Файл: Методические указания по написанию выпускной квалификационной работы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38. 03. 04 Государственное и муниципальное управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Методические указания по написанию выпускной квалификационной работы для студентов, обучающихся по направлению подготовки
38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
квалификация (степень) - бакалавр
Москва
2022

2
Методические указания предназначены для студентов Московского
Международного университета, обучающихся по направлению 38.03.04
«Государственное и муниципальное управление» заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Рекомендованы кафедрой экономики и управления
Протокол № 1 от 01.09. 2022г
Содержит учебно-методический материал для подготовки выпускной квалификационной работы: примерную тематику работ, требования, предъявляемые к содержанию выпускных квалификационных работ, методические указания по выполнению отдельных разделов работы, правила оформления ВКР, образцы документов, необходимых при оформлении ВКР, рекомендации по подготовке к защите ВКР и т.п.

3
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………….
4 2.
ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ БАКАЛАВРСКОЙ
РАБОТЫ…………………………………………………..
14 2.1. Выбор темы работы и объекта исследования……..
14 2.2. Прохождение преддипломной практики и сбор фактического материала……………………
16 2.3. Подбор и изучение литературы…………………….
18 2.4.Составление плана бакалаврской работы……………
20 3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ОТДЕЛЬНЫХ
РАЗДЕЛОВ
БАКАЛАВРСКОЙ
РАБОТЫ……………………………………………………
21 4.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ…………………………….
29 5.
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА БАКАЛАВРСКОЙ
РАБОТЫ…………………………….
43 5.1.Подготовка иллюстративного материала…………...
43 5.2.Оформление бакалаврской работы………………….
45 5.3.Подготовка доклада…………………………………..
46 5.4.Защита бакалаврской работы………………………...
47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Информация о примерной тематике выпускных квалификационных работ для бакалавров направления 38.03.04
Государственное и муниципальное управление, направленность
“Региональное и муниципальное управление”
52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Аннотация к ВКР
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Образец аннотации
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Примеры содержания бакалаврских работ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Пример оформления списка использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Образец титульного листа ВКР
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Бланк задания на выполнение ВКР
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Образец титульного листа иллюстративного материала к ВКР
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Бланк отзыва на ВКР


4 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к итоговой государственной аттестации бакалавра по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (направленность Региональное и муниципальное управление»).
Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа (ВКР) является формой государственной итоговой аттестации, цель которой установить соответствие уровня подготовленности обучающегося к решению профессиональных задач, требованиям соответствующего Федерального государственного образовательного стандарта, проверить и оценить приобретенные студентом в процессе обучения общекультурные и профессиональные компетенции.
К итоговой государственной аттестации, соответственно к подготовке и защите ВКР, допускаются студенты, успешно завершившие теоретическую подготовку в соответствии с учебным планом и не имеющие академической задолженности.
Бакалаврская работа – это самостоятельная работа студента, базирующаяся на знаниях, умениях и навыках, полученных им за период обучения в университете. Степень самостоятельности выполненной работы проверяется системой «Антиплагиат.Вуз».
Выполняя бакалаврскую работу, студент должен показать умение применять полученные теоретические и практические знания, систематизировать и анализировать фактический материал, выдвигать и обосновывать предложения, направленные на выявление внутренних резервов, повышение финансовой эффективности исследуемого объекта.
Подготовка бакалаврской работы – это комплексная проверка готовности выпускника к практической работе и вместе с тем – форма и

5
способ проявления своей индивидуальности, инициативы, самостоятельности, творческого осмысления экономических процессов, умения высказывать, обосновывать собственное мнение.
Выпускная квалификационная работа выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью проверить приобретение студентом-выпускником необходимых общекультурных и профессиональных компетенций.
Подготовленная работа должна быть подтверждением того, что студент-выпускник владеет общекультурными компетенциями:
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
(ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
общепрофессиональными компетенциями:
владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);


6
способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения, и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);
способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);
владением навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации
(ОПК-5);
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6);
профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата:
умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);

