Файл: Ответы на практическую ситуацию по психологии и педагогике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная (экзаменационная) работа
(4 семестра)
Дисциплина: Психология и педагогика
название дисциплины
Кейс № 4
(вид работы)
Тема: Ответы на практическую ситуацию по психологии и педагогике
Выполнил:
Минин Евгений Сергеевич
(Ф.И.О. студента) ____________________________ (направление, группа)
Проверил(а): ____________________________
(Ф.И.О. преподавателя) ____________________________
(дата)
Омск 2023 г.
Кейс №1
Ответы на заданные вопросы:
Стадия 1. Базовое чувство доверия - недоверия. От рождения до 18 месяцев
С какого возраста ребенка матери лучше всего выходить на работу?
Три года декретного отпуска, положенные законом нашим женщинам после рождения ребёнка, дома отсиживают далеко не все. Может, и вопреки желанию, может — по насущной надобности, но молодые матери выходят на работу.
Современные психологи утверждают: младенец уже с трёх месяцев отличает своих — маму, папу, бабушку, дедушку. И ранний разрыв с матерью негативно сказывается на его психике. С тем, что идеальный возраст для детского сада 3 года, согласно большинство специалистов. Ведь так называемая матрица — отношение к миру, которое исходит от семьи, к этому периоду уже сформирована.
Нужно ли с младенчества приучать ребенка к жесткому режиму (сон и кормление по часам и т.п.)?
Академик И.П. Павлов доказал, что выполнение каждый день определенных последовательностей действий (динамических стереотипов) помогает нашему организму поддерживать себя в норме. Руководствуясь его рекомендациями, но внеся в них свои коррективы, многие педагоги утвердили свою систему воспитания детей. Они решили, что малышам необходим жесткий режим, который должен выполняться, грубо говоря, даже в случае чрезвычайных ситуаций. Хочешь – не хочешь, а будь добр в 10 часов завтракать, в два обедать, в семь ужинать.
Стоит задуматься о том, зачем вообще нужен распорядок дня маленькому ребенку. А вот зачем: младенец привыкает к определенному ритму дня и спокойнее реагирует на окружающий мир. Его уже не пугает неизвестность: куда меня несут, зачем раздевают, когда будут кормить? По определенным признакам поведения мамы, интонациям ее голоса или действием, выполняемым с ним, малыш выстраивает цепочку событий.
На самом деле, через некоторое время соблюдения режима, все действия будут выполняться примерно в одно и то же время, а значит, и ребенок к определенному часу будет ожидать привычных событий, а ко времени кормления, подготовиться и его пищеварительная система.
Нужно ли маленького ребенка отдавать на время бабушкам, тетям и т.д. или это в данном периоде может нанести вред ребенку?
«Наверное, ни одна другая система взглядов на воспитание детей не имеет большее отношение к дилемме "дети или работа", чем дорогая моему сердцу теория привязанности» - Людмила Петрановская, психолог. Она утверждает, что для ребенка потребность иметь своего взрослого, быть с ним — жизненно важна, что именно возможность быть вместе со своим родителями, иметь с ними глубокие, надежные отношения дает ребенку возможность развиваться, познавать мир и становиться все более самостоятельным. Стоит ли оставлять ребенка с бабушкой? Безусловно, подавляющее большинство бабушек по-настоящему любят своих внуков. Но этого, как ни странно, мало для того, чтобы со спокойной душой поручить ей ежедневную заботу о вашем ребёнке и его воспитание. Бабушке вполне можно доверить эту роль, если она:
1. Достаточно терпелива, по характеру;
2. умеет разъяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо;
3. считает неприемлемыми физические меры воздействия в вопросах воспитания;
4. на личном примере прививает ребёнку навыки домашней работы;
5. не потакает ему всегда и во всём, не делает постоянные поблажки;
6. не покрывает нехорошие поступки карапуза;
7. строга, в разумных пределах;
8. не забывает хвалить и поощрять кроху за хорошие поступки;
9. в отсутствии родителей не настраивает ребёнка против них;
10. следит за популярной педагогической литературой;
11. по состоянию здоровья способна справляться со своими обязанностями.
