Файл: Анализ вовлеченности регионов Дальнего Востока и Забайкалья во внешнюю торговлю по дисциплине Таможенная статистика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 3 – Динамика импорта субъектов ДФО за 2018-2020 гг.
За исследуемый промежуток времени положительное сальдо торгового баланса характерно для большинства субъектов ДФО, что говорит о превышении экспорта над импортом.
Исключение составляет лишь
Приморский край. Сальдо торгового баланса Приморского края в 2018 году составило минус 715,3 млн. долл., в 2019 – минус 1166,2 млн. долл., в 2020 –
минус 2 239,3 млн. долл. (рисунок 4).
Таким образом, можно сделать вывод, что регионы ДФО традиционно являются экспортно ориентированными. Среднегодовая доля экспорта во внешнеторговом обороте округа составляет около 80 %. На импорт приходится около 20 %, в связи, с чем у региона сформировалось устойчивое положительное сальдо внешнеторгового баланса. Однако необходимо заметить,
что за отчетный период наметилась тенденция снижения экспорта, так если в
2018 году экспорт составлял 82 %, то в 2019 году экспорт снизился до 77 %, а в
2020 – до 75 %.
27

Рисунок 4 – Динамика сальдо торгового баланса субъектов ДФО по годам
2.2 Товарная структура экспорта, импорта, изменения в структуре
В приложении В представлена товарная структура экспорта и импорта
Амурской области в 2018-2020 годы.
Анализ товарной структуры экспорта Амурской области показал, что значительную долю в структуре экспорта 2020 года занимают товары групп прочие товары (41%), продовольственные товары (27,4%) и минеральные продукты (25,6%), удельный вес групп в общем объеме экспорта составляет
94%.
Отметим, что экспорт прочих товаров увеличился в 2019 году в 2165,9
раза. В 2020 году тенденция сохранилась, увеличение экспорта по данной товарной группе увеличилось еще в 1,9 раза.
Проведенный анализ структуры импорта Амурской области по укрупненным товарным группам показал, что в целом в течение 2018-2020 гг.
произошли значительные структурные сдвиги в доле импорта минеральных
28
продуктов. Так, в 2018 году, импорт минеральных продуктов составлял 2,0 млн.
долл., в 2019 году импорт товаров данной группы увеличился в 15,8 раз, а в
2020 году на 33 %. Также в 2020 году в 2 раза увеличилась доля текстиля,
текстильных изделий и обуви, и на 21 % увеличился импорт металла и изделий из них.
Таким образом, товарную структуру импорта Амурской области к 2020
году сформировали: машиностроительная продукция (41 %), минеральные продукты (15 %), продукция химической промышленности (9,7 %), а также металлы и изделия из них (9 %), составившие 74,7 % в структуре импорта.
Анализ товарной структуры экспорта ЕАО показал, что значительную долю в структуре экспорта занимают продовольственные товары и минеральные продукты, удельный вес групп в общем объеме экспорта составляет около 96 %. Товарная структуру импорта сформировали машиностроительная продукция и металлы и изделия из них (85 %)
(приложение Г).
Проанализировав товарную структуру Забайкальского края, мы видим,
что на протяжении трех последних лет в крае рост экспорта минеральных продуктов увеличился в 8,1 раза. Экспорт минеральных продуктов является основной долей в структуре экспорта и составляет 96 %. Товарная структура импорта сформирована машиностроительной продукцией (44,3 %), продукцией химической промышленности (12 %), прочими товарами (15,5 %) (приложение
Д).
Если рассматривать товарную структуру экспорта Камчатского края за
2018–2020 гг., то она имеет следующий вид:
– продовольственные товары и сырье– 94,4 %, однако имеется тенденция к снижению экспорта данной продукции с 837,7 млн. долл. в 2019 году до 777,2
млн. долл. в 2020 году (на 8 %);
– экспорт минеральных продуктов в 2020 году вырос в 3,1 раза с 3,5 млн.
долл. (2019 г.) до 10,8 млн. долл. (2020 г.);
29


– экспорт машиностроительной продукции за отчетный период увеличился в 5,4 раза, с 1,5 млн. долл. в 2018 году до 8,1 млн. долл. в 2020 году.
Товарная структуру импорта Камчатки, представлена следующим образом:
– минеральные продукты – 66,6 млн. долл. (29,1 %), из них топливно-энергетические товары – 66,3 млн. долл.;
– машиностроительная продукция – 101,9 млн. долл. (44,6 %), причем в
2019 году импорт по данной группе товара увеличился в 2,9 раза с 36,4 млн.
долл. до 106,1 млн. долл. (приложение Е).
Анализ товарной структуры экспорта Магаданской области показал, что значительную долю в структуре экспорта занимают продовольственные товары и минеральные продукты, удельный вес групп в общем объеме экспорта составляет около 99,6 %. Товарная структуру импорта сформировали:
10000>10000>
1   2   3   4

