Файл: Формы работы с родителями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует отметить, что особенности психофизического развития детей с ОВЗ обычно приводят к ослаблению их адаптивных возможностей, вследствие чего ограничивается их социализация. Проблему также усугубляет тот факт, что семейная социализация таких детей считается видом отклоняющейся социализации, так как личностное развитие ребенка отклоняется от «эталона развития», который установлен в обществе. По этой причине дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в социализации не только в рамках школы, но и общественной жизни в целом.

В то же время требуется, чтобы такие дети были готовы к относительно независимой жизни и не чувствовали своей социальной недостаточности. И в этом случае основным фактором успешной социализации особенного ребенка становится семья.

При этом многие исследователи отмечают и положительное, и отрицательное влияние семьи на процесс социализации ребенка. Так, некоторые авторы указывают, что большинство семей, где растет особенный ребенок, являются неблагополучными или неполными. По этой причине какие-либо отклонения в развитии ребенка удается определить только при его поступлении в школу. Дети из неблагополучных семей входят в группу риска, и они часто просто предоставлены сами себе и практически лишены заботы и внимания со стороны взрослых. К такой категории относят и т.н. «социально и педагогически запущенных детей».

Родительская позиция в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, часто характеризуется неадекватностью, сиюминутностью и ригидностью.

Многие родители также невольно допускают грубые ошибки в воспитании, которые приводят к психологическим травмам ребенка, и бессознательно применяют такие модели воспитания, которые в дальнейшем становятся причинами невротизации детей. Соответственно, неправильный стиль общения родителей со своими детьми отрицательно влияет и на их способность к социализации.

Социализирующий потенциал семьи во многом определяется позицией, которую занимают родители. Выделяют четыре основные линии поведения родителей с особенным ребенком:

- бегство (пассивная автаркия). Проявляется в том, что семья старается избегать прямых контактов с обществом;

- борьба (агрессивная автаркия). Характеризуется тем, что родители критикуют общественные нормы и ценности или воспринимают их неадекватно;

- отделение (фильтрация). Семья с такой моделью поведения принимает только те ценности общества, которые совпадают с их собственными представлениями
;

- гибкость (флексибильность - это способность индивидуума изменить свою психическую установку или легко приспособиться к изменившейся ситуации). Семья понимает о необходимости принятия общественных норм и под влиянием общества формирует собственные представления и ценности.

Выделяют также три критерия оценки родительской позиции:

- адекватность, при которой родители полностью осознают особенности своего ребенка;

- динамичность. В данном случае родительская позиция может часто меняться, а вместе с ней изменяются формы и способы общения с ребенком;

- прогностическая. Данная оценка позиции отражает способность родителей перестроить свое взаимодействие с ребенком, а также адекватно оценить дальнейшие жизненные перспективы.

Дополнительно с родительскими позициями выделяют и возможные модели социализации ребенка:

- ребенок постепенно вживается в свою ущербную ситуацию и осваивает ее ущемляющие стандарты;

- создание семьей защитной оболочки, в результате чего ребенок дистанцируется от общества и его стандартов;

- ребенок приобрел заболевание позднее либо узнал, что оно у него было на протяжении всей жизни. Такой индивид испытывает трудности с восприятием самого себя, а окружающие испытывают затруднения в проявлении к нему обычного дружеского участия;

- ребенок, который готов учиться новому образу жизни.

Еще одна проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что одновременно с социализацией ребенка происходит процесс ресоциализации его родителей. Эти процессы обуславливаются биологическими, социальными (учет социально-средового окружения), а также психологическими факторами (учет личностных особенностей родителей).

Весьма распространенными случаями являются, когда родители детей с ограниченными возможностями здоровья своим поведением значительно нарушают адекватный процесс социализации детей. Ярким примером такого поведения можно назвать подсознательное «отвержение» ребенка, которое выражается в отсутствии к нему интереса, грубом обращении и даже физическом наказании. Такое поведение приводит к тому, что ребенок начинает считать себя «плохим» и он уверен, что «не достоин родительской любви и внимания». Следствием этого является формирование у детей пониженного фона настроения, резкое снижение самооценки, неуверенности в себе и проявление пассивности.

Негативное воздействие на психику ребенка оказывает и гиперопека родителей. Многие родители начинают испытывать комплекс вины перед ребенком и стараются выполнить все его желания. Такое поведение приводит к тому, что ребенок растет эгоцентричным, пассивным и несамостоятельным. Дети, которые страдают от чрезмерной опеки взрослых, характеризуются социальной и психической незрелостью, что мешает социальной адаптации ребенка.



Семьи, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют много общих черт, но при этом имеются и специфические черты, которые во многом зависят от вида заболевания ребенка. Например, у родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, часто формируются «рентные установки». В таких случаях они начинают требовать от врачей утяжелить диагноз их ребенку в целях повышения материальной поддержки со стороны государства.

