Файл: Основные методы и направления психотерапии.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение……………………………………………………………..

3

  1. Основные методы и направления психотерапии………………….

6

  1. Групповая психотерапия. Понятие психотерапевтической группы

7

  1. Психодинамическая психотерапия………………………………….

9

  1. Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия ……………...……

12

  1. Гуманистическая психотерапия ...……………………………….….

13

  1. Когнитивная психотерапия…………………………………………..

16

Заключение……………………………………………………………….

19

Список литературы…………………………………………………........

20

Введение

Психотерапия занимает особое место среди разновидностей профессиональной помощи личности. Непростым является вопрос о профессиональной принадлежности психотерапии. В Советском Союзе психотерапия относилась к медицинских специализаций. На Западе психотерапия является традиционно направлением практической психологии. Такое двойное понимание деятельности психотерапевта сохраняется до сих пор. Деятельность психотерапевта рассматривают согласно двух его профессиональных ролей:

- специалиста-медика, который осуществляет лечение пациента с помощью как психологического воздействия, так и с помощью специфических медицинских средств (медикаменты, гипноз и т.д.)

- специалиста-психолога, призванного помогать личности выжить в различных жизненных и социальных ситуациях и ориентированного на работу с глубинными смысложизненными проблемами клиента. В этом случае он пользуется лишь психологическими средствами деятельности.

Конечно, специалист по практической психологии может осуществлять психотерапию только во втором смысле этого понятия и не имеет права использовать медицинские средства. Поэтому примем за исходное следующее утверждение. Психотерапия направлена на глубинное проникновение в личность и осуществления прогрессивных сдвигов в ее взаимодействии с миром через изменение само- и мировосприятия и предусматривает создание условий для полноценного становления личности.


Цель психотерапии — содействие в становлении полноценной личности, способной занимать активную и творческую позицию относительно себя и своей жизнедеятельности, справляться с травмирующими ситуациями и переживаниями, принимать решения и продуктивно, нешаблонно и достойно действовать в соответствующих социально-культурных условиях.

Цель: изучить основные направления и методы психотерапии;

Задачи:

- Собрать и обобщить весь необходимый материал по данной теме;

- Определить основные направления психотерапии;

- Определить основные методы психотерапии;

- Сделать вывод по данной теме;

1. Основные методы и направления психотерапии

Анализ психотерапевтической литературы позволяет утверждать, что на сегодняшний день в этой области практической психологии не сложилось единого подхода к выделении основных направлений психотерапии. Это обусловлено ее рассмотрением то как метода лечения (чаще этот подход встречается в зарубежной психологической литературе), то как разновидности психологической помощи клиенту.

Так, например, Ю. Г. Демьянов выделяет следующие методы психотерапии, используемые в практике:

  • Рациональная психотерапия;

  • Психоаналитическая психотерапия;

  • Когнитивно-аналитическая психотерапия;

  • Психотерапия на основе транзактного анализа;

  • Личностно-ориентированная психотерапия;

  • Гештальт-терапия;

  • Аутогенная тренировка;

  • Эмоционально-стрессовая терапия;

  • Групповая психотерапия;

  • Позитивная психотерапия.

Классификация моделей психотерапии, как разновидности лечебных действий, описывает Х. Ремшмидт. Он предлагает классификацию моделей психотерапии осуществлять по следующим принципам:

Теоретической концепции, которая лежит в основе психотерапии (психоанализ, поведенческая психотерапия, когнитивная терапия и т.п.);

Организационных форм лечения (индивидуальная, групповая и семейная терапия);

Спецификой корригированного расстройства (психозы, синдром аутизма, невротические нарушения, депрессивные состояния, синдром страхов, синдром навязчивости и др.)

В психологической литературе тоже нет единодушия в выделении основных моделей психотерапии. Так, в частности, Г. Онищенко, В. Панок выделяют три основные модели психотерапии

  • Психодинамическую психотерапию, которая ориентирована на психоанализ;

  • гуманистическую психотерапию и ее основные течения — роджерианская, экзистенциальная, гештальт-терапия;

  • бихевиоральная (поведенческая) психотерапия.


Несколько отличный подход представлен А. Ф. Бондаренко. Он выделяет четыре основные теоретические подходы к психотерапии:

  • Психодинамический;

  • Гуманистический;

  • Когнитивный;

  • Поведенческий или бихевиористский].


2. Групповая психотерапия. Понятие психотерапевтической группы

Групповая психотерапия была введена в практику психологической помощи в 1932 году Дж.Морено, а через 10 лет уже существовали журнал по групповой психотерапии и профессиональная организация групповых психотерапевтов.

Под групповой психотерапией понимают такой метод психотерапии, при котором одновременно оказывается помощь нескольким клиентам. Появление групповой психотерапии обусловлена, по мнению Морено, недостаточным количеством психотерапевтов и значительной экономией времени

Первым методом групповой психотерапии была психодрама.

В 40-х годах появляются Т-группы (К.Левин), предусматривающие формирование межличностных отношений и изучение процессов в малых группах и в их разновидности — группе сенситивности.

Сегодня эти группы трансформировались в группы, которые развивают специальные умения и группы личностного развития или группы встреч.

Психотерапевтические группы — это небольшие временные объединения людей под руководством психолога или социального работника, которые имеют общую цель межличностного исследования, личностного роста и самораскрытия.

