Файл: Высшего профессионального образования академия гражданской защиты министерства по делам гражданской.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ»
МИНИСТЕРСТВА ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Контрольная робота по дисциплине
«Экономическая теория»
Вариант № 11
Выполнил студент гр. ПБз-17а Максименко Артем Константинович
шифр №
Рецензент:
Донецк – 2019
1. Обоснуйте необходимость проведения оценки эффективности производства на предприятии
Проблема эффективности решается на всех уровнях экономики от общества в целом до его отдельных предприятий (фирм) и их хозяйственных подразделений. На всех уровнях категория эффективности отражает связь между ресурсами и целями производства. Поскольку потребности общества безграничны, а ресурсы ограниченны, то возникает задача максимального удовлетворения потребностей путем лучшего, наиболее полного использования ресурсов.
Любое коммерческое предприятие предполагает основной целью извлечение прибыли. Необходимый уровень прибыли позволяет решать целый комплекс задач, обусловливающих как стабильность и эффективность данного бизнеса, так и создание материальной основы для реализации экономических функций государства (путем отчисления налогов). Соотнося прибыль и затраченные на ее получение ресурсы, можно судить об эффективности деятельности предприятия в целом. Недостаточный уровень прибыли приводит к динамичному перераспределению ресурсов в экономике.
Эффективность работы предприятия — комплексное многостороннее понятие [1, с. 154]. В рыночной экономике необходимым условием эффективного функционирования является баланс интересов всех участников бизнеса: собственников, менеджеров и производственных работников. Все они заинтересованы в эффективной работе предприятия. Таким образом, многосторонний контроль эффективности деятельности предприятия участниками бизнеса и внешними организациями создает для предприятия экономическую среду, где эффективная деятельность — необходимое. условие его существования и функционирования.
Оценка эффективности производства предприятия помогает определить границы соотношения достигнутых компанией результатов и необходимых для этого затрат. На основе этого анализа выбирается наилучший способ увеличения эффективности.
Оценка эффективности предприятия — это процедура, которая проводится с целью определения стоимости бизнеса (компании) или его долей. К такому мероприятию прибегают в разных случаях, поэтому вопрос о необходимости оценки эффективности производства компании встает перед ее управляющими периодически.
Оценка эффективности деятельности предполагает решение определенных задач:
-
Контрольный пакет акций компании подвергается оценке в первую очередь. Такая задача наиболее популярна, поскольку с ее помощью можно составить комплексное видение стоимости объектов хозяйственной деятельности. -
Производится процедура оценки неконтролируемого пакета акций. В данной ситуации оцениваются акции миноритарного пакета. -
Осуществляется оценивание акций компании, котирующихся на рынке. Такая задача является редкой. Выполняется детальный анализ котировок, а также состояния дисконтных ставок и рынка. -
Производится процедура оценки, включающая все имущество компании. Имеются в виду активы организации, которые представлены земельной собственностью, оборудованием, транспортными средствами, различными сооружениями, зданиями, сетями, коммуникациями и так далее. Данная задача предполагает анализ финансовых потоков организации.
Привлекательность бизнеса в свете финансового инвестирования теряется в случае, если прибыль от его ведения гораздо меньше в сравнении с первоначальными вложениями, которые потребовались для приобретения. В итоге, оценка эффективности деятельности предполагает использование данных о настоящей стоимости будущих доходов, которые, вероятно, получит инвестор и которые являются рыночной стоимостью.
Так как бизнес — это крупная система, которая может реализовываться на рынке как обособленный компонент, целый комплекс или подсистема, товары являются элементами хозяйственной деятельности, а не целостной совокупностью.
Потребность и прибыльность предприятия зависят от различных постоянно изменяющихся процессов, которых очень много [2, с. 204]. Они характерны как для внутренней среды компании, так и для внешней — например, низкой стабильности государственной экономики, которая может перерасти в главную причину шаткого положения на рынке. В случае если бизнес характеризуется как неустойчивый, то в будущем это приведет к нестабильности в той или иной степени в конкретной отрасли рынка. По этой причине данный финансовый инструмент должен находиться под постоянным контролем, регулироваться в соответствие с данными оценки эффективности деятельности компании.
2. Какие блага являются товарами? Какие свойства присущи товарам?
Основополагающей категорией товарного производства является «товар». Однако исторически и логически этой категории предшествовала категория «благо».
