Файл: Выбор и обоснование схемы завода по топливному варианту глубокой переработки нефти в количестве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 2 – Материальный баланс установки ЭЛОУ – АТ 6

Статьи баланса

Выход % (масс), X(0)

Количество

т/год

т/сут

кг/час

кг/сек

Поступило
















Сырье-нефть

100,00%

8000000,00

23255,81

968992,25

269,16

Итого

100,00%

8000000,00

23255,81

968992,25

269,16

Получено
















Сухой газ

0,28%

22400,00

65,12

2713,18

0,75

Рефлюкс

1,72%

137600,00

400,00

16666,67

4,63

Нк-70

4,40%

352000,00

1023,26

42635,66

11,84

Фр-я 110-180

6,83%

546400,00

1588,37

66182,17

18,38

Авиакеросин

8,82%

705600,00

2051,16

85465,12

23,74

ДТ прямогонное

26%

2105600,00

6120,93

255038,76

70,84

Мазут

51%

4101600,00

11923,26

496802,33

138,00

Потери

0,36%

28800,00

83,72

3488,37

0,97

Итого

100,00%

8000000,00

23255,81

968992,25

269,16


Таблица 3 – Материальный баланс вакуумного блока ВТ–4 установки ЭЛОУ-АТ-6

Статьи баланса

Выход % (масс), X(0)

Количество

т/год

т/сут

кг/час

кг/сек

Поступило
















Сырье-мазут

100,00%

4185300,00

12166,57

506940,41

140,82

Итого

100,00%

4185300,00

12166,57

506940,41

140,82

Получено
















Вак. комп ДТ

2,60%

108817,80

316,33

13180,45

3,66

ТВГ

57%

2381435,70

6922,78

288449,09

80,12

Гудрон

40,10%

1678305,30

4878,79

203283,10

56,47

Потери

0,40%

16741,20

48,67

2027,76

0,56

Итого

100,00%

4185300,00

12166,57

506940,41

140,82



2.2 Материальный баланс НПЗ в целом


Статьи баланса

Выход % (масс), X(0)

Количество

т/год

т/сут

кг/час

кг/сек

Поступило

 

 

 

 

 

Сырье-нефть

100,00%

17300000,00

50290,70

2095445,74

582,07

Итого

100,00%

17300000,00

50290,70

2095445,74

582,07

Получено
















сухой газ

2,34%

405648,96

1179,21

49133,84

13,65

пропан

0,63%

108842,42

316,40

13183,43

3,66

бутан

1,16%

201359,13

585,35

24389,43

6,77

изобутан

0,21%

36779,11

106,92

4454,83

1,24

бензины

27,09%

4687423,24

13626,23

567759,60

157,71

керосин

11,70%

2023599,61

5882,56

245106,54

68,09

ДТ

33,23%

5748255,88

16710,05

696251,92

193,40

мазут

17,15%

2967402,05

8626,17

359423,70

99,84

битум

2,98%

515933,00

1499,81

62491,88

17,36

кокс УККФ

0,66%

114586,37

333,10

13879,16

3,86

нафта

0,04%

6299,51

18,31

763,02

0,21

H2S на утилизацию

1,10%

190888,60

554,91

23121,20

6,42

ВСГ

0,04%

6470,60

18,81

783,75

0,22

Потери

1,37%

236272,45

686,84

28618,27

7,95

Итого

99,71%

17249760,95

50144,65

2089360,58

580,38



Глубина переработки нефти (ГПН) - показатель, характеризующий эффективность использования сырья. По величине ГПН можно косвенно судить о насыщенности НПЗ вторичными процессами и структуре выпуска нефтепродуктов. Разумеется, что НПЗ с высокой долей вторичных процессов располагает большей возможностью для производства из каждой тонны сырья большего количества более ценных, чем нефтяной остаток, нефтепродуктов и, следовательно, для более углубленной переработки нефти.

В мировой нефтепереработке до сих пор нет общепринятого и однозначного определения этого показателя. В отечественной нефтепереработке под глубиной переработки нефти подразумевается суммарный выход в процентах на нефть всех нефтепродуктов, кроме непревращенного остатка, используемого в качестве котельного топлива (КТ):
ГПН = 100-КТ-(Т+П),
где Т и П - соответственно удельные затраты топлива на переработку и потери нефти на НПЗ в процентах на сырье.

За рубежом глубину переработки нефти определяют преимущественно как суммарный выход светлых нефтепродуктов от нефти, то есть имеется в виду глубина топливной переработки нефти.

Понятие глубины переработки нефти, выраженное в виде вышеприведенного уравнения, несколько условно, так как выход непревращенного остатка, в том числе котельного топлива, зависит не только от технологии нефтепереработки, но и, с одной стороны, от качества нефти, и с другой - как будет использоваться нефтяной остаток: как котельное топливо или как сырье для производства битума, как нефтяной пек, судовое или газотурбинное топлива и т.д. Так, даже при неглубокой переработке путем только атмосферной перегонки легкой марковской нефти, содержащей 95,7 % суммы светлых, ГПН составит более 90 %, в то время как при углубленной переработке до гудрона арланской нефти с содержанием суммы светлых 43 % этот показатель составит менее 70 %.

В современной нефтепереработке принято НПЗ подразделять (без указания разграничивающих пределов ГПН) на 2 типа: с неглубокой и глубокой переработкой нефти. Такая классификация недостаточно информативна, особенно относительно НПЗ типа глубокой переработки нефти: неясно, какие именно вторичные процессы могут входить в его состав.