машиностроительная продукция
(62,2
%),
продукция химической промышленности (24,8 %), продовольственные товары и сырье (6,3 %)
(приложение Ж).
Как видно из приложения К в товарной структуре экспорта Приморского края в 2018-2020 гг. преобладают продовольственные товары, которые, в целом,
составляет 61,2 %. Далее располагаются минеральные продукты и древесина и бумажные изделия по 11 %. В целом эти группы экспорта составляют 83,2% от всего экспорта региона.
В структуре импорта преобладает машиностроительная продукция, на ее долю приходится 60 % импорта. Также значительную долю составляют продовольственные товары и сырье (11 %) и продукция химической промышленности (9 %), составившие в общей сложности 80 % в структуре импорта.
Заметим, что в 2020 году импорт топливно-энергетических товаров увеличился в 2 раза, с 45,5 млн. долл. в 2019 году до 91,9 млн. долл. в 2020 году.
Анализ товарной структуры экспорта республики Бурятия показал, что значительную долю в структуре экспорта занимают минеральные продукты
30

(48,5 %) и машиностроительная продукция (40,6 %), удельный вес групп в общем объеме экспорта составляет около 89,1 %. Товарная структуру импорта сформировали: машиностроительная продукция (45,4 %), продовольственные товары и сырье (22,3 %), удельный вес групп в общем объеме экспорта составляет около 67,7 % (приложение Л).
Значительную долю в структуре экспорта республики Саха (Якутия)
занимают прочие товары (77,0 %) и минеральные продукты (20,3 %), удельный вес групп составляет 97,3 %. Товарная структуру импорта сформировала машиностроительная продукция (74,2 %) (приложение М).
В товарной структуре экспорта Сахалинской области преобладают минеральные продукты, их доля составляет 92,8 % в общей структуре.
В структуре импорта преобладает машиностроительная продукция, на ее долю приходится 64,6 % импорта. Также значительную долю составляют металлы и изделия из них (21,2%), составившие в общей сложности 85,8% в структуре импорта (приложение Н).
Анализ товарной структуры экспорта Хабаровского края показал, что значительную долю в
структуре экспорта занимают древесина и
целлюлозно-бумажные изделия (26 %), продовольственные товары (24,5 %)
прочие товары (24,2 %)и минеральные продукты (15,7 %), удельный вес групп в общем объеме экспорта составляет 90,4 %.
Проведенный анализ показал, что в отчетный период произошли значительные сдвиги в доли экспорта по рядам товаров. Так, если в 2018 году экспорт минеральных продуктов составлял 598,8 млн. долл., то в 2019 году произошло снижение в 2 раза (342,6 млн. долл.). В 2020 году произошло снижение экспорта минеральных продуктов еще на 20 % (274,0 млн. долл.).
Также за отчетный период уменьшился экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий на 29 %, с 655,9 млн. долл. до 469,4 млн. долл.
Экспорт машиностроительной продукции уменьшился в 118,8 раз с 760,6 млн.
долл. до 6,4 млн. долл.
31


Отметим, что экспорт прочих товаров увеличился в 2019 году в 15,6 раз в сравнении с 2018 годом. В 2020 году тенденция сохранилась, увеличение экспорта по данной товарной группе увеличилось еще в 1,5 раза.
Анализ структуры импорта
Хабаровского края также показал значительные сдвиги. Так, в 2018 году импорт минеральных продуктов составлял 55,6 млн. долл., в 2019 году импорт товаров данной группы увеличился в 5,4 раза, а в 2020 году еще на 10 %.
Таким образом, товарную структуру импорта Хабаровского края к 2020
году сформировали: минеральные продукты (46,2 %) и машиностроительная продукция (27 %), составившие в общей сложности 73,2 % в структуре импорта
(приложение П).
Анализ товарной структуры экспорта Чукотского автономного округа показал, что значительную долю в структуре экспорта занимают минеральные продукты (95,4 %). Товарная структуру импорта сформировали следующие группы: минеральные продукты (45,7 %), машиностроительная продукция (22,7
%) и продукция химической промышленности (20,3 %), удельный вес групп в общем объеме импорта составляет 88,7 % (приложение Р).
На основании вышеизложенного товарная структура экспорта Дальнего
Востока на конец 2020 года сложилась следующим образом (рисунок 5).
32

