Файл: Занятие Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 2.

Задание 1.

1. Дайте определение языковой нормы. Аргументируйте важность соблюдения языковой нормы в устной и письменной речи.

Языковая норма – единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетании, предложений), это относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для образованной части общества, то есть правила произношения, словоупотребления, использования грамматических, стилистических и других языковых средств.

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:

- соответствие структуре языка;

- массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих людей;

- общественное одобрение и признание.

Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом - они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

Каждый глубоко уважающий себя гражданин любой страны должен не только уметь говорить на своем языке, он также обязан знать его нормы. Не исключением являемся и мы как носители русского языка и граждане Российской Федерации.

Есть прекрасная пословица: «встречают по одежке, а провожают по уму». Тоже самое и с речью. Одно дело судить о человеке по его внешность, но совсем иное судить по культуре речи. Именно этим раскрывается внутренняя красота человека. Человеку, не владеющему нормами устной и письменной речи, тяжело коммуницировать с окружающими. Речь у таких людей: безграмотная, неясная, невыразительная, она все сильнее и сильнее упрощается. Все чаще наличие обсценной лексики свидетельствует об отсутствия самой культуры речи.

2. Сформулируйте определение литературного языка, территориального и социального диалектов, жаргона.

Любой национальный язык (т.е. язык всей нации) представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких как литературный язык
, территориальные и социальные диалекты, жаргоны, просторечие.

Литературный язык — это язык образцовый, его нормы считаются обязательными для носителей языка. По определению М. М. Гухмана, литературный язык — основная, наддиалсктная форма существования языка, характеризующаяся большей или меньшей обработанностью, полифункциональностью, стилистической дифференциацией и тенденцией к регламентации.

Территориальные диалекты (местные говоры) — устная разновидность языка ограниченного числа людей, живущих на какой-либо территории. Диалекты часто сохраняют языковые особенности, характеризующие предшествующие периоды развития языка, они являются хранителями исторической языковой памяти. Территориальные диалекты, как и литературный язык, имеют свою фонетическую и грамматическую систему и могут служить для говорящих на этих диалектах единственным средством общения. В русском языке выделяют северное и южное наречие, между которыми лежит полоса среднерусских говоров, сочетающих в себе черты обоих наречий.

Литературный язык и диалекты — основные разновидности русского языка.

Социальные диалекты — языковые разновидности отельных групп, порождаемые социальной, сословной, профессионально-производственной, возрастной неоднородностью общества. Социальные диалекты имеют некоторые фонетические, лексические и грамматические особенности, но у них нет своей системы, которая принципиально отличалась бы от системы литературного языка или говоров, ответвлениями которых они являются.

Под жаргоном понимают разновидность речи отдельных социальных групп, объединяющих людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе, интересов (жаргон филателистов), возраста (молодежный жаргон).

3. Перечислите разновидности норм. Приведите примеры нарушений всех видов устных и письменных языковых норм, не упомянутых в теоретическом материале занятия.

Орфоэпические нормы – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение. Орфоэпия в собственном смысле слова указывает, как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических положениях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах и группах слов или даже отдельных словах, если эти формы и слова имеют свои произносительные особенности.



Свёкла, а не свекла, звонИт, звонЯт, а не звОнит, звОнят. Скворе/ш/ник, а не скворе/ч/ник)

Пример нарушения: взрывной звук [г] на конце слова оглушается и на его месте произносится [к]: Бога, Господи, благо.

Лексические нормы – это правила употребления слов в соответствии с их значениями и возможностями сочетаемости.

Нежелательно использовать, например, ненужные пояснительные слова :Впервые дебютировал.

Пример нарушения: «В спортзале висела треугольная груша». Сочетание треугольная груша неверно, так как в значение слова груша не входит понятие формы треугольная.

Морфологические нормы – это правила образования слов и форм слова.


Нельзя, например, соединять две формы образования степени сравнения прилагательных: Более худшее, более лучшее и т.д.


Пример нарушения: Окна закрыты прекрасной тюлью. (Нужно: тюлем — слово тюль — м.р.).

