Файл: Проблема человека в философии Ф. Ницше.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

«КАРАГАНДИНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АБЫЛКАСА САГИНОВА»

Кафедра СГД

РЕФЕРАТ

по философии

тема «Проблема человека в философии Ф. Ницше»

Принял

Муканова А.К.

___подпись, дата________

Выполнил

Рожкова А.А.

Группа Арх-21-4

Караганда 2023

Содержание

  1. Введение

  2. Основные концепции философии Ницше

  3. Концепция личности в философии Ницше

  4. Философия Фридриха Ницше о сверхчеловеке

  5. Заключение

  6. Источники


Введение

Философия Ницше занимает особое место в истории европейской философии конца XIX века. Во-первых, она радикально разошлась с традициями немецкой классической философии, заложенной И. Кантом и Г. Гегелем. Во-вторых, она радикально изменила направление философии, особенно европейской, в сторону гуманистических целей и нравственного совершенствования человека. В-третьих, Ницше отрицал прогресс в развитии человеческой истории, за который так ратовали выдающиеся философские мыслители, особенно со времен Нового времени.

Философия Ницше уникальна и по способу выражения: она не стремится к систематизации с помощью строгих категорий или концептуальных форм. Она образная, в ней нет "сухости", а ирония, сарказм и афоризмы придают ей особую привлекательность. Его необычное отношение к фундаментальным вопросам о мире и человеческом существовании привлекает еще и потому, что, как он сам неоднократно подчеркивает, он претендует на освобождение от устоявшихся философских условностей. По мнению Ницше, все предыдущие философы, начиная с Сократа и Платона, вся предшествующая философия, по крайней мере, европейская, "работали напрасно". Причины их неудачи он объясняет тем, что все философы строили свои здания под приманкой морали, они обещали поиск "истины", но в действительности думали только о возведении "великих моральных зданий". Истинные причины и истоки существования мира, общества и истории, человеческого существования всегда ускользали от философов, поскольку мораль всегда порождает периоды "химер". Ницше объявляет свою философию последней философией, которая раскрывает и разоблачает глубинные причины существования мира. Его философские идеи развиты в таких произведениях, как «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Утренняя заря», «Антихристианин» и других трудах. Стоит отметить, что он полагается на иронию и сарказм, чтобы освободить свою философию от всех идеологических банальностей и придать ей характер, важный для всех эпох. Он считал, что его философия может быть понята лишь "совсем немногим". Он не боится быть непонятым своими современниками. «Нужно сделаться равнодушным и не задаваться вопросом о том, есть ли польза от истины, не окажется ли она роковой для тебя…Нужно, как это
свойственно с ильному, отдавать предпочтение вопросам, которые в наши дни никто не осмеливается ставить; необходимо мужество вступать в область запретного». Под "запретными вещами" он подразумевает не только критику и обличение христианства, но и сложившиеся традиции в философии, особенно в немецкой философии XIX века.

Основные концепции философии Ницше

Философия Ницше - это прежде всего философия индивида, но не индивидуалиста. Желание понять личность и найти выход из кошмаров эпохи – эпохи двойной морали во всех ее отношениях к людям, к государству, к нации и к самому себе - вот цель философского построения Ницше. Следовательно, эти поэтические формы интерпретации делают невозможным понимание личности в биологических, медицинских или психологических терминах. По этой причине они часто носят пословичный характер и пытаются выразить его идеи в кратких, ясных и в то же время лаконичных предложениях. Но в этом же кроется и причина трагедии Ницше. Действительно, для обычного человека ничто так не откликается на подсознательные желания и стремления, как фразы, которые коротки, легко запоминаются и не требуют глубоких размышлений на первый взгляд. Другими словами, к Ницше и его работам нельзя подходить с позиции однозначной логики. Они имеют как минимум двойное значение, но чаще - многозначны и определяются контекстом. Конечно, можно сказать, что это связано с больным умом философа. Но именно из-за его больного ума, его восприятие обостряется, и он способен увидеть то, что недоступно так называемому здоровому уму. И где же граница между здоровьем и болезнью для человека, который пытается "скрутить" свой разум в мучительном процессе самопознания? Философский поиск Ницше - это нравственный поиск свободного человека на пути разрушения традиционных ценностей, ориентация, разрушающая человечество, личность и, в конечном счете, самого человека. Согласно Ницше, все существующие и существовавшие морали не только несут на себе отпечаток общества и его условий существования и выживания, но и направлены на оправдание и обоснование обладания, что является главным. Другими словами, они эгоистичны и, следовательно, античеловечны. При ближайшем рассмотрении, включая так называемые универсальные моральные ценности, становится ясно, что все они являются проекционными экранами, скрывающими корыстные интересы. Очевидно, что лучше было бы либо отвергнуть эти "моральные" ценности, либо жить в соответствии с ними. Последнее, однако, практически невозможно для тех, кто потребляет, пытается потреблять и живет в стадном обществе. Поэтому, согласно Ницше, все демократические движения следуют морали стадного животного, уходящей корнями в христианство. И критика Ницше христианства и христианской

морали кажется вполне естественной и логичной, поскольку эта критика является следствием неприятия буржуазно-либерального духа христианства и буржуазного рационализма. Как философия жизни, философия Ницше имеет антропоморфный характер, который одновременно возвращает человека к природе и очеловечивает природу, наделяя ее антропоморфными качествами и, прежде всего, волей к власти. Фундаментальный динамический принцип ницшеанской философии, принцип воли к власти, определяет развитие как человека, так и Вселенной. Таким образом, жизнь - это абсолютная реальность, постижимая сама по себе. А человеческая душа, человеческий интеллект порождены жизнью и содержатся в ней. Здесь видна своего рода биологизация, сведение духовного к биологическому. Но это лишь один аспект философии жизни Ницше. Другой аспект можно увидеть в его постоянном исследовании связи между человеком и космосом. И признание естественности души в жизни и ее единства с космосом кажется вполне логичным в контексте такого поиска. Безумие философии Ницше, таким образом, не является иррациональным, а попытка философа раскрыть детерминанты индивидуального развития через принцип воли к власти над миром и личностью, особенно когда этот принцип трактуется в широком смысле, как это делает Ницше, представляется вполне естественной. Согласно Ницше, воля к власти - это не только стремление к господству сильного, но и стремление к усилению слабого. Слабость относительна и отчасти зависит от положения человека среди других и от степени его самопознания. Человек свободен и силен, когда он осознает себя личностью, способной действовать, и действует в соответствии с этим осознанием. Но сознание - это не только личное, но и социально-историческое. Только при соблюдении всех этих условий человек может быть действительно свободной и нравственной личностью. Жить в свободном и нравственном обществе. Идеалом здесь является свобода в христианском смысле - не рабство, внутреннее рабство или смирение перед принуждением, а свобода в античном и ренессансном смысле. В свободном обществе такой культ, навязанный христианским лицемерием, невозможен. Переход к такому обществу возможен не через насильственное разрушение существующего искалеченного общества, а именно через возрождение идеала свободной и сильной человеческой личности, поскольку всякое насилие порождает новое насилие. Философия Ницше, как известно, была очень популярна в дореволюционной России. Совпадение, резонанс среди свободолюбивой русской интеллигенции. Путь к пониманию природы свободы в контексте космополитизма и связанного с ним индивидуализма в лучшем смысле - в смысле суверенитета личности - лежит через размышления Ницше о свободе, его
любовь к свободе и неприятие материального, когнитивный прагматизм и христианский дуализм, который, хотя и является критическим определяет наше понимание этого взгляда.

Концепция личности в философии Ницше

Для понимания истоков философии Ницше большое значение имеет его ранняя, незаконченная и неопубликованная работа «Философия в трагическую эпоху Греции». Здесь Ницше проводит резкий контраст между двумя эпохами в развитии древнегреческой философии: эпохой ранних греческих философов, дократов и эпохой, которая началась с Сократа. Вопреки общепринятому мнению о "наивности" Сократа, Платона, Аристотеля и их эллинистических преемников, Ницше утверждает, что ранние философы имели явное преимущество перед последними. Ценность философии Ницше видит не в систематичности и рациональной строгости, а в ее соответствии основным намерениям человеческого и культурного развития.