Рисунок 5 – Товарная структура экспорта по ДФО за 2020 г.
Основную долю в товарной структуре экспорта ДФО занимает сырье. По итогам 2020 г. основными товарными группами являются минеральные продукты – 60,0 % (нефть, СПГ, уголь), продовольственные товары и сель-скохозяйственное сырье – 17 % (в основном морепродукты), прочие товары – 15 %. На продукцию машиностроения приходится 3 %, древесину и цел-люлозно-бумажные изделия – 4 %, металлы и изделия из них – 1 %.
По итогам 2020 г. в товарной структуре импорта в ДФО сохраняется высокая доля готовой продукции (рисунок 6).
Основными товарными группами являются продукция машиностроения –
55 %, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 9,2 %,
продукция химической промышленности – 8,8 %, минеральные продукты – 7,8
%, металлы и изделия из них – 7,6 %, текстиль, текстильные изделия и обувь –
5,4 %, на прочие товары приходится 5,3 %.
Рисунок 6 – Товарная структура импорта по ДФО за 2020 г.
33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что внешняя торговля является важной составляющей социально-экономического развития
ДФО и характеризуется следующими особенностями:
– субъекты ДФО являются экспортно ориентированными. Среднегодовая доля экспорта во внешнеторговом обороте округа составляет около 80 %. На импорт приходится около 20 %, в связи, с чем у региона сформировалось устойчивое положительное сальдо внешнеторгового баланса, за исключением
Приморского края. Однако, необходимо заметить, что за отчетный период наметилась тенденция снижения экспорта, так если в 2018 году экспорт составлял 82 %, то в 2019 году экспорт снизился до 77 %, а в 2020 – до 75 %.
– около 90 % внешнеторгового оборота региона приходится на четыре субъекта ДФО: Сахалинскую область, Приморский край, республику Саха
(Якутия), Хабаровский край. За период 2018–2020 гг. среднегодовая доля
Сахалинской области в общем объеме внешнеторгового оборота ДФО
составляет 43,0 %, Приморского края – 24 %, Республики Саха (Якутия) – 12,7
%, Хабаровского края – 8,3 %. На долю остальных субъектов ДФО приходится
12 %.
– по итогам 2020 г. основными товарными группами по экспорту являются минеральные продукты

60,0
%
(нефть,
СПГ,
уголь),
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 17 % (в основном морепродукты). Удельный вес групп в общем объеме экспорта составляет 77 %;
– в товарной структуре импорта ДФО преобладает готовая продукция. По итогам 2020 г. доля товарной группы продукция машиностроения составляет
54,6 %, продовольственные товары - 9,2 %, продукция химической промышленности – 8,9 %, металлы и изделия из них – 7,8 %. Удельный вес групп в общем объеме импорта составляет 80,5 %;
34


– среднегодовая доля Приморского края в общем объеме импорта в ДФО
за период 2018–2020 гг. составляет 63 %, Сахалинской области – 12 %,
Хабаровского края – 10,0 %, Амурской области – 5 %, республики Саха
(Якутия) – 3 %. На долю остальных субъектов ДФО приходится 6,6 %.
Развитие внешнеэкономической деятельности
Дальневосточного федерального округа необходимо для повышения национальной конкурентоспособности.
Одним из значимых направлений социально-экономического развития ДФО может стать внешняя торговля со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, которые в настоящее время играют важную роль в мировой экономике [16].
Внешняя торговля ДФО уже ориентирована на страны АТР, в первую очередь на Китай, Республику Корея и Японию. Дальнейшее ее развитие должно быть связано с диверсификацией товарной структуры экспорта в целях сохранения в ней высокой доли продукции машиностроения и повышения доли товаров с высокой степенью передела и добавленной стоимости в экспорте, а также увеличения доли инвестиционных товаров в импорте. Важной задачей развития несырьевого экспорта ДФО является сохранение высокой доли продукции машиностроения в экспорте. Одним из направлений модернизации машиностроительного комплекса региона может стать организация производства в рамках реализации совместных со странами АТР проектов в авиакосмической промышленности и судостроении [13, с. 413].
ДФО
обладает значительными запасами природных ресурсов,
использование которых в условиях реализации на территории региона совместных инвестиционных проектов, рассчитанных на комплексную переработку сырья и экспорт готовой продукции с высокой долей добавленной стоимости, даст возможность диверсифицировать товарную структуру экспорта
[11, с. 65].
Наряду с развитием промышленности перспективным направлением представляется реализация проектов в
сфере сельского хозяйства.
Продовольственные товары продолжают оставаться одной из основных
35
товарных групп в импорте. Создание на территории ДФО совместных предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции,
в том числе по производству экологически чистых продуктов питания, а также снятие существующих торговых ограничений для российских сельхозпроизводителей позволят обеспечить снижение зависимости от импортных поставок продовольствия и
нарастить экспорт сельскохозяйственной продукции.
Одним из основных сдерживающих факторов для экономического развития
ДФО
является недостаточно развитая энергетическая и
транспортно-логистическая инфраструктура
[4].
Развитие транспортно-логистической инфраструктуры округа связано с реализацией крупнейшего российско-китайского инфраструктурного проекта «Сопряжение проектов строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути» как части китайской концепции «Один пояс – один путь»,
в рамках которого запланировано создание единого транспортно-логистического пространства на территории Евразии, а также с дальнейшим развитием Северного морского пути и освоением Арктики [15, с.
265].
Изменение внутриэкономической политики,
направленной на реструктуризацию производственной сферы Дальнего Востока в целях повышения доли инновационной продукции за счет активизации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества со странами АТР,
связанного прежде всего с развитием экспорта готовой продукции, позволит повысить качество внешнеэкономической деятельности России [6].
36