Файл: Контрольная работа по дисциплине Микроэкономика Тема 2 Основа теории спроса и предложений Институт непрерывного и Студент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный экономический университет»
Кафедра экономической теории и корпоративного управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Микроэкономика»
Тема 2: Основа теории спроса и предложений
Институт непрерывного и Студент
дистанционного образования Коновалов Андрей Николаевич
Направление (Специальность) Группа ИДО ОЗБ ЭПиО-22-1 СБ
Экономика
Профиль/программа
Экономика предприятий и организаций
Екатеринбург
2022 г.
Содержание
-
Ответы на контрольные вопросы…………………………………………………..3 -
Ответы на вопросы тестов…………………………………………………….…..13 -
Решение задач………………………………………………………………..…….15
Список использованных источников………………………………………………...17
Ответы на контрольные вопросы
-
Какие основные экономические проблемы должно решить любое общество, и в чем они заключаются? Каковы особенности решения этих проблем в рыночной, командной и смешанной системе?
Любое общество независимо от формы собственности, на которой базируется производство, решает три основные экономические проблемы:
1. Что производить? Какой объем товаров, и услуг и в каком объеме наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?
2. Как производить? Как должны распределяться ресурсы между отдельными отраслями? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и как применять технологию производства и ресурсы?
3. Для кого производить? Каким образом распределяется продукция экономики между индивидуальными потребителями? Любой продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания приобрести тот или иной продукт.
В рыночной экономической системе решение данных вопросов осуществляется через рынок и рыночный механизм. При командной (традиционной) системе государство решает данные проблемы. В смешанной же системе проблему «что, как и для кого производить» решает рынок под регулированием государства.
-
В чем состоит принцип “невидимой руки”?
Действия конкуренции А. Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по регулированию рыночных цен:
"Каждый отдельный человек старается употреблять свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей. Он имеет в виду лишь собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им".
Именно по этой причине А. Смит решительно выступал против вмешательства правительства в экономическую жизнь, в частности против ограничения ввоза товаров из-за границы, когда они оказываются более дешевыми, чем собственные. Таким образом "невидимая рука", которая с такой точностью регулирует цены на рынке, как раз и создает тот спонтанный, или самопроизвольный, порядок, благодаря которому рыночная экономика может противостоять хаосу и дезорганизации.
Эта идея Смита и других шотландских экономистов и социологов XVIII в. о возможности возникновения спонтанного порядка в таких социально-экономические и гуманитарных системах, как рынок, мораль, язык и культура, может быть лучше понята и объяснена с помощью современных идей самоорганизации кибернетики и синергетики. Именно так подошел к раскрытию механизма "невидимой руки" лауреат Нобелевской премии по экономике Фридрих фон Хайек (1899-1988). По его мнению, конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения тех ограниченных ресурсов, которыми располагает общество. В то же время рынок способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства товаров [1, с. 20].
-
Что определяет решение трех основных проблем в условиях действия рыночного механизма?
Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется наличие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается. Это пример именно той идеализации, о которой говорилось во введении. На современном рынке все большую роль играют монополистические объединения, которые, пользуясь своим могуществом в производстве товаров, могут устанавливать на них более высокие, монопольные цены и тем самым препятствовать конкуренции и установлению равновесной цены. Теперь попытаемся понять, каким образом конкуренция может способствовать возникновению порядка и равновесия между спросом и предложением товаров на рынке.
На первый взгляд кажется, что поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А. Смит (1723- 1790), естественной ценой [1, с. 50].
-
Чем отличаются понятия “спрос” и “потребность”?
Потребность - необходимость человека (нужда) в каком-либо товаре или услуге. Спрос - готовность человека, либо группы людей, приобрести (потратить деньги) на какой-либо товар или услугу. Потребность всегда возникает раньше спроса и может перерасти в спрос, либо не перерасти по какой-то причине (например, есть потребность, но нет финансовой возможности купить). Также потребность носит несистемный и неустойчивый характер, в то время, как спрос всегда стабилен.