По способу углубления переработки нефти нефтеперерабатывающему заводу можно дать следующее определение: НПЗ - совокупность технологических процессов, в которых осуществляется последовательное (ступенчатое) извлечение, облагораживание и физико-химическая переработка дистиллятных фракций нефти и соответственно концентрирование остатков (до мазута, гудрона, тяжелого гудрона глубоковакуумной перегонки, асфальта, кокса и т.д.). По этому признаку удобно классифицировать НПЗ на следующие 4 типа:


1) НПЗ неглубокой переработки (НГП);

2) НПЗ углубленной переработки (У ПН);

3) НПЗ глубокой переработки (ГПН);

4) НПЗ безостаточной переработки (БОП).

Определяем величину отбора светлых нефтепродуктов по формуле: С=100(Б+К+Д+А+ЖП+СГ+Р)/Н

Где: Б, К, Д, А, ЖП, СГ, Р - количество получаемых на заводе соответственно бензина, керосина, дизельного топлива, ароматических углеводородов, жидких парафинов, сжиженных газов, растворителей, тыс. т/год; Н-мощность завода, тыс.т/год.

3. Технологический расчет колонны К-2 блока АТ установки АВТ-3
3. Описание технологической схемы блока АТ
Обессоленная и обезвоженная нефть, поступающая с блока ЭЛОУ, насосом Н-1 прокачивается через ряд теплообменников Т-1/5, где нагревается за счет тепла отводимых с установки потоков дизельной фракции и мазута, и подается в питательную секцию колонны предварительного испарения К-1. С верха отбензинивающей колонны К-1 выходят пары бензина и воды вместе с растворенными в нефти газами и сероводородом, охлаждаются в аппарате воздушного охлаждения АВО-1, холодильнике X-1 и поступают в рефлюксную емкость Е-1. Газ из газоводоотделителя направляется на установку АГФУ, а бензин нк-85 °С частично подается в колонну К-1 в качестве холодного орошения, остальное его количество подается в секцию вторичной перегонки.

Отбензиненная нефть с низа колонны К-1 насосом Н-3 прокачивается по змеевику печи П-1 в основную ректификационную колонну К-2. Головным продуктом К-2 является бензиновая фракция 85-150 °С пары которой, проходят аппарат воздушного охлаждения АВО-2, холодильник Х-2 и поступают в рефлюксную емкость Е-2, а оттуда частично на орошение в колонну К-2, остальная часть — на секцию вторичной перегонки бензина. Боковым погоном основной ректификационной колонны является дизельная фракция зимняя 150-250 °С и дизельная фракция летняя 250-350 °С, которые выводятся через отпарные колонны (стриппинг-секции) К-3/1 и К-3/2 .

С низа ректификационной колонны К-2 отбирается остаток атмосферной перегонки, выкипающий выше 350 °С (мазут), который насосом Н-6, отдав тепло сырьевому потоку в теплообменнике Т-4, выводится с блока АТ на вакуумную перегонку.







Рисунок 2 – Технологическая схема атмосферного блока установки АВТ-3
Заключение
Увеличение глубины переработки нефти – первостепенная задача современных НПЗ и нефтеперерабатывающей промышленности России в целом.

Пути углубления переработки нефти включают в первую очередь глубокую первичную переработку нефти на АВТ и затем - комплекс вторичных термокаталитических процессов с максимальным выходом топливных дистиллятов. Углубление переработки нефти, с одной стороны, позволяет решить проблему увеличения ресурсов моторных топлив, а с другой - обусловливает резкое сокращение выработки котельных топлив, так как мазут является основным компонентом этих топлив.

Целью работы:

1 Разработка поточной схемы переработки самотлорской нефти с получением максимального количества светлых фракций. Для этого использованы первичные процессы – перегонка нефти на АВТ с целью разделения ее на фракции, и вторичные процессы, необходимые для переработки остатков (мазута, гудрона), такие как каталитический крекинг (переработка фракции 350-480С), гидрокрекинг (который является перспективным процессом в настоящее время, но достаточно дорогостоящим). Высокооктановые компоненты бензина были получены в процессе каталитического риформинга и изомеризации.

В результате были получены высокие выходы светлых фракций (77,65% масс.): бензина, ЛДТ, и реактивного топлива марки ТС-1 высшего сорта. Таким образом, предложенная схема переработки самотлорской нефти эффективно выполняет предложенную задачу по максимальному получению светлых фракций нефти.

Поэтому вовлечение в производство в России таких процессов, как гидрокрекинг, каталитический крекинг, является важным направлением переработки нефти.

2 Технологический расчет установки первичной перегонки нефти АВТ-3, а также проведен расчет основного аппарата – основной ректификационной колонны К-2, который включает:

- тепловой баланс, расчет которого показал, что в колонне избыточное тепло, которое необходимо снять циркуляционным орошением количество которой составило 126467,04 кг/ч;

- конструктивный расчет, в результате которого были определены диаметр и высота колонны, которые составили 2,6 м и 44 м соответственно;
Список литературы
1. Технологический регламент установки ЭЛОУ-АТ-6 ЗАО «РНПК», ТР 2.041.006-09

2. Технологический регламент установки ЭЛОУ-АВТ-4 (А-12/7) ЗАО «РНПК», ТР 2.041.005-09

3. Технология переработки нефти/ Под ред. О.Ф. Глаголевой и В.М. Капустина. – М.: Химия, КолосС, 2007. – 400 с.: ил.