Файл: Лекция Изучение порядка работы с автоматизированной системой медицинского назначения "Поликлиника".pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция «Изучение порядка работы с автоматизированной системой
медицинского назначения "Поликлиника"»
Программное обеспечение регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее РМИС), предназначен для автоматизации работы медицинского персонала ЛПУ. Руководство включает в себя описание методики работы для модуля «Стационар», которое автоматизирует деятельность лечащих и дежурных врачей.
Область применения
Модуль «Стационар» применяется для автоматизации деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (круглосуточных, дневных стационаров). Модуль предназначен для управления потоками пациентов и персонифицированного учета оказанной медицинской помощи.
Краткое описание возможностей
Модуль «Стационар» предназначен для выполнения следующих функций:
• регистрация поступающих пациентов, проведение процедуры госпитализации;
• ведение электронной медицинской карты пациента;
• персонифицированный учет оказанных медицинских услуг и назначений;
• организация обеспечения отделения;
• формирование отчетов о работе медицинской организации и многих других.
Уровень подготовки пользователя
Для работы в системе пользователь должен обладать начальными навыками работы с персональным компьютером и Интернет-обозревателем (Интернет-браузером).
Назначение и условия применения
Автоматизируемые функции
Модуль «Стационар» автоматизирует следующие задачи лечебных учреждений:
• формирование электронной медицинской карты пациента;
• создание и управление расписанием оказания услуг;
• предварительная запись на оказание услуги;
• оформление факта приема пациента.
В частности, в функции врача стационара при работе с системой входит:
• ведение случаев медицинского обслуживания;
• оформление осмотров пациента;
• назначение и просмотр результатов анализов и исследований;
• назначение операций и заполнение протоколов операций;
• назначение режима лечения и питания (диеты);
• формирование выписки пациента.
Программные и аппаратные требования к системе
Рабочее место должно удовлетворять требованиям, представленным в Таблица 1.
Таблица 1 − Программные и аппаратные требования к системе
Наименование оборудования
Характеристики
Процессор
От 1.5 ГГц, 2-ядерный
Оперативная память
От 1 Гб
Дисковое пространство
От 2 Гб
Монитор
Диагональ не менее 17", разрешение не менее 1280х1024
(4:3) или 1440х900 (16:10)
Пропускная способность канала связи до ЦОД
Не менее 256 Кбит/с (download)
Программные средства
Интернет-браузер, поддерживающий язык HTML 5
(предпочтительно Google Chrome версии не ниже 35)
Подготовка к работе
Запуск системы
• запустите Интернет-обозреватель;
• в адресную строку обозревателя введите URL приложения. Дождитесь загрузки страницы авторизации.
После установки соединения с системой открывается страница авторизации в соответствии с
Рисунок 1:
Рисунок 1 − Страница авторизации пользователя
Для входа в систему выполните следующие действия:
• в поле «Имя пользователя» введите имя пользователя (логин);
• в поле «Пароль» введите пароль;
• нажмите кнопку «Войти».
Если вы не зарегистрированы в системе, обратитесь к администратору. После регистрации логин и пароль будут высланы на ваш адрес электронной почты.
В случае успешной авторизации открывается главное окно системы в соответствии с Рисунок 2.
В противном случае выдается сообщение об ошибке авторизации в соответствии с Рисунок 3.
В случае ошибки авторизации следует повторить ввод данных авторизации, учитывая регистр и раскладку клавиатуры.
Рисунок 2 − Главное окно системы
Рисунок 3 − Сообщение об ошибке авторизации
Проверка работоспособности системы
Программное обеспечение работоспособно, если в результате действий пользователя, изложенных в разделе 3.1, загрузилась страница главного окна системы в соответствии с
Рисунок 2 без выдачи пользователю сообщений об ошибке.
Описание функционала
Наименование операций
В модуле «Стационар» функцией врача стационара является ведение истории болезни пациентов.
В связи с этим в настоящем разделе пошагово описаны следующие операции:
• установление диагнозов пациенту;
• проведение осмотров пациенту;
• назначение режима лечения и питания (диеты);
• назначение лекарственных средств;
• установление стандартов лечения;
• просмотр истории заболевания и госпитализации пациента в МО (без возможности редактирования данных истории);
• оформление листа временной нетрудоспособности;
• оформление перевода пациента в другое отделение;
• формирование выписки пациента.
Условия выполнения операций
Для успешного выполнения операций необходимо запустить приложение и авторизоваться в соответствии с разделом 3 данного руководства.
Основные действия
Начало работы с модулем «Врач стационара»
Для начала работы необходимо осуществить вход в Региональную медицинскую информационную систему (РМИС). Для перехода в модуль необходимо вызвать меню навигации по модулям и выбрать модуль «Стационар», раздел «Лечебное отделение» − «Врач стационара» в соответствии с Рисунок 4.
Рисунок 4 − Меню навигации по модулям
Описание интерфейса модуля «Врач стационара»
Описание формы «Список пациентов в отделении»
Форма «Список пациентов в отделении» является основным рабочим окном врача стационара.
Рисунок 5 − Форма «Список пациентов в отделении»
Форму «Список пациентов в отделении» условно можно разделить на четыре блока:
1. блок «Фильтр». В верхней части окна находится кнопка управления фильтром:
. По умолчанию установлен фильтр по режиму отображения «Лечащий врач». Возможна фильтрация по следующим полям:
Рисунок 6 − Фильтр
• поле «Режим» − режим отображения случаев госпитализации. Режим «Лечащий врач» − отображаются случаи, для которых указан лечащий врач, равный пользователю системы
(назначение лечащего врача выполняется отдельным действием в окне «Заведующий отделением»). Режим «Дежурный врач» − отображаются все случаи пациентов, находящихся в отделениях стационара;
• поле «Дата поступления» − поиск случаев госпитализации по периоду, в котором пациент поступил в отделение;
• поле «Номер случая» − поиск по номеру случая;
• поле «Пациент» − поиск случаев поступления пациента в стационар;
• поле «Отделение» − поиск случаев госпитализации по отделению стационара;
• поле «Вид оплаты» − отбор случаев по виду финансирования;
• поле «Лечащий врач» − поиск случаев госпитализации по лечащему врачу;
• поле «Условия оказания» − поиск случаев госпитализации с определенными условиями оказания;
• поле «Отображать выписанных пациентов» − признак отображения законченных случаев госпитализаций. По умолчанию признак отключен и отображаются только открытые случаи госпитализации;
1. блок «Список случаев» − отображается список случаев госпитализации по указанному в фильтре режиму.
В списке случаев с помощью функциональных кнопок в соответствии с Рисунок 7 можно производить следующие действия:
Рисунок 7 – Блок функциональных кнопок
• кнопка «ЭМК» − по кнопке осуществляется переход в электронную медицинскую карту пациента в LSD;
• кнопка «Пациент» − открывается карточка пациента в LSD;
• кнопка «История болезни» − открывается история болезни пациента, см. раздел 4.3.2.6;
• кнопка «Сменить диагноз» − открывается форма смены диагноза в соответствии с Рисунок 8:
Рисунок 8 – Смена диагноза
• кнопка «Перевод в другое отделение» − открывает форму «Движение по отделениям», см. раздел 4.3.2.6.6;
• кнопка «Выписать» − по кнопке производится выписка пациента, см. раздел 4.3.2.6;
• кнопка «Отмена выписки» − если пациент уже выписан, то появляется кнопка «Отмена выписки». При отмене выписки, если случай включен в счет, появляется сообщение с информацией о номере и дате счета;
1. блок «Осмотры» − форма быстрого доступа к списку осмотров, проводимых врачом стационара. Отображаются осмотры, оформленные пациенту в текущем отделении;
2. блок «Лекарственные назначения». Отображается список активных лекарственных назначений в текущем отделении.
Описание формы «Осмотры»
Добавление осмотров пациенту возможно через окно быстрого доступа «Осмотры» в окне
«Врач стационара»:
Рисунок 9 – Блок «Осмотры»
Список содержит информацию об осмотрах пациента, оказанных в текущем отделении госпитализации пациента.
Для внесения результата осмотра нужно нажать на кнопку «Внести результат»:
Рисунок 10 – Внесение результата осмотра
Для редактирования записи по оказанному осмотру необходимо в списке выбрать запись и нажать кнопку «Изменить результат»:
Рисунок 11 – Изменение результата осмотра
Для удаления осмотра необходимо в списке выбрать запись и нажать кнопку «Удалить»
Если осмотр произведен и у него есть заполненный протокол, то в соответствующей графе появляется флажок
. Если протокол подписан с помощью ЭЦП, то в графе «Подпись» проставляется флажок.
Для осмотров, у которых есть подписанный ЭЦП протокол, появляется кнопка «Сведения о подписи»
, а также кнопка «Снять подпись»
Подробнее функционал описан в разделе 4.3.2.6.3 «Ввод информации в блок «Осмотры».
Описание формы «Лекарственные назначения»
Добавление лекарственных назначений пациенту возможно через блок быстрого доступа
«Лекарственные назначения» в окне «Врач стационара»:
Рисунок 12 – Блок «Лекарственные назначения»
Список содержит информацию о лекарственных назначениях пациента, которые выполняются в текущем отделении госпитализации. Подробнее функционал описан в разделе 4.3.2.6.4.1.
Описание формы «Загруженность врачей»
Для просмотра информации по загруженности врачей отделения необходимо нажать на кнопку
«Загруженность врачей» в выпадающем меню кнопки «Еще»:
Рисунок 13 – Кнопка «Еще»
Откроется форма в соответствии с Рисунок 14:
Рисунок 14 − Форма «Загруженность врачей»
Окно предназначено для просмотра загруженности врачей отделения. По умолчанию используется отделение, под которым был произведен вход в систему. Значение можно изменить в фильтре.
В первой колонке отображается список врачей отделения, во второй колонке − количество пациентов, закрепленных за лечащим врачом. Количество пациентов разделено по виду оплаты случая.
Описание формы «Назначить врача»
Чтобы назначить лечащего врача пациенту, необходимо в списке пациентов в отделении выбрать пациента и нажать на кнопку «Назначить врача» в соответствии с Рисунок 13.
Откроется форма в соответствии с Рисунок 15:
Рисунок 15 − Форма «Назначить врача»
В выпадающем списке необходимо выбрать врача и нажать кнопку «Сохранить».
Описание формы «История болезни»
История болезни заполняется на основе случая госпитализации, созданного при поступлении пациента в приемное отделение. Во время пребывания пациента в стационаре в истории болезни лечащий врач делает ежедневные записи о состоянии и лечении пациента.
Рисунок 16 − Форма «История болезни»
Электронная форма «Истории болезни» разделена на функциональные блоки:
• шапка окна − содержит данные о пациенте (персональные и медицинские);
• блок «Диагнозы» − содержит данные о выявленных заболеваниях;
• блок «Осмотры» − содержит данные об осмотрах пациента;
• блок «Назначения» − содержит данные о лекарственных назначениях пациента;
• блок «Услуги» − содержит данные о запланированных и оказанных услугах пациенту;
• блок «Направления» − содержит информацию о всех назначениях пациента;
• блок «Движение по отделениям» − содержит информацию о движении пациента по отделениям, по койкам. А также информацию о предыдущих госпитализациях;
• блок «Движение по койкам» − содержит информацию о движении пациента по койкам в рамках отделения госпитализации;
• блок «Предыдущие госпитализации» − содержит информацию о предыдущих госпитализациях пациента;
• блок «Информация о госпитализации» − содержит дополнительную информацию о случае госпитализации;
• блок «Листы нетрудоспособности» − содержит информацию о листах нетрудоспособности пациента.
Информация о случае госпитализации
Шапка окна содержит следующую информацию:
1. информация о пациенте. Здесь отображаются персональные данные: ФИО, дата рождения и пол пациента;
2. информация о случае госпитализации. Здесь отображается информация:
• номер истории болезни;
• лечащий врач − отображается лечащий врач в текущем (последнем) отделении;
• отделение − отображается текущее (последнее) отделение;
• количество к/д всего − сумма койко-дней по случаю госпитализации;
• вид оплаты − вид финансирования случая;
• поле «Диета» − выбрать диету из выпадающего списка. По кнопке рядом с полем открывается список назначенных диет;
• поле «Режим лечения» − поле выбора режима лечения пациента;
• дата поступления − дата поступления пациента в стационар;
• поле «Дата по плану» − поле выбора даты выписки по плану;
• поле «Дата выписки» − отображается для выписанных пациентов, дата выписки из стационара;
• поле «Основной диагноз» − основной диагноз случая. Значение подставляется после установления основного диагноза в блоке «Диагнозы»;
• поле «Стандарт» − установленные стандарты в текущем (последнем отделении). Стандарт устанавливается в разделе «Движение по отделениям».
Ввод информации в блок «Диагнозы»
Блок содержит информацию об установленных пациенту диагнозах.
Рисунок 17 − Блок «Диагнозы»
Для создания записи об установленном диагнозе необходимо в блоке «Диагнозы» нажать кнопку «Добавить».
Рисунок 18 − Форма «Создание диагноза»
В форме необходимо заполнить следующие поля:
• поле «Этап» − выбрать значение этапа установления диагноза (направления, предварительный, клинический, патологоанатомический). По умолчанию заполняется значение «Клинический».
Диагноз с этапом «Патологоанатомический» можно добавлять только для умерших пациентов;
• поле «Основной диагноз» − признак, что диагноз является основным;
• поле «Вид» − выбрать из выпадающего списка вид диагноза: «Сопутствующий», «Осложнение основного». В случае, если указан признак «Основной», то поле «Вид» не доступно для заполнения;
• поле «Диагноз» − выбрать значение из справочника по МКБ-10. Для этого необходимо ввести код МКБ или часть названия в строку поиска. В выпадающем списке отобразятся найденные значения;
• поле «Дополнение» − указать дополнение к диагнозу по МКБ-10;
• поле «Дата» − указать дату установления диагноза.
После заполнения всех необходимых полей нажать кнопку «Сохранить».
Для редактирования записи по диагнозу необходимо в списке «Диагнозы» выбрать запись и нажать кнопку «Изменить».
Для удаления записи по диагнозу необходимо в списке «Диагнозы» выбрать запись и нажать кнопку «Удалить».
Также в блоке «Диагнозы» есть кнопка «Получить из протоколов», при нажатии на которую в диагнозы подтягиваются диагнозы, указанные в рамках услуг, оказанных в текущем отделении.
Примечание. Диагноз из направления, по которому происходит создание случая госпитализации, сохраняется в истории болезни пациента с этапом «Направительный» и датой диагноза, указанной в направлении:
Рисунок 19 – Направление на госпитализацию
Рисунок 20 – Этап диагноза «Направительный»
Ввод информации в блок «Осмотры»
Блок содержит информацию об осмотрах пациента. При открытии этого блока отображаются осмотры, оказанные врачом стационара.
Рисунок 21− Блок «Осмотры»
Для добавления пациенту осмотра необходимо в списке «Осмотры» нажать кнопку «Добавить».
Откроется форма в соответствии с Рисунок 22:
Рисунок 22 − Форма «Добавление осмотра»
В форме необходимо заполнить следующие поля:
• поле «Пациент» − поле не редактируемое. Отображается информация о пациенте, которому оказываем осмотр;
• поле «Дата оказания» − указать дату оказания осмотра. По умолчанию − текущий день;
• поле «Врач» − выбрать врача, который выполнил осмотр. По умолчанию − врач, под которым был произведен вход в систему;