-
Какую взаимосвязь отражает кривая (график) спроса? Что показывает закон спроса?
Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса. Такое определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл. В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода. Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса [1, с. 94].
Рис. 1. Кривая спроса
-
Приведите основные неценовые факторы спроса и покажите их влияние на спрос.
Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие (неценовые) факторы, приводящие к изменению спроса при данных ценах.
1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется «эффект присоединения к большинству». Наряду с этим эффектом может проявляться и «эффект сноба», когда потребитель не хочет быть похожим на «всех» и не реагирует на моду. В этом случае между модой и спросом будет обратная зависимость.
2. Уровень дохода. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории («нормальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.
3. Цены других товаров. Существуют зависимые и не зависимые друг от друга товары. Зависимые – это товары, изменение цены которых влияет на спрос на другие товары. Товары независимы, если изменение цены одного не влияет на спрос на другой товар. Вряд ли изменение цен на автомобиль повлияет на спрос на электролампочки и т.п [1, с. 96].
-
В чем состоит различие понятий “изменение объема (величины) спроса” и “изменение спроса”?
Изменение объема (величины) спроса – это изменения, произошедшие из-за изменения цены (при этом происходит передвижение по кривой спроса из одной точки в другую). Изменение спроса – это изменения из-за влияния иных факторов, воздействующих на спрос (при этом происходит сдвиг кривой спроса относительно осей координат). Например, увеличение доходов потребителей вызовет смещение кривой спроса вверх и вправо, а увеличение цены товаров-композитов – смещение кривой вниз и влево и т. д [1, с 96].
-
Сформулируйте понятие предложения.
Предложение – это количество товаров и услуг, которое производитель готов выставить на рынок при данных условиях [5].
На предложение влияют следующие факторы:
1) цена товара;
2) цены факторов производства (ресурсов);
3) технология;
4) размер налогов и дотаций;
5) количество продавцов;
6) ожидания производителя.
-
Чем отличаются предложение и производство?
Предложение, как и спрос, — это своеобразная взаимосвязь между ценой и количеством товаров. Однако в отличие от функции спроса предложение представляет собой прямую зависимость между ценами и количеством выпускаемых для продажи благ и услуг. Предложение — это функция производства, выпуска товаров фирмами для их продажи на рынках.
-
Какую зависимость отражает кривая (график) предложения? Определите закон предложения.
Зависимость между предложением и всеми указанными факторами называется функцией предложения:
Qs = F (Px, PR, K, Т, N, В), где Qs – величина предложения; Px – цена товара; PR – цены ресурсов; K – характер применяемой технологии; Т – налоги и дотации; N – количество продавцов; В – ожидания производителей.
Зависимость между предложением и ценой, при прочих равных условиях, называется функцией предложения по цене: Qs = F (Px).
Так же как и функция спроса, функция предложения может задаваться табличным, аналитическим или графическим способом.
Функция предложения, заданная аналитическим способом, может иметь следующий вид: Qs = –a + bPx [2, с 70].
Зависимость предложения от цены товара, выраженная в графической форме, называется кривой предложения.
-
Охарактеризуйте влияние основных неценовых факторов на предложение.
Существует ряд неценовых факторов, влияющих на объем предложения:
• величина издержек производства товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства (затрат) зависит от применяемой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;
• налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;
• наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен;
• количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.;
• ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем сокращает предложение в настоящем.
-
Чем отличаются понятия “изменение объема (величины) предложения ” и “изменение предложения ”?
Величина предложения (передвижение вдоль кривой предложения при изменении цены) и изменение предложения (сдвиг кривой предложения под действием прочих факторов). Ценой предложения называется минимальная цена, по которой продавец готов продать свой товар [1, с 101].
Так, увеличение предложения (сдвиг линии предложения вправо) может быть следствием действия следующих причин: