ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А.В.МАСЛИХИН
УДК 316.477
ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
А.В. Маслихин
Марийскийгосударственныйуниверситет,Йошкар-Ола
В философии органически соединены два начала – научно-теоретическое и практически- духовное. На современном этапе философия выступает одновременно и как специфическая наука, и как мировоззрение, обусловленное существованием человека. Философская картина мира создается профессиональными философами. Создание философской картины мира воз- можно на основе признания: а) диалектического развития мира; б) высшей в мире реальности – человека и мира человека – социального и духовного. Законы окружающего мира дают ключ к осмыслению всей диалектики действительности, и это позволяет философии быть методоло- гическим орудием познания, освоения всей Вселенной.
Philosophical Image of the World. Two principles, scientific-theoretical and practical-spiritual, are organically concerted in Philosophy. At present, Philosophy serves simultaneously both as specific science and Weltanschauung conditioned to human being. The philosophical image of the world is being created by professional philosophers. Creation of the philosophical image of the world is avail- able on the basis of the acknowledgement of: a) dialectical evolution of the world; b) top reality of a man and human world in both aspects – social and inner ones. The laws of environment give us the key to the comprehention of life dialectics which allows Philosophy to be a methodological tool of wisdom in developing the Universe.
Чтобы понять философскую картину мира, отли- чающуюся от других взглядов на мироздание, следует предварительно рассмотреть ряд конкретных методо- логических проблем ее создания.
Прежде всего, что такое философия?
Философия – это система самых общих теорети- ческих взглядов на мир, места в нем человека, отно- шения человека к миру. В философии органически соединены два начала – научно-теоретическое и прак- тически-духовное, что определяет ее как уникальную форму общественного сознания. Иначе говоря, на со- временном этапе философия выступает одновременно и как специфическая наука, и как мировоззрение, обу- словленное существованием человека. Философы рас- сматривают свою область науки с двух противополож- ных углов зрения: сознание, направленное «вовне», способствует формированию той или иной картины мира, с другой стороны, обращение сознания «во- внутрь» позволяет обратиться к самому человеку, ос- мыслить его место в природном и социальном мире. Причем человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода. От всего остального его отличает способность мыслить, познавать, трудиться, любить и ненавидеть, радовать- ся и печалиться и т.д.
Философская картина мира может быть создана только профессиональными философами. Ее невоз- можно создать на основе обобщения эмпирических
фактов, они не могут служить базой для предельно широких философских обобщений. Знание о всеоб- щем не дает эмпирический опыт, ибо сбор и накопле- ние фактов оставляет в стороне обобщение всеобщих сущностей. Она не может сформироваться и на основе научных обобщений, ибо предметное знание состав- ляет только часть всеобщего мироздания. Отдельные науки отражают только конкретные законы, грани, стороны мира, а не мир в целом. Даже естественные науки в своей совокупности только частично отражают мир (до сих пор мы ограничены в знаниях, например, о человеке). Создание философской картины мира воз- можно только на основе признания: а) диалектического развития мира, развития от простого к сложному, от низшего к высшему; б) высшей в мире реальности – человека и мира человека – социального и духовного. Законы окружающего мира дают ключ к осмыслению всей диалектики действительности, и это дает право философии быть методологическим орудием познания, освоения всей бесконечности Вселенной.
Какими же чертами обладает философ?
Теоретик-мыслитель безразличен к мелочам жиз- ни, к быту, не считается с общепринятыми мнениями и решениями, господствующей в обществе идеологи- ей. Он, как правило, мыслит мировыми проблемами. Главной чертой его является критичность. Объектом критики выступает наличное бытие и неэтичное соз- нание. Его девиз – подвергать все сомнению. Кроме
того, философ в обществе – возмутитель спокойствия. Власть придержащие не всегда довольны критиче- скими идеями философов, они для них «неудобны». Настоящий философ – любомудр, талантлив, гениа- лен, он и в других людях ценит мудрость, ум.
Так, Платон считал, что во главе государства долж- ны стоять философы – мудрые люди. А Аристотель го- ворил: мудрый должен быть руководителем, а менее мудрый должен ему подчиняться. Но в жизни не всегда так получается. Исторический опыт свидетельствует порой о другом – о том, что власть (особенно тирана, деспота) сильнее аргументов и разума.
В истории философии не было единой картины мира. Мир и человек рассматривались по-разному, в зависимости от времени, той или иной эпохи, науч- ных достижений, талантливости философов. Недаром говорится: сколько было философов, философских на- правлений, столько существовало и точек зрения.
Смысловым центром философской картины мира выступают мир и человек, их отношение между собой, точнее: отношение человека к миру. Как складываются отношения между ними? Ответить на этот вопрос не так просто. Он требует предварительного рассмотре- ния его слагаемых.
Понятие «мир» применяется людьми как в обы- денной речи, так и в научных, философских исследо- ваниях. В философском аспекте под миром понимается действительность, взятая как целое, качественное единство. Однако «мир как целое» никогда не бывает непосредственно нам дан, ибо каждый конкретный че- ловек ограничен, он видит только небольшой сегмент реальности. Люди воспринимают мир как совокуп- ность убегающих вдаль горизонтов, и границы «мира как целого» всегда теряются в тумане (Э.Гуссерль).
«Мир в целом» мы можем понять только на рацио- нальном уровне сознания. Рассуждения о мире вклю- чают еще ряд других важных вопросов. Первый из них: мир один или миров много? Если миров много, то не- обходимо применить философскую категорию Уни- версум, которая означает единство многообразия.
Человекоразмерен ли мир (или Универсум)? – это тоже один из вопросов названной проблемы. Проще говоря, соответствует ли он способу челове- ческой жизни, людским потребностям и интересам, целям и идеалам человека? Или он бесчеловечен, бессмысленен, бездушен? Разные картины мира да- ют на него и разные ответы.
Философский взгляд на мир зависит и от того, с каких онтологических позиций он рассматривается. В философии существуют монистические, дуалистиче- ские и плюралистические направления. Монистиче- ские взгляды берут за основу единые основания (ма- териальные или духовные). Например, с точки
зрения материализма, мир един, он материален и первичен по отношению к сознанию, которое явля- ется его свойством. Дуализм полагает, что в рамках Универсума имеются два начала: материя и дух, ко- торые существуют вечно и развиваются параллельно друг другу. Это течение признает существование двух миров – материального и духовного. Плюра- лизм же полагает, что существует несколько онтоло- гических начал, а следовательно, и несколько миров. С точки зрения современной философии, последо- вательный монизм затруднителен. С позиции жесткого материалистического монизма необъяснимо существо- вание сознания (особенно его возникновение), а идеа- листический монизм делает непонятным существова- ние материально-вещественного мира. В свою очередь абсолютизация дуализма и плюрализма приводит к рас- сыпанию Универсума на различные части, не связанные друг с другом. Из истории философии известно, более двух тысяч лет ведут полемику материалисты и идеа- листы по проблеме соотношения между материей и соз- нанием, но до сих пор отсутствуют какие-либо позитив- ные результаты. Для создания предельно совершенной философии не хватает конкретных научных данных, логических аргументов. По мнению некоторых совре- менных философов, проблема лежит в области объеди- нения монистических и плюралистических идей, Уни-
версум сочетает в себе единое и многое.
Что представляет собой мирс современных позиций? С точки зрения диалектико-материалистической парадигмы, мир признается как единственный и мате- риальный. Его бытие имеет вечные параметры – он был, есть и будет всегда. Его никто не создавал – при- чина существования и его развития заключена в нем самом. Здесь возникает одна из важнейших философ- ских проблем: мир существует вечно, а проявляется он через отдельные предметы, явления, процессы, кото-
рые конечны, преходящи в своем бытии.
Материальный мир является совокупной реально- стью, это сложнейшая система, включающая в себя не- органическую и органическую природу, естественную и «очеловеченную». В своей данности природа пред- стает необходимым и естественным условием сущест- вования человека и функционирования общества – другой, более высокой и сложной системы.
Мир проявляется через свои бесчисленные свойст- ва. Основными его атрибутами являются движение, пространство, время.
Движение – это один из способов существования мира (материи), его изменение вообще. Проще говоря, мир не стоит на «одном месте», а находится в постоян- ном движении, изменении, развитии. Формы движения мира разнообразны, но основными являются – механи- ческая, физическая, химическая, биологическая, соци-
альная. Каждая из них имеет свои особенности, свойст- ва, закономерности и структуру. Самой простой из них является механическая, самой сложной – социальная, олицетворяющая собой человека и общество.
В мире в целом, с одной стороны, происходит ус- ложнение, развитие систем по восходящей линии; с другой – распад систем, их упрощение.
Пространство– форма бытия мира, выражаю- щая протяженность составляющих его систем, объ- ектов, частей. Оно не существует само по себе, от- дельно от мира, не в связи с ним. Пространство нашего мира имеет три измерения – длину, ширину, высоту. В связи с этим любое тело может двигаться в пространстве из одной точки в трех взаимоперпенди- кулярных направлениях. Одним из главных свойств пространства является его бесконечность, что означа- ет неограниченную протяженность мира во всех на- правлениях. Иначе говоря, у него нет границ. Про- странству присуща и внутренняя противоречивость: с одной стороны, пространство в целом бесконечно; с другой, оно складывается из конечных материаль- ных объектов, каждый из которых занимает опреде- ленное, ограниченное в нем место.
Время– форма бытия мира, выражающая дли-тельность существования предметов, явлений и про- текающих процессов. Как известно, в материальном мире отсутствует «чистое», «абсолютное» время. В ви- де абстракции, в форме теории оно может существо- вать и находить применение в научных целях. Время обладает важными чертами: оно является неотъемле- мым свойством мира, неразрывно связано с движением и пространством, обладает объективностью, то есть оно существует и как материя, независимо от нашего сознания. Время вечно, это утверждение находит вы- ражение в том, что никогда не было начала мира и ни- когда не будет ему конца. Время, как и пространство, противоречиво. С одной стороны, оно вечно; с другой, каждый предмет и явление имеют конечную длитель- ность своего существования.
В отличие от пространства время одномерно, как принято считать, оно течет в одном направлении: от прошлого к настоящему и от него в будущее. Теория относительности Эйнштейна вносит новые данные о времени. Согласно ее положениям, во Вселенной нет единого времени; течение времени находится в зависимости от скорости движения тел. Чем быстрее движется в пространстве какое-либо тело, тем мед- леннее течет для него время. Однако необходимо иметь ввиду, что замедление времени заметно только при скоростях, близких к скорости света.
Составной частью философской картины мира является совокупность отношений человека к миру.
Все отношения исключительно сложны и многооб- разны, из них мы выделим три «основных» типа: по- знавательные, практические и ценностные. Прежде всего важно вычленить исходные методологические предпосылки этих отношений. С одной стороны, на- личие отношений определяется существованием ок- ружающего мира (природы); с другой – человека. Иначе говоря, следует прежде всего признать реаль- ность бытия мира и человека, что их существование – не иллюзия и не фантазия.
Познавательный тип отношений. Познание мира представляет собой исключительно сложный и проти- воречивый процесс. Недаром из века в век философы совершенствуют и создают теории познания. Одни философы (скептик Пиррон) сомневались в возмож- ности познания мира, считали, что наши ощущения обманчивы и не дают истинной его картины. Другие – агностики – отрицали даже роль объективной реально- сти и ее законов; каков мир «сам по себе» – совершен- но неизвестно, – утверждал Кант. Третьи – иррациона- листы (Шопенгауэр, Ницше) считали, что мир не доступен для нашего разума, потому что в нем нет объ- ективных законов, а действуют стихийные, слепые си- лы. Философы диалектико-материалистического на- правления убеждены в том, что человек при помощи своих ощущений и рационального мышления посте- пенно познает мир, что подтверждает сама жизнь и практика. Причем человечество при помощи филосо- фов и ученых познает мир и его объективные законы и вглубь и вширь. Наши знания об объективной реально- сти зафиксированы в философских истинах и катего- риях, научных законах и закономерностях, что способ- ствует их применению в практической деятельности людей.
Итак, мир и его законы познаваемы, действитель- ны. В принципе нет непознаваемых вещей, есть пред- меты и явления, которые еще не познаны, но с разви- тием общества, философии и науки они будут постепенно познаваться. Эта реальная уверенность основана на двух фундаментальных факторах: на все- общем свойстве материи – свойстве отражения и на безграничных познавательных возможностях самого человеческого сознания.
Практическоеотношениекмиру. В соотношении
«мир – человек» первичным выступает природный мир. Он «предлагает» человеку все необходимое для существования и развития – и вещество, и источники энергии, и воду, и воздух и т.д. Но естественный мир не в состоянии непосредственно удовлетворять мате- риальные, духовные потребности человека, его следу- ет преобразовать, изменить, улучшить. Поэтому прак- тическое освоение мира – это первая и главная форма отношений человека к объективной реальности.
Результатом активно-преобразующей деятельно- сти человека является вторая, «очеловеченная» при- рода, различные здания, машины, города, дороги, ис- кусственный свет и т.д. «Очеловеченная» природа включает в себя, с одной стороны, вещество природы (металлы, дерево и т.д.); с другой, человеческие зна- ния и труд. Она значительно улучшает условия жизни человека и повышает ее комфортность. Практическая деятельность человека и отношения между людьми породили социальный мир – человеческое общество, материально-духовную систему. Кроме того, в мире возникла духовная сфера – философия, наука, этика, политика, религия и т.д.