Синтаксические нормы – это правила построения словосочетаний и предложений.
Причастный оборот, как известно, должен стоять перед или после определяемого слова. Нельзя сказать: Купленные билеты вне кассы недействительны.


Пример нарушения: «На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках».

(Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)

Стилистические нормы – этот правила выбора языковых средств в соответствии с ситуацией общения. Многие слова русского языка имеют определенную стилистическую окраску – книжную, разговорную, просторечную, что определяет особенности их использования в речи.

Эта книжка правдиво отражает борьбу русского народа против французов.

Пример нарушения: Нарушение сочетаемости «Улучшить уровень - Повысить уровень».

Орфографические нормы – правила написания слов.

Пример нарушения: вой-на, раз-бить, а не *во-йна, *ра-збит.

Пунктуационные нормы – правила постановки знаков препинания.

Пример нарушения: Рекламные плакаты магазинов «Линия тока» говорят нам – там где выгодно! Отсутствует запятая между указательным словом 
там и придаточным предложением.

Задание 2.

Прочитайте слова. Запишите, поставьте ударение.

БлокИровать, маркировАть, премировАть, нормИровать, национализИровать, приватизИровать, гофрировАть, конструИровать, пломбировАть, экспортИровать, делегИровать, бомбардировАть.

Задание 3.

Пользуясь словарем, обозначьте ударение в следующих словах.

АгЕнт, Алиби, алкогОль, анАтом, апеллЯция, аргумЕнт, арЕст, афЕра, бАловать, безУдержный, валовОй, вероисповЕдание, возбужденО, гастронОмия, дактилоскопИя, диалОг, диспансЕр, договОр, докумЕнт, закУпорить, занятОй (человек), зАнятый (кем-н., чем-н.), звонИт, звонЯт, изобретЕние, идентификАция, индустрИя, каталОг, квартАл, киломЕтр, мАстерски, медикамЕнт, мИзЕрный, нАбелО, надОлго, намЕрение, незаконнорождЕнный, некролОг, обеспЕчение, облегчИть, освЕдомить, осуждЕнный, поИмка, пОхороны, премировАть, приговОр, псевдонИм, принУдить, срЕдства, соболЕзнование, сосредотОчение, усугубИть, фенОмен, ходАтайство, экспЕрт, шофЕр.

Задание 4.

Установите по словарю значения иностранных слов, обозначьте ударение, произнесите правильно.

агрЕссия- Нападение одного государства на другое с целью захвата территории, уничтожения или ограничения его независимости и насильственного подчинения его населения захватчику.

альтернатИва- такое положение, когда необходимо из двух обстоятельств непременно избрать одно

аннЕксия- насильственное присоединение государством всей или части территории другого государства в одностороннем порядке

апартеИд- принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп полит. крайняя форма расовой дискриминации, выражающаяся в ограничении или лишении прав, в территориальной изоляции какой-либо группы населения.

аудиЕнция- Официальный прием у лица, занимающего высокий пост; прием главой государства главы дипломатического представительства.

аффЕкт- Порыв чувства, доходящий, под сильным и внезапным впечатлением до самозабвения, до исступления, и происходящая отсюда приостановка или затруднение в нормальном течении остальных душевных движений.

афЕра- недобросовестное, мошенническое предприятие, добывание денег посредством обмана

атлЕт- так называли древние тех, кто состязался в силе и ловкости на народных играх.

бытиЕ- филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект


многожЕнец- Мужчина, у которого несколько жен

брудершАфт- Это слово употребляется в выражении: пить брудершафт пить на дружбу, после чего пьющие переходят на ты

кОдекс- единый, свободный, внутренне согласованный кодифицированный акт

компетЕнция- круг ведения какого либо учреждения
опЕка- Наблюдение за недееспособными гражданами (малолетними, душевнобольными и т.п.), попечение о их личных и имущественных правах, возлагаемое государством на кого нибудь

отЕль- Богатая, большая гостиница или жилище знатного семейства.

конЕчно- Разумеется, само собой разумеется, несомненно, очевидно, понятно, вестимо, ясно, ясное дело, нечего говорить, что и говорить, спору нет, все конечно.

скУчно- невесело

никчЕмный- человек никуда не годный, ни к чему не полезный: никчЕмность, негодность