Психологи и педагоги признают, что в использовании бабушки для замены работающей мамы есть много плюсов по сравнению с нянями. Во-первых, родители (особенно мама) ребёнка чувствуют себя гораздо спокойней за малыша, ведь бабушка – близкий человек. Во-вторых, малыш, как правило, раньше уже не раз видел свою родную бабушку, и потому у него гораздо легче проходит процесс адаптации к новому члену семьи, а также к тому, что рядом с ним почти весь день нет мамы. В-третьих, бабушки обычно любят, а главное, умеют рассказывать увлекательные сказки, тем самым расширяя диапазон интересов ребенка.
Стадия 2. Автономность - стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев, Смоделируйте, к чему может привести постоянное нетерпение и стремление выполнить за ребенка все действия, которые он, в принципе, может сделать сам?
Терапевтическое замечание: если заботящиеся люди не ставят ограничений, ребенок может сверх манипулировать собой, чтобы избежать стыда и неудачи. Вместо того, чтобы попытаться понять многие вещи, которые необходимо преодолеть в мире, ребенок учится быть дисциплинированным, сдержанным и, во взрослом возрасте, руководствоваться "буквой, а не духом". Понаблюдайте за теми людьми, которые не чувствуют себя, отрицают свои потребности, с трудом выражают свои чувства, испытывают большой страх быть покинутыми, демонстрируют заботливое поведение, обременяя других. По моим наблюдениям, действительно именно к этому возрасту уходят корни проблем у людей, страдающих от неуверенности в себе и испытывающих постоянное, часто беспричинное, чувство подавленности и зависимости. С этой проблемой довольно сложно бывает работать, так как из-за постоянного чувства стыда ко взрослому состоянию накапливается много событий с отрицательными эмоциями, а в силу неуверенности человек часто ограничивает, одергивает себя, не позволяя себе сделать что-то значительное и получить от этого удовольствие. Поэтому при поиске положительных, ресурсных состояний получается, что их не так много, и почти все они имеют уже "привкус" стыда и неуверенности.
2. Каким образом можно развивать автономность ребенка в этом возрасте? Приведите примеры.
Каждый возрастной период сопровождается появлением и формированием определенных психических новообразований, под которым следует понимать новый тип строения личности и ее деятельности. То есть психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Эти новообразования во многом определяют особенности и в развитии автономности.
Для фиксации автономности на определенном уровне развития разработаны признаки его проявления у младших школьников. Признаки разработаны исходя из теоретического анализа сущности автономности, ее структуры и функций в развитии личности. Причем каждый признак представлен в высоком уровне его развития. Уровни развития автономности по рассмотренным признакам оценивают в зависимости от того, насколько развит этот признак. Дальше описаны диагностирующие методики конкретно, по группам.
Первая группа методик. По результатам наблюдений в 1-ом классе дети добросовестно и активно выполняли предложенные задания; стремились выполнить необязательные, неоцениваемые задания, но больше их привлекали практические задачи; звонки с урока либо «не слышали», либо были огорчены, что урок закончен. Во 2 - ом классе учащиеся склонны к повторному, более тщательному выполнению заданий, стремились узнать, какие еще приемы или методы вменяются при их решении, больше привлекали теоретические задания; некоторые учащиеся находили удовлетворение от продолжительной работы. В 3 - ем классе картина сменилась: налицо более пассивное выполнение заданий; увлеченность поиском решения задачи отмечалась чаще в том случае, если ее выполнение было связано с получением отметки; многие радовались звонку с урока.
Для выявления доминирующих мотивов учения младших школьников проводился письменный опрос. Учащемуся давали инструкцию: "Отметь, для чего ты учишься? К концу 1-го началу 2-го класса интерес к учебе возрастает. Из ряда карточек с заданиями детям предлагается выбрать ту, на которой написано наиболее привлекательное задание для младшего школьника.
Стадия 3. Инициатива (предприимчивость) - вина. От 3 до 5 лет. Прокомментируйте высказывание ребенку этого возраста: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не лезь, куда не следует!», «Ай-ай-ай, опять ты…».