В то же время материально-производственная дея- тельность человека породила и негативную, экологиче- скую проблему, ставшую в XX веке угрозой жизни че- ловека. Из истории философии известно, что XIX век выдвинул идею изменения мира, прежде всего соци- ального, а в конце XX века – выдвигается идея сохра- нения мира как природного, так и социального. При реализации идеи сохранения мира возможна дальней- шая практическая деятельность человека, а следова- тельно, существование и самого человечества.
Оценочные отношения. Мир – это и объект оцен- ки. На протяжении истории общества взгляды людей на мир постоянно менялись, ему давались различные оценки (с точки зрения, потребностей и интересов че- ловека, добра и зла, блага, справедливости, человечно- сти). Диаметрально противоположно, например, оце- нивался мир немецкими философами Лейбницем и Шопенгауэром. Лейбниц оптимистически смотрел на мир, считал его лучшим из возможных миров, песси- мист Шопенгауэр, наоборот, оценивал его как худший из возможных миров. По мнению последнего, мир (природа) несет человеку различного рода болезни, рабство, страдания, несчастья, смерть. Даже атрибуты мира – пространство, время, причинность – враждебны человеку. Так, о времени Шопенгауэр говорил:
«Время – это оценка, которую делает природа всем своим существам: оно обращает их в ничто» [1].
В философии имеется множество оценок мира (природы). С одной стороны, природный мир воспри- нимается как нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное, как царство слепых, стихийных сил, как хаос, неподконтрольный человеку. С другой, характе- ризуется в возвышенных тонах, как образец совершен- ства, где господствуют объективные законы и порядок. В данном случае смысл рассуждений таков, что чело- веку следует учиться у природы, подчиняться ей.
Таким образом, все то, что в мире способствует существованию и развитию человека, является источ- ником его жизни, радости и счастья, положительной оценкой. Отрицательная оценка дается таким явлени- ям объективной реальности, как землетрясения, на-
воднения, ураганы, засухи и другие стихийные фак- торы. Они, как известно, несут человеку страдания, разрушение материальных и духовных ценностей и даже его гибель.
В конечном итоге философская картина мира дает возможность понять одну из главных ее проблем: что в мире исходит от людей, их сознания, человечности и деятельности (субъективности), а что – от самого ма- териального, объективного, бесконечного мира (объек- тивности). Поэтому о мире, в котором протекает жизнь человека, можно сказать, что он являет собой перепле- тение, сплав, единство материального и духовного, объективного и субъективного, закономерного и слу- чайного, необходимого и целесообразного, бесконеч- ного и конечного, вечного и мгновенного.
Одним из важнейших достоинств философской картины мира является то, что она, по сравнению с другими картинами, способствует восприятию мира людьми в самом широком, всестороннем виде. Все- объемлющий характер философской картины мира вы- текает из самого содержания философии, включающей в себя историю философии, онтологию (учение о бы- тии), учение о сознании, теорию познания (гносеоло- гию), аксиологию (учение о ценностях и оценках), экзи- стенциальные проблемы, антропологию (учение о человеке), социальную философию, диалектику (мета- физику), логику, этику, эстетику, философию науки и т.д.
Поэтому в мире нет ни одной его сферы, грани, явления, процесса, которые бы не анализировались и не освещались с философской точки зрения.
