Файл: 1. Расскажите об истории возникновения и становления психологии как самостоятельной науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Расскажите об истории возникновения и становления психологии как самостоятельной науки.

2. Охарактеризуйте психологию как науку, ее основные категории и отрасли.

3. Расскажите о месте психологии в системе научного знания и ее взаимосвязи с другими науками.

4. Раскройте особенности стрессов личности: причины и способы их профилактики.

5. Расскажите о структуре психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

6. Охарактеризуйте влияние алкоголизма и наркомании на качество труда сотрудников УИС.

7. Рассмотрите методологические принципы психологии.

8. Расскажите о профессиональных психосоматических заболеваниях.

9. Охарактеризуйте психологические методы исследования.

10. Раскройте этапы становления профессионализма с психологической точки зрения.

11. Рассмотрите наблюдение и эксперимент как методы исследования в психологии.

12. Раскройте классификацию методов исследования в психологии.

13. Расскажите о методе наблюдения и беседы.

14. Охарактеризуйте трудовую мотивацию личности сотрудника УИС.

15. Охарактеризуйте психические познавательные процессы личности.

16. Раскройте социально-психологическую характеристику базовых теорий трудовой мотивации.

17. Расскажите о психологии ощущения и восприятия человека, назовите их основные виды и свойства.

18. Раскройте основные принципы и методы исследования психических явлений.

19. Рассмотрите психологическую характеристику внимания человека: общее представление, свойства и виды.

20. Охарактеризуйте эмоционально-волевую сферу личности.

21. Раскройте основные подходы к определению мышления и речи.

22. Охарактеризуйте психологию памяти человека: процессы памяти, основные виды и типы.

23. Расскажите об особенностях характера и темперамента личности.

24. Раскройте психологическую характеристику воображения человека.

25. Охарактеризуйте психологию мышления: основные мыслительные процессы, формы и виды мышления.

26. Раскройте особенности направленности личности.

27. Расскажите о психологической характеристике речи как инструмента мышления и средства общения людей.

28. Охарактеризуйте понятие профессионального общения, его компонентов и барьеров.


29. Расскажите о психологической характеристике иллюзий восприятия человека, а также о когнитивных ошибках в мышлении.

30. Охарактеризуйте профессиональную деформацию личности сотрудника УИС, раскройте сущность деформации профессионального общения сотрудника.

31. Охарактеризуйте мотивационную сферу личности.

32. Охарактеризуйте эмоциональную, волевую и мотивационную сферы личности.

33. Расскажите об особенностях познавательных процессов личности.

34. Охарактеризуйте мотивационную сферу личности.

35. Раскройте суть аудивизуальной психодиагностики личности.

36. Расскажите о психологии групп: понятие и основные функции. Охарактеризуйте групповые эмоциональные состояния.

37. Сформулируйте общее понятие о психологических явлениях.

38. Расскажите о структуре психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

39. Охарактеризуйте понятие психологии как науки, ее основные категории и отрасли.

40. Охарактеризуйте познавательные процессы личности.

41. Раскройте этапы развития мотивации личности.

42. Рассмотрите особенности мышления, принятия решений и поведения личности в экстремальной ситуации. Расскажите о постстрессовом синдроме.

43. Рассмотрите наблюдение как метод аудивизуальной психодиагностики исследования в психологии.

44. Расскажите о психологии ощущения и восприятия человека: основные виды и свойства.

45. Раскройте теорию личности по Эрику Берну.

46. Расскажите о месте психологии в системе научного знания и ее взаимосвязи с другими науками.

47. Расскажите о методах изучения личности.

48. Охарактеризуйте социально-психологические особенности профессионального общения.

49. Охарактеризуйте психологию памяти человека: процессы памяти, основные виды и типы.

50. Расскажите о психологической характеристике речи как инструмента мышления и средства общения людей.

51. Охарактеризуйте волевую сферу личности.

52. Расскажите о направленности личности.
Вопрос 1: Расскажите об истории возникновения и становления психологии как самостоятельной науки.
Становление психологии и начало ее развития в качестве самостоятельной науки происходило, как считается, с 1879 года, когда немецким физиологом, философом и психологом Вильгельмом Вундтом (1832- 1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория при Лейпцигском университете.



Спустя 2 года на основе данной лаборатории формируется Институт экспериментальной психологии. В этот же период Вундт основал первый психологический журнал.