Благо — все то, что способно удовлетворять человеческие потребности, например, дары природы, вещественные продукты труда, услуги, которые отвечают его интересам, целям и стремлениям.
Блага (продукты) как результат людского труда в условиях товарного производства (обмена) существуют в форме товаров и услуг. Блага делятся на экономические и неэкономические [3, с. 333].
Неэкономические блага предоставляются человеку природой, т. е. без затрат его труда и существуют в неограниченном количестве (например, воздух, морская вода, солнечное тепло и др.).
Экономические блага – это блага экономической (трудовой) деятельности человека, которые существуют в ограниченном количестве. Экономические блага весьма разнообразны. В зависимости от критериев их можно классифицировать на следующие виды (рис. 2.1).
Рис. 2.1 – Классификация экономических благ
Экономическое благо в условиях товарного производства приобретает форму товара.
Товар – это экономическое благо, которое удовлетворяет определенную потребность человека и используется для обмена (покупки-продажи на рынке) [4, с. 47].
Товар – это продукт труда, который обладает следующими свойствами:
- способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность.
- способностью к обмену.
Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения.
Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда и т.п.), другие – косвенно, опосредственно как средство производства (станок сырье).
Многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей (древесина, например, используется как химическое сырье, как топливо, для производства мебели).
Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества. Потребительская стоимость имеет три формы проявления:
а) количество;
б) натуральная форма;
в) качество.
Последнее – это степень полезности данной потребительной стоимости, ее соответствия, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.
Покупатель, приобретая на рынке товар, оценивает его полезный эффект, а не затраты труда на его производство. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя.
Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность. Но каждому отдельному товару разные люди дают разную оценку полезности.
Субъективная оценка полезности зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. По мере удовлетворения потребности «степень насыщения» растет, а величина конкурентной полезности падает.
Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары.
Разные товары имеют только одно общее свойство, делающее их сравнимыми между собой при обмене, а именно то, что они - продукты труда.
Неоклассическая школа подчеркивает, что товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар есть продукт труда.
Сторонники трудовой теории стоимости, начиная с А. Смита, считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу потому, что они имеют общую основу - труд. При этом необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей товаров.
В современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Они высказывали такую мысль, что не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность.
Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.
3. Как можно ответить на вопрос, что поставил А. Смит: «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможна жизнь, имеет такую низкую цену, в то
время как у алмазов, которые совершенно не нужны, такая высокая цена»?
С теоретической точки зрения этот вопрос является важным, так как имеет непосредственное отношение и к вопросу о законе спроса, и к проблеме ценности потребительских благ и ресурсов. Ответ на данный вопрос дает теория предельной полезности: цена данного количества какого-либо блага с точки зрения потребителя определяется не совокупной, а предельной полезностью, точнее полезностью его последней единицы. Чем менее редким является благо, тем меньше предельная полезность его последней единицы и соответственно ее ценность. Значит, несмотря на очевидную важность воды, ее цена покупателя будет меньше цены алмазов, так как меньшее количество последних отличается более высокой предельной полезностью.
С позиций неоклассических взглядов, ценность благ зависит от их редкости, т. е. от запаса (количества) благ, которые способны удовлетворить нужды человека.
Редкость — характеристика экономических благ, которая отражает ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.
Большую ценность имеют те блага, которые ограничены, сравнительно с потребностями в них людей. Например, вода имеет большую полезность для человека, чем бриллианты. Но воды достаточно, а бриллиантов мало. Поэтому бриллианты, полезность которых намного меньше для удовлетворения жизненных потребностей людей (без них можно вообще обойтись), оцениваются ими дороже, чем вода.
Список используемой литературы
1. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник / М.И.Баканов, А.Д. Шеремет. - М. : Финансы и статистика, 2006. – 465 с.
2. Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия / А.И. Ковалев. - М. : Центр экономики и маркетинга, 2006. – 256 с.
3. Аникина, Е.А. Экономическая теория: учебник / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 413 с.
4. Экономическая теория: учеб. пособие / В. П. Решетило, Н. В. Можайкина, О. Ю. Егорова; Харьков. нац. ун-т гор. хоз-ва им. А. Н. Бекетова. – Харьков : ХНУГХ им. А. Н. Бекетова, 2016. – 210 с.