Так, в истории философии мир освещается и ин- терпретируется разными философскими направле- ниями, в зависимости от временных интервалов и об- щественных эпох. Онтология как учение о бытии предоставляет возможность осмыслить материальные проблемы в таких важнейших ее проявлениях, как пространство, время, причинность; XX век развивает идею о том, что мировое бытие может быть понято прежде всего через бытие человека. Учение о созна- нии способствует анализу идеального, присущего только человеку, отличающегося своими специфиче- скими свойствами от материального мира. Гносеоло- гия обосновывает безграничные возможности позна- ния действительности (макромира, микромира, мегамира), добивается истинных знаний о ней. Она устанавливает критерии, позволяющие отличать ис- тину от различного рода заблуждений и иллюзий, ис- кажающих объективную и субъективную реальность. Аксиология дает оценку многочисленным материаль- ным и духовным ценностям. Главной ценностью фи- лософия считает саму человеческую жизнь, а для дру- гих людей – свойство человечности. К великим ценностям она относит истину, правду, добро, спра-
ведливость, свободу, любовь, красоту. Экзистенци- альная теория анализирует и оценивает проблемы по- вседневного существования человека и смысл его жизни. Антропология выясняет место человека в ми- ре, его сущность и основные атрибуты. Антропология рассматривает человека как биосоциальное существо, с многочисленными свойствами, основными из кото- рых являются сознание, язык, трудовая деятельность и подсознание. Выступая как методология, филосо- фия формулирует принципы, на которые опирается ученый при исследовании конкретных законов при- роды, общества и человека. Философия выясняет роль науки в жизни человека и общества. С одной стороны, она дает ей высокую оценку; а с другой, высказывает опасение, что антигуманное развитие науки может привести человечество к гибели. Социальная филосо- фия исследует взаимосвязь общества и природы, структуру общества (классы, социальные слои и группы, нации, государства, семью и т.д.), роль об- щества в жизни человека. Философия истории зани- мается проблемами движущих сил, соотношением и ролью объективных закономерностей (объективных условий) и сознательной деятельности людей, про- грессом и регрессом, смыслом истории. Диалектика (метафизика) осмысливает мир (природу, общество, че- ловека) в вечном движении, изменении и развитии, при- знавая при этом относительный покой. Логика изучает формы и законы мышления человека. Этика как фило- софская теория исследует нравственность людей, их от- ношения между собой. Эстетика – теория прекрасного, рассматривает проблемы прекрасного в жизни и в ис- кусстве; задает вопросы, где находится красота – в са- мом объективном мире или сознании человека.
Философская картина мира и научная имеют как общие черты, так и различия.
Философская картина мира стремится к доказа- тельности, аргументации, логической последователь- ности; она включает в себя обязательность выводов, принципиальную их проверку (верификацию) – все это сближает ее с научной картиной мира. Недаром неко- торые философы (Спиноза, Фихте, Гуссерль и др.) сво- дят ее к науке. А знаменитый немецкий философ Ге- гель называл философию даже «Наукой наук».
В то же время она имеет свои особенности, отли- чительные черты от научной картины мира.
Философская картина мира стала возникать зна- чительно раньше, чем научная. Есть различия и в ис- тории их развития. Научное освоение мира идет от низших, простейших форм материального мира
к формам все более сложным и высшим (от неживой природы к живой и от нее к человеку). История науки такова: сначала возникает механика, затем физика, за ними – химия, биология, позднее других – социоло- гия. Путь философии – диаметрально противополож-
ный. Она начинает с познания человека. «Человек, познай самого себя», – эти слова были сказаны еще на заре философии. Если в центре научной картины мира находится «мир», то в философской – «человек», его отношение к миру, как колыбели его жизни. Поэтому о философской картине мира можно сказать, что она
«человеческая, слишком человеческая». В современ- ную эпоху, эпоху войн, революций, национально- освободительных движений, противостояния капита- лизма и социализма – она играет исключительную роль в гуманизации мира, его «очеловечивании».
Философская картина мира отличается и от рели- гиозной версии мироздания, причем отличия носят принципиальный, сущностный характер. Философ- ская картина строится на объективных законах, рели- гиозная – на вере. Недаром говорят: философия по- знается умом, религия воспринимается чувствами. С точки зрения диалектического материализма, мир является единым и материальным, религия же удваи- вает его, признает, кроме материального, еще и ду- ховный, сверхъестественный, потусторонний. Фило- софская картина мира позволяет людям правильно, истинно отражать мир, религиозная – иллюзорно. Да- же объективный идеалист Гегель (как известно, он не был атеистом) в своей философии духа поставил фи- лософию выше религиозного сознания.
Некоторые современные философы России, ссы- лаясь на высказывания знаменитых ученых, мыслите- лей (Эйнштейн, Швейцер), и считая, что человеку нужны знания и вера, ратуют за установление согла- сия между философией и религией. На современном этапе развития философии и науки этого не может произойти, ибо нет еще достоверных знаний о том, что, кроме материального мира, существует еще и божественный мир.
Следовательно, философия, обращаясь к карти- нам мира, способствует совершенствованию стиля мышления людей в современных условиях. Учитывая стремление людей к мудрости, следует заметить, что ныне философия стала реальным средством творче- ского развития человека.
Философская интеграция мыслительной деятель- ности способствует совершенствованию жизни, позво- ляет добиваться теоретических и практических резуль- татов в окружающем мире. Отражение в картинах мира усилий многих поколений людей делает современни- ков ответственными не только за содержание реальной жизни, но и создание лучшего будущего для потомков.
ЛИТЕРАТУРА
Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1993. – С. 64.