Становление психологии как самостоятельной науки связано с развитием ее предмета, который, по представления Вундта, уникален и заключается в непосредственном опыте субъекта. Этот опыт  он постигает через самонаблюдение, интроспекцию, то есть особую процедуру наблюдения субъекта за процессами, происходящими в сознании. После определения «простейших элементов сознания» в форме ощущений и элементарных чувств, Вундт за основную задачу психологии принял установку связи между элементами и «законами» душевной жизни. Американский психолог Эдвард Титченер (1867-1927) создал структурную психологию, развивая концепцию интроспективной психологии Вундта. За основной метод изучения ученый принял аналитическую интроспекцию, особенность которой состояла в том, что испытуемые давали результаты самонаблюдения терминами элементов структуры сознания, а не понятиями предметов внешнего мира или стимулами. Элементы сознания, по мнению Титченера, включали ощущения, представления и простейшие чувствования.

ВОПРОС 2:Охарактеризуйте психологию как науку, ее основные категории и отрасли.

Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмов психики.

Психологическая наука представляет собой самостоятельную науку, тесно связанную с другими науками. Её основой являются философские концепции и теории, позволяющие понять взаимодействие с окружающей средой.

Тесно связана психология и с биологическими науками, прежде всего с физиологией высшей нервной деятельности. Физиология изучает механизмы работы нервной системы, осуществляющие «уравновешение» организма со средой.




ВОПРОС 3:Расскажите о месте психологии в системе научного знания
и ее взаимосвязи с другими науками.


Психология как область научного знания гуманитарного направления тесно связана с множеством наук. Человек, как предмет исследования, рассматривается с различных точек зрения. Человек может выступать в качестве исследования как биологический объект, социальное существо, как носитель сознания.


Связь психологии и философии:Выделившись в отдельную область научного знания, психология сохранила тесную связь с философией. С древнейших времен по нынешнее время существуют научные проблемы и понятия, которые можно рассматривать как с психологической точки зрения, так и с позиции философского знания. Смысл и цель жизни, мировоззрение, моральные ценности человека, сущность и происхождение человеческого сознания, особенности человеческого мышления - эти и многие другие понятия присутствуют в качестве объектов изучения в обеих науках и дополняют друг друга.

Связь психологии и социологии:В своих исследованиях социология активно использует психологические методы изучения личности и особенностей межличностных взаимоотношений. В свою очередь психология в своих исследованиях активно использует социологические приемы сбора информации - опрос и анкетирование, прослеживается связь как на теоретическом уровне исследований, так и в практической деятельности при применении определенных методов психологии и социологии.

Связь психологии и педагогики. Большинство прославленных педагогов всегда обращало внимание на то, что без знаний о психологических особенностях развития личности ребенка невозможно грамотно выстроить педагогический процесс. Понимание человеческой природы, сущности процессов, протекающих в процессе развития человека, его потребностей и возможностей необходимо для обучения и воспитания. И в педагогической, и в психологический науках присутствуют общие базовые понятия: Личность; Развитие; Взаимодействие; Активность; Знания; Умения; Навыки и т.д.

ВОПРОС 4:Раскройте особенности стрессов личности: причины и способы их профилактики.

Стресс  совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.

Г. Селье выделяет два типа стресса: эустресс и дистресс; эустресс сочетается с желательным эффектом, это нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни; дистресс - патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. Дистресс всегда неприятен, он всегда связан с вредоносным стрессом.


Р. Лазарус ввел понятие физиологического и психологического (эмоционального) стресса. Физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций.

Психологическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия.Психологический стресс подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Стресс информационный(информаци­онных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.

Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опас­ности, обиды и т.п. При этом различные его формы - импуль­сивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам.

Психологический стресс сопровождается чрезмерно повышенным эмоциональным напряжением.

Возникает стрессовое состояние у человека по разным причинам. К основным факторам, провоцирующим неустойчивое состояние, можно отнести две основные группы отношений: личные и рабочие. К рабочим факторам относятся:

  • Чрезмерная или недостаточная нагрузка.

  • Плохие отношения с коллегами.

  • Тяжелые физические условия труда.

  • Отсутствует взаимопонимание с руководством.

  • Одновременное выполнение нескольких задач.

К личностным факторам относятся: проблемы и частые ссоры в семье, плохое питание, нарушение режима сна, проблемы с самооценкой.
ВОПРОС 5:Расскажите о структуре психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.
Понятие "психический процесс" подчеркивает процессуальный характер изучаемого явления. К основным психическим процессам относят когнитивные (разум), мотивационные (желания) и эмоциональные (чувства) процессы. Когнитивные процессы осуществляют познание окружающего мира за счет запечатления, хранения и переработки информации. Выдел я ют два уровня организации когнитивных процессов: первый уровень - чувственного познания представлен двумя процессами: ощущением и восприятием. Они обеспечивают отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств.
Процессы