Файл: Бухгалтерский баланс организации и порядок его составления (Теоретические аспекты бухгалтерского баланса предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 7776

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В наше время абсолютно любое предприятие будет подвержено вниманием не только от таких же предприятий, которые именуются конкурентами, а ещё от большого круга лиц, которые заинтересованы в финансовой устойчивости предприятия, например, кредиторы. При этом резко возрастает значение оценки бухгалтерского баланса.

Собственники анализируют бухгалтерский баланс предприятия для повышения доходности капитала, обеспечения стабильного положения. Кредиторы и инвесторы изучают баланс, для уменьшения своих рисков по займам и вкладам, чтобы в будущем не возникло проблем о не уплате задолженности, поставщики изучают баланс для того, чтобы не было предпосылок о неуплате товара.

Руководители предприятия проводят анализ баланса с целью изучения эффективного использования финансовых ресурсов, повышения доходности капитала, обеспечения стабильного положения предприятия. Можно сказать, что ни одно управленческое решение не может быть принято без экономического обоснования, что усиливает роль оценки бухгалтерского баланса в предприятии.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что бухгалтерский баланс является наиболее полной и достоверной информационной базой, основываясь на которой можно сформировать мнение об имущественном и финансовом положении предприятия за отчетный период, так же необходима постоянная оценка бухгалтерского баланса для выбора политики финансирования и кредитования, поддержания конкурентоспособности и предотвращения кризисных ситуаций.

Целью курсовой работы является изучение бухгалтерского баланса как основной формы бухгалтерской отчетности на примере предприятия ООО «Бизнес Аудит».

Для достижения поставленных целей были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть состав и определить значение бухгалтерской отчетности;
  • изучить понятие бухгалтерского баланса, его принципы построения;
  • изучить структуру бухгалтерского баланса;
  • дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
  • изучить технику составления бухгалтерского баланса исследуемого предприятия;
  • предложить пути по совершенствованию составления бухгалтерского баланса.

Объектом исследования является предприятие ООО «Бизнес Аудит».

Предметом исследования является годовая бухгалтерская отчетность.

Для решения поставленных в работе задач использовались как общенаучные, так и специальные методы анализа и синтеза, логического и ситуационного анализа.


Методической основой написания курсовой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых и экономистов, материалы нормативно-справочной литературы, периодических изданий, таких как: «Консультант», «Главбух», «Бухгалтерский учет», а так же данные учета и отчетности, полученные в ООО «Бизнес Аудит». Большое значение придавалось работам авторов – М.А. Рябовой, Г.В. Савицкой, А.Д. Шеремету и. др.

Практической значимостью исследования выступают рекомендации по повышению эффективности использования бухгалтерского баланса для оценки деятельности фирмы ООО «Бизнес Аудит».

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Состав и значение бухгалтерской отчетности

В условиях рыночной экономики бухгалтерская (финансовая) отчётность представляет собой важнейший элемент информационной системы, выступающий средством внешней коммуникации, служащий основой оценки финансового потенциала организации, эффективности использования финансовых ресурсов организации и её деятельности, является основой планирования, прогнозирования и имеет первостепенное значение в принятии управленческих решений. [9; с. 37]

На сегодняшний день существует достаточно большое количество интерпретаций различных авторов определения финансовой (бухгалтерской) отчётности.

В таблице 1 представлены трактовки различных авторов к понятию финансовой отчетности предприятия.

Таблица 1

Трактовки различных авторов к понятию финансовой отчетности

Автор

Понятие «финансовой отчетности»

1

2

В.Ф. Палий

Единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского (финансового) учёта по установленным формам за отчетный период (месяц, квартал, год), [19; с.24].

В.И. Видяпин

Единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатов её деятельности и изменениях в её финансовом положении, составляется на основе данных бухгалтерского (финансового) учета, [10; с.57].

М.Ю. Мурашко

Это определенным образом сгруппированная информация, предоставляемая различным пользователям для обеспечения функций управления, [18; с.3-4].


Как видно из представленных данных в таблице 1, в трактовке содержания бухгалтерской финансовой отчетности существует несколько подходов, которые отражают разное понимание составляющих содержания.

Так, содержание бухгалтерской финансовой отчетности определяется характеристикой ее элементов, как составных частей единого целого. При рассмотрении содержания бухгалтерской финансовой отчетности как ее элементов, чаще всего, рассматривается содержание ее форм или перечень элементов форм.

Таким образом, бухгалтерская отчетность — это документ, основная задача которого - снабжать пользователей достоверной и своевременной информацией об экономическом потенциале предприятия.

Бухгалтерская отчетность отражает текущее состояние предприятия в денежной оценке. Официальная бухгалтерская отчетность распространяется на предприятия различных отраслей, видов деятельности и организационно- правовых форм и предназначена для широкого круга пользователей. [15; с.44] Отвечая запросам столь разных лиц, бухгалтерская отчетность призвана дать общую, интересующую всех пользователей информацию, а именно:

  1. о финансовом положении предприятия;
  2. о финансовых результатах деятельности;
  3. об изменении финансового положения.

Законом № 402-ФЗ установлено, что бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним - в частности, приложениями являются отчет о движении денежных средств и отчет об изменении капитала. [3]

Стоит отметить, что все формы отчетности в той или иной мере сообщают информацию о финансовом положении предприятия, динамике финансового положения и финансовых результатах его деятельности. Однако можно закрепить за каждой из форм отчетности ее «персональную роль».