Замечание ребёнку можно сделать так, что оно будет восприниматься им более мягко и более уважительно. Такой способ общения помогает ребенку сохранять положительную самооценку, помогает четко и структурировано понять, что вы чувствуете, что вам не нравится, какое поведение вы от него ожидаете. Замечание состоит из трёх этапов:
-
Вы говорите от своего имени. («Мне не нравится», «Я переживаю», «Я расстраиваюсь»). -
Вы говорите, что именно вам не нравится. («...когда дети шумят», «...когда раскидывают игрушки»). -
Вы говорите, что именно вы бы хотели. («Я хочу, чтобы ты...»).
Если вы будете все время использовать эти фразы, то сможете заметить - насколько легче стало договариваться с ребёнком. Во-первых, вы говорите о себе, о своем отношении к тому, что происходит, это помогает ребенку понять, что у родителей тоже есть свои чувства, родители испытывают свои состояния. Во-вторых, вы четко и конкретно описываете, что ребенок делает неправильно. В-третьих, вы говорите самый важный информационный кусок, в котором вы можете направить ребенка, помочь ему что-то сделать. («Я хочу, чтобы ты...», «Давай вместе это сделаем», «Давай постараемся». «Давай я тебе помогу»). Это, конечно, не волшебный способ получить от ребенка то, чего вы хотите. Это просто форма замечания, которую можно использовать, чтобы более эффективно общаться с ребенком. Когда вы делаете замечания таким образом, ребенок тоже учится более вежливым, более уважительным формам поведения.
2. Какими, на ваш взгляд, могут быть последствия ограничений в самостоятельном изучении своего мира ребенком в его зрелом возрасте?
Ребенок воспринимает окружающую действительность совершенно не так, как мы, взрослые. И для того, чтобы уметь установить с ним контакт, разговаривать на понятном для него языке, способствовать его развитию, очень важно знать, как же он ее видит и понимает. Тогда удастся и прочувствовать его переживания, и изложить информацию доступным для него образом, и эффективно повлиять на его поведение. Или, скажем шире, быть эффективным родителем, воспитателем, учителем. Понимать ребенка – значит научиться смотреть на мир его глазами, уметь проводить своего рода реконструкцию его мировоззрения. Тогда становится понятно, почему он тем или иным образом реагирует на наши слова и действия, ведет себя именно так, а не иначе. Это позволит общаться с ребенком так, чтобы он реагировал на нас адекватно. Но если ограничивать ребенка, он не сможет быть самостоятельным, как все его сверстники, у него будет появляться черты застенчивости и уязвимости. Он будет бояться делать все сам без чьей либо помощи. Поэтому нужно давать детям делать ошибки. И учиться на своих ошибках. Так они поймут что нельзя, а что можно.
Создавая детям тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, мы оказываем медвежью услугу – мы не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки. Когда ребенок включен в повседневную деятельность, он начинает осознавать свою роль в семье, чувствует, что ему доверяют. Когда ребенку предоставляют выбор, он учится думать самостоятельно, анализировать, принимать решения. Если родители часто говорят ребенку: «Я верю, что ты сам сможешь это сделать», вместо того, чтобы бросаться к нему с помощью по первой просьбе, то он почувствует уверенность в своих силах и это отношение к себе сохранит на протяжении всей жизни.
Стадия 4. Трудолюбие, усердие - неполноценность. От 6 до 11 лет.
Чем и как должно быть заполнено свободное время (от учебных занятий) ребенка этого возраста?
Нужно создавать условия, заинтересовывать ребенка, использовать свой родительский авторитет для того, чтобы он обязательно был включен в социально полезную, позитивную досуговую деятельность. Это могут быть и кружки, и клубы, и спортивные секции - все, что обеспечивает ребенку возможность гармоничного развития. Если он не хочет в один кружок, то нужно предложить другой. Если у нее нет времени искать другие варианты, то можно дать ему возможность самому выбрать, чем он хочет заняться. Обязательно объяснить ребенку, что нужно продолжать развиваться. И не позволять просто сидеть дома.