В семьях, где дети имеют интеллектуальные нарушения, межличностные отношения чаще всего строятся по двум моделям:

- доминирование авторитарной гиперсоциализации детей;

- приписывание родителями своему ребенку личной и социальной несостоятельности.

Дети, которые страдают от задержки психического развития, часто воспитываются в семьях с неблагоприятными психолого-педагогическими и социальными условиями. В таких семьях родители обычно отличаются низкой компетентностью в вопросах развития и воспитания детей, при этом они зачастую жестоко обращаются со своими детьми.

Семьи, в которых дети имеют нарушение слуховой функции, можно разделить на две основные группы: родители с нормальным слухом и родители, которые также имеют нарушения слуха. Это обстоятельство определяет и отношение родителей к своему ребенку, которое может характеризоваться как безразличием или гиперопекой, так и полным принятием его особенности.

Аналогичная ситуация складывается и с семьями, где воспитываются дети с нарушениями зрения. Так, если у слабовидящих или незрячих родителей появляется слепой ребенок, то эта ситуация воспринимается вполне адекватно. Если же такой ребенок рождается в нормальной семье, то это обычно приводит к деформации родительско-детских взаимоотношений, что в дальнейшем существенно затрудняет социализацию ребенка.

В семьях, где дети страдают от нарушения речи, обычно отмечается проблема с установлением нормальной коммуникации, также наблюдается отгороженность и отчужденность во взаимоотношениях. По причине проблем с речью существенно усложняется решение задачи по социализации ребенка.

Значительной психотравмирующей проблемой для родителей аутичных детей часто становится отсутствие возможности поместить своего ребенка в специальные образовательные учреждения.


Выделяют несколько типов неадекватного материнского поведения в отношении своего ребенка аутиста:

- мать слишком эмоционально зависит от ребенка, тем самым подавляя его своей неадекватной аффектацией;

- периодическое, часто внезапное, отвержение своего ребенка. Мать при этом подвержена депрессивному состоянию;

- мать, которая полностью отвергает своего ребенка. Она обычно полностью равнодушна к судьбе ребенка и не проявляет никаких эмоций.

Обычно тяжелая ситуация складывается в семьях, где воспитывается ребенком с синдромом Дауна. Отношения между родителями очень часто характеризуются напряженностью, супруги не удовлетворены собой и супружеской жизнью. В качестве дополнительного травмирующего фактора выступает невозможность наладить адекватный контакт с ребенком.

Если же дети имеют синдром дефицита внимания, то у них обычно возникают трудности с коммуникативным поведением, что требует от родителей, прежде всего, повышенного внимания к ребенку.

Родители, ребенок которых страдает от церебрального паралича, часто склонны к гиперопеке, которая сопровождается у супругов проявлением чувства фрустрации и тревожности. При этом у матерей часто появляется зацикленность на психической и физической беспомощности ребенка. Довольно распространены ситуации, когда оба родителя проявляют повышенную жесткость в обращении с ребенком, а между супругами складываются весьма напряженные отношения. Такое взаимоотношение между родителями во многих случаях приводит к распаду семьи.

Различные особенности отношений по линии

Различные особенности отношений по линии родители-ребенок в семьях, где есть дети с ОВЗ, приводят к разным нарушениям в контактах между родителями и ребенком, что в значительной степени затрудняет процесс социализации последнего. В этой связи необходимо вести планомерную коррекционную, диагностическую и профилактическую работу с такими семьями, цель таких мероприятий – формирование конструктивных и адекватных взаимоотношений между родителями и детьми.

Под конструктивными родительско-детскими отношениями понимаются такие отношения между родителями и ребенком, которые со стороны взрослых членов семьи характеризуются эмоционально-ценностным отношением к ребенку, а также наличием адекватного представления о характерологических и возрастных его особенностей. Еще одна характерная черта таких отношений – личностно-ориентированное общение и организация взаимодействия на основе сотрудничества и партнерства.


Если рассматривать родительско-детские отношения со стороны ребенка, то данное понятие можно уточнить следующим образом: конструктивные взаимоотношения предполагают знание, полное принятие и понимание родителями особенностей своего ребенка, поэтому все действия родителей направлены на диагностику, лечение, коррекцию, воспитание и обучение ребенка.

Таким образом, семья может оказывать как положительное влияние на социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и создавать значительные препятствия данному процессу. Для того чтобы сформировать конструктивные родительско-детские взаимоотношения, необходимо ведение целенаправленной психолого-педагогической и медико-социальной работы с семьей, ведь именно от взаимоотношений в семье напрямую зависит успешность социализации и социальной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

  1. Акимова О.И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.

  2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-14.

  3. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.

  4. Екжанова, Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16.

  5. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С -Пб, Воронеж, Минск, 2004.

  6. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. - Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.

  7. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.

  8. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.

  9. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С -Пб, «Речь», 2005.

  10. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.

  11. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.

  12. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.

  13. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.