на период до 2025 года, которая утверждена указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 135, в частности в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики[5]» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской федерации[6]».
Социальная защита граждан — это концепция социальных взаимоотношений по предоставлению условий для соответствующей жизнедеятельности граждан.
Следовательно, социальное обеспечение — это комплексность взаимосвязанных и взаимозависимых юридических, общественно-экономических мер, ориентированных на компенсацию и минимизацию последствий, связанных с социальными рисками населения и других физических лиц.
1.2 Виды источников социального обеспечения
В теории права социального обеспечения имеют место два вида источников: международный и локальный. Состав представленных источников определяет происхождением отношений, которые регулируют данную отрасль права. Международные
Международное соглашение – это документ, который заключен Россией с иностранным государством в письменной форме. Данное соглашение регулируется межнациональным правом. При этом совершенно не имеет значения, содержится этот договор в одном документе или нескольких. Также неважным остается его конкретное название. Международные соглашения РФ могут быть подписаны от имени России, Правительства и федеральных органов исполнительной власти[7].
На основании этого будет заключены такие договоры: межгосударственные, межправительственные и межведомственные. После того, как международные соглашения опубликованы, то все его положения могут носить правой характер в РФ непосредственно, если для их реализации не нужно издавать акты внутри государства, а также совершать компетентными органами власти действий, регламентируемых законом .
Международными источниками права общественного обеспечения служат ООН и МОТ, СНГ.
Локальные акты также стоит отнести к источникам права общественного обеспечения. Они актуальны сегодня по причине активного формирования рыночной экономики. Благодаря им удается в значительной степени повысить уровень социальной охраны граждан.
Достигается это по причине наличия дополнительных мер социальной поддержки работающих людей, членов их семей или работников, которые вышли на заслуженный отдых. Как правило, работодатель принимает локальные акты на недоговорных основаниях. Но и они могут содержать акты общественного обеспечения. Самым главным локальным актом остается коллективное соглашение.
Это источник права, который отвечает за трудовое сотрудничество в организации или у частного предпринимателя. Он заключается между работодателем и работниками. В РФ коллективных соглашений имеется более 200 тыс[8].
Примером коллективного соглашения может стать договор, заключенный между ОАО «Газпром» и его дочерними обществами. Каждый работник, предоставивший заявление, может получить дополнительную материальную помощь. Ее размер будет не меньше двух минимальных заработных плат.
В связи с этим будет интересно узнать, какие социальные права по конституции предоставляются каждому человеку-гражданину. Предоставляют такую помощь следующим лицам: многодетной семье; ветераны ВОВ; бывшим воинам, участвующим в боевых действиях; участники аварии на Чернобыльской АЭС.
Если наступает смерть работника, то вся материальная помощь должна быть выплачена его родственниками .
Также предприятие берет на себя обязанность по оплате на погребение и перевозку умерших работников к месту захоронения. Каково место права в системе социальных норм, подробно указано в данной статье.
Будет интересно каждому узнать, какие социальные выплаты при рождении третьего ребенка положены и кому конкретно. Возможно так же будет интересно узнать, какие социальные выплаты матерям одиночкам положены в первую очередь.
Каждый человек, проживающий у себя в стране, должен знать условия, согласно которым он имеет право претендовать на социальное обеспечение. Но разобраться со всеми сложностями этого процесса можно будет только после рассмотрения принципов прав социального обеспечения. Все они регулируются ГК и гарантируют равные права людей при получении той или иной материальной помощи[9].
Специфика источников права социального обеспечения проявляется в следующем:
1) объективная нестабильность;
2) отсутствие кодифицированного акта;
3) большое количество подзаконных актов (в том числе акты министерства труда и социальной защиты , внебюджетных фондов).
Таким образом социальное обеспечение необходимо считать структурным компонентом концепции социальной защиты граждан, которое представляется отображением реальной социальной политики государства. Нужно заметить, что мы живем в действительности, которая обуславливает потребность систематического развития, исходя из этого изменение социальной направленности государства беспрекословно повлечет за собой изменение форм, типов помощи, поддержки и защиты граждан, которое в любом случае отразится на социальном обеспечении.
1.3 Формы социального обеспечения
Пенсия – это финансовая выплата на постоянной основе (в расчете на календарный месяц), осуществляемая в определенном действующим законодательством порядке конкретным категориям субъектов из социальных фондов и иных соответствующих источников, которые главным образом созданы для этих целей[10].
Причинами для пенсионного обеспечения как правило считаются разные правовые факты: достижение определенной законом возрастной категории; возникновение инвалидности; утрата кормильца (для нетрудоспособных членов семьи кормильца); продолжительное осуществление обособленной специализированной деятельности – выслуга лет.
На данный момент все разновидности пенсий, уплачиваемые в нашем государстве, делятся на нижеприведенные типы:
пенсии по обязательному социальному страхованию (уплачиваются из размеров страховых взносов по соответствующему пенсионному страхованию, аккумулированных в пенсионном фонде государства);