По этому критерию он отдает предпочтение досократовским философам перед поздними греческими философами. Первые были в гармонии со своим временем, с его естественным и целостным развитием, тогда как вторые думали только о своем будущем, а не о будущем человека и культуры. В ранних работах Ницше мы находим два важных принципа, на которых должно было основываться все его "зрелое" мировоззрение. Во-первых, это важнейшая философская концепция Ницше о "пластичности", то есть о непредсказуемой изменчивости культуры и самого человека. Во-вторых, его убежденность в первостепенной важности философии как фактора реальности, который может либо способствовать развитию человека и культуры, либо препятствовать этому развитию и даже привести культуру к стагнации или упадку. По мнению Ницше, философия - это особый образ жизни, связанный со способностью понять сущность жизни и тем самым направить ход истории и развития культуры. «Для меня, —пишет Ницше, —это зависит от философа так же сильно, как он может подавать пример». Несомненно, философ может вести за собой целую нацию, подавая пример. История Индии, которая почти идентична истории индийской философии, доказывает это. Ведь именно Гераклит впервые выдвинул идею о происхождении и развитии всего сущего. Ницше подчеркивает, что Гераклит, в отличие от более поздних философов, которые также признавали универсальность становления, отрицал существование суперэмпирического мира, в котором господствует неизменность. Он не уклоняется от признания абсолютного качества существования и не ищет опоры для своей мысли в "вечном" и "неизменном" мире. Ницше также ценит предпочтение Гераклита конкретной, интуитивной мысли и избегает абстрактного мышления, которое "иссушает" все живое и становящееся. Его
первая знаменитая книга, "Рождение трагедии", чрезвычайно полезна для понимания истинного смысла мысли Ницше. Ее основная метафизическая структура лаконично выражена в "Предисловии", написанном в конце сознательной работы автора, спустя много лет после первой публикации произведения. Как пишет Ницше, " вся книга признает только художественный смысл, явный или неявный, стоящий за всеми процессами бытия — «Бог», если хотите, но, конечно, только совершенно безразличный и безнравственный Бог — художник, который как в творчестве, так и в разрушении, как в добре, так и в разрыве, стремится одинаково почувствовать свою радость, свое самообладание, который, создавая миры, освобождается от притеснения изобилием и избытком, от мучений, вдавленных в них противоречий". Переходный характер "Рождения трагедии" - странное сочетание еще не покоренных чуждых влияний и зрелой, новаторской мысли в этом произведении - четко отражается в том, что Ницше называет первозданной и жизненной природой этого трансцендентно-внутреннего абсолюта. Последнее предвосхищает метафизическую интерпретацию "жизни" как иррациональной основы всего сущего - основной компонент будущей философии Ницше. В "Рождении трагедии" утверждение универсальности жизни и признание центральной роли личности в бытии связаны более четко и непосредственно, чем в более поздних произведениях, где жизнь как абсолютное начало всего сущего почти отождествляется с "жизненной силой", которая вспыхивает в каждом человеке. Индивидуальное человеческое существо неотделимо от первоначала, и эта связь постоянно "подтверждается" дионисийским состоянием. В то же время весь остальной мир является лишь репрезентацией первозданного, а значит, и индивида. То, что Ницше в "Рождении трагедии" понимает человека как единственно правильную форму "явления" первобытной жизни, ясно из анализа образа Прометея у Эсхила. Ницше придает мифу о Прометее и соответствующему трагическому образу Эсхила универсальное значение и рассматривает этот миф как выражение "сущности всего арийского мира". Учитывая, что Ницше описывает разницу между "истинным" и "ложным" способами культурного и человеческого движения через противопоставление арийского и семитского миров, трактовка прометеевского мифа в его работе является единственной. Понятно, что он функционирует как символическое отражение единственно верного отношения к жизни и судьбе человека. Несчастье, коренящееся в природе вещей, противоречие, лежащее в основе мира, которое сознательный ариец не может заставить себя отрицать кривду, раскрывается ему как взаимопроникновение двух различных миров - божественного и человеческого. Каждый из них прав как индивидуум, но, находясь рядом и отдельно от другого, обязательно должен страдать за свою отдельность.