Файл: Содержание Введение Личность Гераклита, его философское мировоззрение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.2 Высказывания Гераклита
Не мне, но Логосу внимая, разумно признать, что все едино.

Мышление - великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное, и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.

Те, кто, слушая, не внимают, уподобляются глухим, о них свидетельствует изречение: «присутствуя, они отсутствуют».
Природа любит скрываться.

И солнце встает не таким, каким садится.

Много злых и мало добрых.

Роком я называю порядок и последовательность причин, когда одна причина, связанная с другой причиной, порождает из себя явление.

Единое, расходясь, само с собой согласуется: обратно возвращающаяся гармония…

Война (борьба) - отец всех вещей, отец всего.

Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это.

К слову, сущему всегда непонятливы люди.

Нужно, чтобы люди, занимающиеся философией, о многом были хорошо осведомлены.

А кормчий всего есть Перун (огонь вечный).

И этот мир не создан никем - не из людей, не из богов; он был, есть и будет - вечным огнем, мерами вспыхивающим и мерами затухающим.

Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю.

Природа любит прятаться.

Тайная гармония лучше явной.

Я искал самого себя.

Глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские.

Должно знать, что война общепринята, что вражда есть закон, и что все возникает через вражду и взаимообразно.

Война - отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других - людьми, одних творит рабами, других - свободными.

На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды.
Век - дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле.

Личность - божество человека.

Народ должен сражаться за попираемый закон, как за стену (города).

Рожденные жить, они обречены на смерть, да ещё оставляют детей, чтобы родилась смерть.

Многознание уму не научает.

Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим.

Для бодрствующих существует один общий мир, а из спящих каждый отворачивается в свой собственный.

Заключение

Нам представляется возможным считать, что учение Гераклита в нашей работе было раскрыто в полной мере. В процессе работы были тщательно исследованы различные точки зрения на его учение. Были рассмотрены некоторые политические аспекты биографии Гераклита. Мы выяснили, что Гераклит был одним из самых необычных людей той эпохи, что повлияло на его взгляды. Благодаря этому, учение Гераклита отличается уникальностью и глубиной философской мысли. В частности, Гераклит принимал в качестве первоисточника всего сущего огонь. Вся материя, по его взглядам, происходит от огня и в него же уходит. Также, благодаря Гераклиту в философию был введен термин «логос», который рассматривается как некий божественный закон и обычно ассоциируется с космосом. Кроме всего этого, Гераклит ввел первое понятие о всеобщей, постоянной изменчивости и релятивизме - относительности. Главным источником познания Гераклит считал мышление, а второстепенным - чувства.


Интерес представляют и его взгляды на само мышление, как процесс, присущий всем людям. Он приводит человека к верному выводу о единстве всех знаний, причем многозначные, но мнению Гераклита, не приближает человека к мудрости. Учение Гераклита оказало существенное влияние на взгляды многих древнегреческих философов из разных школ и разных направлений, а также сказалось на взглядах философов других эпох.

Список использованных источников

1. Ахутин А. В. Античные начала философии/ А. В. Ахутин. - СПб.: Наука, 2010, 782 с.

2. Лебедев А. В. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов) / А. В. Лебедев. - СПб.: Наука, 2014, 533 с.

3. История философии: учебник / Под ред. В. П. Кохановского, В. И. Яковлева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

4. Прокофьева Г. П. Философия: курс лекций / Г. П. Прокофьева. - Хабаровск: ДВГУПС, 2007, 175 с.

5. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.

6. Школкина И. Н. Курс лекций по классической и неклассической философии: Учебное пособие / И. Н. Школкина. - Саранск, 2008, 149 с.

Краткий конспект монографии Лебедева А. В.

«Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов)» / А. В. Лебедев. - СПб.: Наука, 2014
Монография распадается на две части. Часть 1 содержит очерк жизни и философии (логоса)  Гераклита Эфесского, а также анализ его метафорического языка, без понимания которого путь к философской мысли Гераклита закрыт. Основной вывод: Гераклит был не физикалистом-«досократиком», а этико-политическим и теологическим мыслителем реформаторского склада, его трактат во многом предвосхищает проблематику «Государства» Платона, а в этике и философии природы содержит все основные положения стоицизма.

Часть 2 представляет собой новое критическое издание греческого текста (логоса) сохранившихся фрагментов Гераклита с русским переводом и комментарием. Это издание отличается от предшествующих не только новой редакцией греческого текста, но и самим составом и расположением фрагментов, стремящимся, по возможности, реконструировать в общих чертах первоначальный текст и структуру утраченного трактата Гераклита «О природе».



Название нашей книги «Логос Гераклита» содержит гераклитовскую многозначность. Логос по-гречески может означать, среди прочего, и учение, теорию, и философский трактат, но также и слово или текст. Когда Гераклит противопоставляет свой логос логосам других, он имеет в виду оба значения. При этом превосходство своего логоса над логосами других он обосновывал тем, что его логос - и философское учение, и книга его излагающая - является точной копией логоса Вселенной, который ему удалось благодаря пониманию грамматики космоса перевести с «языка природы» на простой греческий и изложить в назидание согражданам и потомкам в сочинении, посвященном в храм Артемиды Эфесской.

Восходящее к древности мнение о «высокомерии» и снобизме Гераклита несколько преувеличено. В известном смысле он скромно отказывался от авторства своей книги в пользу космического бога, вещающего его устами («внемля не моему логосу...»). Первая часть нашего исследования реконструирует логос Гераклита как мысль, вторая - логос как слово. Но поскольку оба они, по Гераклиту, восходят к одному небесному оригиналу, в названии нашей книги содержится аллюзия и на этот третий Логос как центральный пункт гераклитовской философии.