В таблице 2 представлена характеристика бухгалтерской финансовой отчетности предприятия.

В современной рыночной экономике бухгалтерская отчетность предприятия становится своего рода активом, который необходимо выгодно подать заинтересованным лицам.

Таблица 2

Характеристика форм финансовой отчетности предприятия

Отчет

Что

отражает

Какую информацию

раскрывает

Показатели

1

2

3

4

Бухгалтерский баланс

Финансовое

положение

Какими ресурсами обладает компания, что явилось источником их формирования, ликвидность, платежеспособность

Активы, обязательства, капитал

Отчет о

финансовых результатах

Финансовые результаты

Какими ресурсами компания сможет обладать в будущем, в какие направления вкладывать генерируемые ресурсы

Доходы и расходы

Отчет о движении денежных

средств

Изменение финансового положения

Операционная, финансовая и инвестиционная деятельность в динамике

Отток и приток денежных средств

Отчет об изменениях капитала

Изменения в собственном капитале

За счет каких источников сформирован капитал и на какие цели он направлен

Поступления и использование капитала


Составление бухгалтерской отчетности – процесс, регламентируемый действующими законодательными актами. К содержанию отчетности также предъявляются требования, которые необходимо выполнять.

Наиболее важным представляется требование достоверности, т. е. отчетность должна дать полную и верную информацию о финансовом и имущественном состоянии компании и итогах ее деятельности в рассматриваемом периоде. В бухгалтерском учете достоверность данных достигается сплошной и непрерывной регистрацией всех хозяйственных операций в строгой хронологической последовательности.

Требование непротиворечивости обеспечивает тождественность учетных записей в аналитике фирмы, на синтетических счетах, в учетных регистрах и, естественно, соответствующей отчетности.

Не на последнем месте находится требование удобства для пользователя при работе с отчетностью. А вот требование нейтральности указывает на то, что при составлении финансовой отчетной информации следует исключить одностороннее удовлетворение интересов одних категорий пользователей за счет интересов других.

Важным условием является также связанность показаний, представленных в отчетных формах и их существенность, входящих в свод требований, предъявляемых к отчетным документам.

Таким образом годовая отчетность формируется из обобщенных значений учетных показателей, полученных из первичных документов и объединяющих представленную в них информацию для создания учетных регистров. На их основе заполняют Главную книгу, а сведения из нее формируют пакет отчетных форм. Этот этап является подготовительным. Далее следует уточнение сведений, работа по установлению ошибок и их устранению. Затем определяются финансовые результаты работы фирмы, и после этого непосредственно заполняются отчетные формы.

Порядок составления бухгалтерской отчетности предполагает, что начинать следует с бухгалтерского баланса, являющегося основным отчетным документом, остальные же формы, по сути, являются разъясняющими и детализирующими балансовые значения.

1.2 Принципы построения бухгалтерского баланса: исторический аспект

Баланс в бухгалтерском учете рассматривается как способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и источников их образования в денежном выражении на конкретный момент времени.


Бухгалтерский баланс должен быть правдивым, реальным, единым, преемственным и ясным. Правдивость – обязательное подтверждение показателей документами, корреспонденцией счетов, бухгалтерскими расчетами, инвентаризацией. Реальность - соответствие статей баланса фактической ситуации. Единство баланса – построение бухгалтерского баланса на единых принципах учета с одинаковым содержанием счетов и т.п. Преемственность баланса - каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего. Ясность – бухгалтерский баланс должен быть понятен широкому кругу пользователей, [17; с.109].

Данные бухгалтерского баланса необходимы:

  1. для контроля структуры средств и источников их образования;
  2. для контроля направлений размещения средств;
  3. для контроля степени изношенности основных средств;
  4. для анализа финансово-хозяйственной деятельности;
  5. для определения платежеспособности;
  6. для оценки финансовой устойчивости предприятия и др.

Для формирования бухгалтерского баланса необходимо решить ряд проблем, прежде всего, понять его суть и значение, принципы группировки статей по активу и пассиву, [14; с.123].

Бухгалтерский баланс определяет состояние организации на отчетную дату и дает возможность сформировать состав и структуру имущества организации, и источников этого имущества. Баланс представляет собой метод экономической группировки, и обобщения имущества организации по составу, и размещению, а также по источникам его создания, представленными в стоимостной оценке на определенную дату. [11; с.63]

Проблема увеличения свойства информационного содержания бухгалтерского баланса по-прежнему остается актуальной. Её решение скрывается в корректировке методов формирования отдельных статей баланса.

Принято считать, что впервые сведения о балансе появились благодаря итальянскому математику, одного из основоположников современных принципов бухгалтерии Лука Пачоли. Само слово баланс возникло в бухгалтерском учете в 14 веке. Но сам термин «баланс» впервые был применен в 1427 г. к финансовым отчетам, так считал Раймонда де Рувера.

Лука Пачоли представлял баланс, как структурированный документ, который состоит из двух разделов – «Актив» и «Пассив», итоговые данные разделов должны были быть равны. [19; с.117]

В активы вносили все без исключения счета с дебетовым остатком, а в пассивы – все без исключения счета с кредитовым остатком. Смысл самих определений «дебет» и «кредит» никак не разъяснялись. По сути же под дебетом понималась левая сторона каждого счёта, а под кредитом – понималась правая сторона счёта.