Это группы, в которых происходит целостный глубинный развитие личности и самоактуализация здорового человека, ускоряется процесс его психического созревания.

Зависимости от общей цели группа имеет относительно четкую иерархическую структуру. Один из членов психотерапевтической группы выступает в роли лидера, остальные находятся в роли подчиненных. Эта структура может изменяться в зависимости от целей психотерапии. Общие цели в сочетании с потребностями отдельных членов группы определяют групповые нормы, т.е. формы и стиль поведения всех участников группы.

Стоит, по мнению Лемкуля, отличать групповой тренинг и работу с группой от собственно групповой психотерапии. Ремшмидт объясняет это так: «Групповой тренинг сконцентрирован на преодолении определенных нарушений поведения и требует высокой структурированности (целенаправленные упражнения, жесткий терапевтический план), при групповой психотерапии говорится о получении эмоционального опыта и достижения интрапсихичних изменений, при этом степень структурирования малый»


Все формы групповой терапии применяют преимущественно вербальные методы, а также методы, ориентированные на действие или бихевиоральные методы. В последнее время все большее значение приобретают подходы, ориентированные на деятельность. Они содержат терапевтические элементы и основные принципы обоих указанных выше методов, но отличаются от них акцентом на активную деятельность и проведение групповых упражнений.

Успешность групповой психокоррекции и психотерапии во многом зависит от личности руководителя (тренера группы). Руководитель группы выполняет, как правило, четыре роли: эксперта, катализатора, дирижера и образцового участника. То есть он комментирует групповые процессы, помогает участникам объективно оценивать свое поведение и ее влияние на ситуацию; способствует развитию событий; выравнивает взносы каждого участника группового взаимодействия; открытый и аутентичный.
3. Психодинамическая психотерапия

Психодинамическое направление психотерапии, по О.Ф.Бондаренко, базируется на принципе определяющего влияния прошлого опыта на формирование мироощущения, определенной манеры поведения человека, его внутренних и внешних проблем. Психотерапевт решает вопросы, связанные с динамическими аспектами психики клиента (мотивами, внутренними конфликтами, противоречиями), существование и развитие которых обеспечивают функционирование и развитие личностного «Я».

Основной целью психологической помощи в классическом психоанализе являются:

1) осознание неосознанного (мотивов, защитных механизмов, способов поведения) и принятие адекватной и реалистической его интерпретации;

2) усиление Ego-сознания для выработки более реалистической поведения.

Позиция и роль психотерапевта в классическом психоанализе достаточно жестко фиксирована. О.Ф.Бондаренко выделяет следующие основные требования к нему: невмешательство, отстраненность, нейтралитет и личностная закрытость, умение и способность выдерживать перенос и работать с контрпереносом; тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям. Одно из важнейших требований к консультанту — осознание собственных проблем, реакций и их возможного влияния на клиента. Недаром прохождение длительного и детального курса психоанализа является непременным условием профессиональной подготовки психоаналитика.


Классический психоанализ включает 5 базовых психотехник:

1) Метод свободных ассоциаций, предусматривает порождение непроизвольных, таких, которые случайно приходят в голову, высказываний, содержание которых может отражать любые переживания клиента. Для психотерапевта важны содержание и последовательность высказываний;

2) Толкования сновидений. В сновидениях различается манифестированный и латентный смысл (последний включает в себя вытесненные и неосознаваемые, воплощенные в аллегорическую форму, переживания). Учитывается то, что во время сна ослабляются Ego-защитные механизмы и проявляются скрытые от сознания переживания, а также то, что сновидения — это процесс трансформации переживаний в более приемлемую для восприятия и овладения форму;

3) Интерпретация, т.е. толкования, объяснения, включающий три процедуры: идентификацию (обозначение, разъяснение) собственное толкование и перевод на язык повседневной жизни клиента;

4) Анализ сопротивления, обеспечивает осознание клиентом своих Ego-защитных механизмов и принятие необходимости конфронтации по ним;

5) Анализ переноса (трансфера). Перенос является непременным атрибутом психотерапии в психоанализе. Анализ переноса способствует осознанию фиксаций, определяющих поведение и переживания клиента.

В аналитической психотерапии Карла Юнга центральное место занимают следующие идеи: 1) преодоление любой односторонности в развитии личности, особенно связанной со склонностью к отстаиванию сознательных паттернов и идеалов и отрицание «темной стороны» личной и общественной жизни; 2) индивидуации как всестороннего , полного развития самости, синтезирующий сознательное и бессознательное.

Сам К. Юнг подчеркивал эмпирический, опытный характер психотерапии, которую рассматривал как разновидность образовательного процесса. Он говорил об «общем неврозе возраста», а не о болезни клиента. Цель психотерапевтической помощи — научить пониманию внутреннего мира и самопознанию через переживания всей полноты своего бытия, что в перспективе ведет к углублению полноты гармоничного бытия.

В этом направлении психотерапии отсутствует какая-либо фиксация позиции психотерапевта. Он строит свои психотерапевтические отношения с клиентом через использование переноса и контрпереноса, принятие клиента в работе с его внутренним миром. Важным моментом является помощь клиенту в разграничении осознаваемых и неосознаваемых инстанций и установления коммуникаций между ними.