7
владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-2);
умением применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов (ПК-3);
способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-4);
информационно-методическая деятельность:
умением разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц на должностях государственной гражданской
Российской Федерации, государственной службы субъектов Российской
Федерации и муниципальной службы, лиц замещающих государственные должности Российской Федерации, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, административные должности в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научных и образовательных организациях,
политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях (ПК-5);
владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных,


8
предприятий и
учреждений,
политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций
(ПК-6);
умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-7);
способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-8);
проектная деятельность:
способностью разрабатывать социально-экономические проекты
(программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных
(муниципальных) программ (ПК-12);
способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий (ПК-13);
способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-14);
вспомогательно-технологическая (исполнительская):
умением вести делопроизводство и документооборот в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и

9
учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях (ПК-15);
способностью осуществлять технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы) (ПК-16);
владением методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-17).
Успешная защита выпускной квалификационной работы является основанием для подтверждения соответствия уровня профессиональной подготовки студента требованиям государственного образовательного стандарта, приобретения им необходимых общекультурных и профессиональных компетенций и присвоения ему степени бакалавра.
Общие требования к ВКР.
Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа должна представлять собой законченную разработку актуальной управленческой проблемы и обязательно включать в себя:
-теоретическую главу, где студент должен продемонстрировать свои знания теории вопроса,
- аналитическую (практическую) главу, в которой необходимо, используя различные аналитические и исследовательские методы, охарактеризовать задачу, требующую решения поставленных в работе задач;
- главу предложений и их обоснования, в которой предлагаются и обосновываются пути решения той или иной проблемы.
Таким образом, выполнение бакалаврской работы предполагает решение следующих основных задач:


10 1.
Обосновать актуальность выбранной темы, её ценность и значение для управленческих сфер организации.
2.
Изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по выбранной теме.
3.
Изучить материально-технические и социально-экономические условия производства и характер их влияния на изменения технико-экономических показателей работы и управленческой ситуации конкретной организации.
4.
Выявить факторы, оказывающие негативное влияние на объект исследования
5.
Собрать необходимый статистический материал для проведения конкретного анализа.
6.
Изложить свою точку зрения по рассматриваемым вопросам.
7.
Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации.
8.
Сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведённого анализа по повышению эффективности работы предприятия.
9.
Использовать экономико-математические методы исследования и компьютерные технологии;
10.
Литературно изложить и оформить ВКР в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к ним.
Задачи бакалаврской работы определяют ее объем и структуру.
Объем работы составляет 50-70 страниц.
Стандартная структура работы:
Разделы работы
Стр.
(примерно)
СОДЕРЖАНИЕ
1
ВВЕДЕНИЕ
2-3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
12-17

11
ГЛАВА 2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ
25-30
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ
10-12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3-4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2-3
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВСЕГО:
50-70
В зависимости от характера исследования, специфики, уровня проработанности проблемы и др., возможны отступления от типового содержания и структуры. Однако общую схему и логику выпускной квалификационной работы необходимо сохранять.
В каждой главе выделяются пункты. Необходимо, чтобы все главы были примерно соразмерны друг другу и соединены между собой последовательностью изложения текста, связаны общим смыслом. Вместе с тем, каждая глава может носить самостоятельный характер.
Таким образом, бакалаврская работа нацелена на разработку и обоснование организационно-экономических мероприятий, необходимость которых выявлена в результате всесторонне проведенного анализа. Она предполагает наличие глубоко проработанной теоретической главы, развернутой аналитической главы. В третьей главе по результатам проведенного исследования студент разрабатывает рекомендации и предложения по решению рассматриваемой проблемы и всесторонне их обосновывает.
Подробнее методика подготовки отдельных глав бакалаврской работы изложена в п.3 настоящего учебно-методического пособия.
Бакалаврская работа выполняется студентами Московского
Международного университета под контролем кафедры экономики и управления, которая:
·
разрабатывает примерную тематику бакалаврских работ;
·
назначает научного руководителя работы;
·
осуществляет проверку готовых работ и решает вопрос о