Файл: Классификации стилей Дуглас МакГрегор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №4

Задание 1
На конкретных примерах покажите применение менеджером различных методов управления и стилей. Когда стиль руководства сдерживает развитие предприятия и вступает в противоречие с эффективными методами управления. Привести пример, когда эффективно было бы использовать административное, демократическое, либеральное управления.

Методы управления – это совокупность способов, приёмов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией.

Основные виды методов управления:

  • экономические;

  • организационно-распорядительные;

  • правовые;

  • социально-психологические.

Стиль управления – это определённая, сложившаяся, модель поведения руководителя, на основе которой строится управление персоналом, определение ответственных лиц, распределение полномочий и принятие управленческих решений.

Классификации стилей:

Дуглас Мак-Грегор Теория X и Теория Y

Л. Лайкерт 1. Эксплуататорско-авторитарный 2. Благосклонно-авторитарный 3. Консультативно-демократический 4. Основанный на участии

К. Левин 1. Авторитарный 2. Демократический 3. Либеральный (попустительский)

Управленческая решётка (построен. матрицы) Блейка – Моутона 1.1 Примитивный стиль 1.9 Социальный стиль 5.5 Производственно-социальный ст. 9.1 Авторитарный стиль 9.9 Командный стиль

Дэниель Гоулман 6 эмоциональных стилей руководства: 1. Визионерский 2. Наставнический 3. Аффилиативный 4. Демократический 5. Направляющий 6. Командующий

Как правило, для успешного управления проектом используются смешанные стили, имеющие в себе черты методов руководства из различных классификаций. И чтобы быть успешным и эффективным лидером, нужно уметь находить баланс. Именно такой подход повышает эффективность управления и шансы на успешное завершение проекта.

Основные стили руководства:


  • Авторитарный (директивный)

  • Демократический (разрешительный)

  • Либеральный (попустительский)

Авторитарный стиль управления. Решения принимает руководитель, делает это быстро и не обсуждает с подчинёнными. Сотрудники здесь выступают только в роли исполнителей, а в качестве мотивации чаще всего применяют высокие зарплаты и наказания: выговор от начальства, штраф или увольнение.

Пример:

Генри Форд – представитель авторитаризма в сфере автомобильной промышленности. Он эффективно применял авторитарный стиль управления в менеджменте, причём использовал рабочее время подчинённых исключительно в производственных целях. Форд следил за чётким выполнением составленного плана сотрудниками, указывая на все недочёты. Ему не свойственно было прислушиваться к различным идеям персонала.

Демократический стиль управления. При демократическом стиле управления руководитель принимает решения сам, но советуется с подчинёнными и делегирует контроль некоторых этапов работы. Каждый участник команды может предложить своё решение задачи и скорректировать сроки.

Пример:

Уолт Дисней, основатель студии Disney, придерживался демократического стиля управления и всегда делился со всеми сотрудниками своими идеями и выслушивал встречные предложения от каждого. Ему было важно, что его мечты разделяла вся команда, однако только он мог решать, что из них в итоге воплотить на практике.

Либеральный стиль управления. При таком стиле руководства лидер предоставляет своей команде свободу действий, а также при необходимости обеспечивает поддержкой и советами. Подчинённые же сами устанавливают себе сроки выполнения задач.

Пример:

Рикардо Семлер, СЕО бразильской компании Semco Partners, одним из первых применил либеральный стиль ещё в 1980-х. Он практически не появлялся на рабочем месте, позволяя другим сотрудникам принимать все ключевые решения и справляться с проблемными ситуациями. Он даже разрешил им самим выбирать себе руководителей и определять свой рабочий график: при условии, что рабочий день начинается в интервале с 7 до 9 утра. При этом на парковке ограниченное количество мест, и тем, кто приходит позже остальных, их может просто не хватать.



Лучшим стилем управления для организации является «Демократический» стиль. Руководители, у которых стиль управления «Авторитарный» осознано тормозят развитие компании, в руководители пользующиеся «Либеральным» стилем просто неспособны вести группу к успеху.

Административный (организационно-распорядительный) метод управления базируется на строгих правилах внутреннего трудового распорядка, чёткой иерархии в коллективе и распределении обязанностей. Приказы при таком стиле управления, как правило, не обсуждаются, авторитет руководства – безоговорочный. Часто в организациях с этим стилем управления существует материальная ответственность и высоко развита корпоративная культура.

Организационно-распорядительный метод наиболее эффективен в следующих случаях: – когда персонал выполняет стандартные операции и нужно строгое выполнение регламента (например, бухгалтерия, операционисты, Колл-центр); – когда в организации занят низкоквалифицированный линейный персонал и поэтому чёткое соблюдение установленных правил способно минимизировать процент ошибок; – когда нужно быстро организовать рабочий процесс; – при низком уровне доверия руководства к сотрудникам.

Демократический стиль подходит для управления опытными и активными работниками: у сотрудников есть творческая свобода, поэтому им комфортно, они увлечены делом и быстрее развиваются. Ещё демократический стиль используют, когда нужно масштабировать бизнес: руководитель не замыкает на себе согласования, поэтому он может тратить свободное время на улучшение рабочих процессов, наём сотрудников и развитие новых направлений.

Пример:

ООО «Маки» берёт заказ: написать программу, которая будет считывать данные из рабочего пространства и создавать таблицы. Команда предлагает идеи и согласует их с руководителем. Ответственные контролируют работу своих участников и приходят к руководителю, когда нужна помощь.

Либеральный стиль используют при работе с очень опытными сотрудниками – например, топ-менеджерами или командой ученых. Руководитель обеспечивает среду и задаёт направление работы, и сотрудники сами приходят к цели: распределяют задачи, нанимают помощников и управляют финансами.


Пример:

ООО «Маки» взяла заказ на уникальную программу. Руководитель собирает лучших профессионалов, описывает им задачу и выделяет бюджет. Они сами решают, как достигнут цели, нанимают нескольких сотрудников и распределяют бюджет. Приходят к руководителю за советом, но не всегда его слушают.

Задание 2

Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением срочной работы. Вы и ваш начальник считаете задания неотложными. Выберите наиболее приемлемый вариант решения сложившейся ситуации.

Если это мой непосредственный начальник, значит он может давать задания мне, а не моему подчинённому (принцип единоначалия). В таком случае, мой подчинённый не обязан выполнять задания данные моим начальником. Тем более, что он уже занят выполнением неотложного задания, данного мною, за которое я в свою очередь буду обязана отчитаться перед своим непосредственным начальником. Поэтому я отменю задание моего начальника, чтобы мой подчинённый мог продолжать начатую работу.