Файл: В лингвистике последних десятилетий наиболее значимыми стали такие направления исследования, в которых в основе анализа языковых единиц лежит изучение специфики их функционирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В лингвистике последних десятилетий наиболее значимыми стали такие направления исследования, в которых в основе анализа языковых единиц лежит изучение специфики их функционирования. В этом плане наибольший интерес представляют словообразовательные механизмы, дающие возможность проникнуть в глубинные процессы и явления, происходящие в языке. Выяснение особенностей словообразовательных моделей, их функциональной нагрузки, способов номинации позволяет не только точнее представить и описать те или иные языковые явления, но и до определенной степени прогнозировать языковые процессы, ход их дальнейшей эволюции. Сопоставительные исследования словообразовательных средств разносистемных языков позволяют выявить как общие, инвариантные, так и специфические для каждого конкретного языка модели словообразования, которые наиболее рельефно выражают национально-языковые особенности картины мира.
Актуальность исследования. Основным средством наименования предметов, процессов и явлений внешнего мира является словообразование. С помощью словообразовательных средств создаются языковые единицы, обозначающие разные реалии жизнедеятельности человека: наименования лиц, конкретных предметов, помещении, действии, состоянии и т.д. В каждом языке существует большое количество словообразовательных моделей и типов, в которых участвуют разнообразные словообразовательные средства.
Словообразование тесно связано со всеми функциями языка, поскольку не только активно участвует в пополнении словарного состава и порождении текстов, но и несет в сжатом виде все главные свойства того или иного языка. Словообразование выполняет прежде всего номинативную функцию, понимаемую как свойство языковых единиц называть и представлять объекты реальной действительности. Вместе с тем оно выступает как функционально-деятельностное явление, поскольку языковые объекты представляют собой в первую очередь явления не статические и застывшие, а динамические, подвижные.
Особую активность проявляет словообразование в создании имён существительных, где оно используется для обозначения различных классов реалий.
Функциональный подход к исследованию языковых явлений наиболее обозримо и наглядно предстает в описании словообразовательных категорий предмета, лица, абстрактности.

Несмотря на то, что проблемы словообразования постоянно привлекают внимание исследователей, отдельные аспекты словообразования, в частности функциональный, остаются недостаточно изученными в сопоставительном плане, с привлечением материала разных в структурном и типологическом отношении языков.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что до настоящего времени не было работ, посвященных функционально-сопоставительному изучению многоуровневого сложного потенциала словообразовательных типов существительных в русском и башкирском языках.
В процессе появления новых слов отражаются общие закономерности словообразования - в них реализуются словообразовательные типы и категории, однако в каждом конкретном языке это связано с существенными особенностями национально-языковой картины мира, в рамках которой человек существует и проявляет себя. В данной работе предпринимается попытка анализа в функциональном аспекте словообразования имен существительных в русском и башкирском языках, что позволяет по-новому интерпретировать словообразовательные процессы и единицы языка с учетом именно национально-языкового своеобразия и отражения его в тех моделях, по которым осуществляется образование новых слов.
Основной целью диссертации является сопоставительное описание основных функций словообразовательных типов существительных русского и башкирского языков.
Для достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть словообразовательные возможности суффиксации и ее места в образовании различных типов существительных в русском и башкирском языках;
2) показать наиболее активные словообразовательные типы в русском и башкирском языках;
3) проанализировать конкретную реализацию языковых функций в рамках словообразования;
4) рассмотреть словообразовательные категории лица, предмета, абстрактности и особенности их функционирования в русском и башкирском языках.
Положения, выносимые на защиту:
1) Словообразовательный потенциал языка представляет собой организованную на основе принципа системного восполнения саморазвивающуюся целостность, компоненты которой тесно связаны со всей системой языка. Производные слова несут на себе свойства системы языка в целом, что позволяет говорить о различной функциональной направленности словообразовательного процесса и реализации различных функций языка в рамках словообразовательных моделей и типов, что в конечном счете предопределяет функциональную динамичность дериватов в русском и башкирском языках.


2) Словообразовательные категории, в зависимости от своей функциональной нагрузки, которая реализуется в разных языках в различном объеме, делятся на более мелкие единицы - субкатегории, анализ которых позволяет представить и описать характерные свойства языковых единиц разных языков.
3) Функциональное словообразование обнаруживается преимущественно в сфере производства имен существительных, так как существительное наиболее номинативная часть речи. Однако при сопоставлении различных языков, в данном случае башкирского и русского, обнаруживается, что номинативное словообразование проявляется в языках в разной степени.
4) В словообразовании проявляются все функции языка и их рассмотрение позволяет дифференцировать словообразовательные процессы.
Методика исследования: основным принципом описания существительных является функциональный и сопоставительный подход, позволяющий выявить закономерности употребления существительных.
Объектом настоящего исследования являются функциональные словообразовательные типы имен существительных в русском и башкирском языках, реализуемые номинативной, коннотативной, интерпретирующей функциями.