Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение…………………………………………………………….. | 3 |
| 6 |
| 7 |
| 9 |
| 12 |
| 13 |
| 16 |
Заключение………………………………………………………………. | 19 |
Список литературы…………………………………………………........ | 20 |
Введение
Психотерапия занимает особое место среди разновидностей профессиональной помощи личности. Непростым является вопрос о профессиональной принадлежности психотерапии. В Советском Союзе психотерапия относилась к медицинских специализаций. На Западе психотерапия является традиционно направлением практической психологии. Такое двойное понимание деятельности психотерапевта сохраняется до сих пор. Деятельность психотерапевта рассматривают согласно двух его профессиональных ролей:
- специалиста-медика, который осуществляет лечение пациента с помощью как психологического воздействия, так и с помощью специфических медицинских средств (медикаменты, гипноз и т.д.)
- специалиста-психолога, призванного помогать личности выжить в различных жизненных и социальных ситуациях и ориентированного на работу с глубинными смысложизненными проблемами клиента. В этом случае он пользуется лишь психологическими средствами деятельности.
Конечно, специалист по практической психологии может осуществлять психотерапию только во втором смысле этого понятия и не имеет права использовать медицинские средства. Поэтому примем за исходное следующее утверждение. Психотерапия направлена на глубинное проникновение в личность и осуществления прогрессивных сдвигов в ее взаимодействии с миром через изменение само- и мировосприятия и предусматривает создание условий для полноценного становления личности.
Цель психотерапии — содействие в становлении полноценной личности, способной занимать активную и творческую позицию относительно себя и своей жизнедеятельности, справляться с травмирующими ситуациями и переживаниями, принимать решения и продуктивно, нешаблонно и достойно действовать в соответствующих социально-культурных условиях.
Цель: изучить основные направления и методы психотерапии;
Задачи:
- Собрать и обобщить весь необходимый материал по данной теме;
- Определить основные направления психотерапии;
- Определить основные методы психотерапии;
- Сделать вывод по данной теме;
1. Основные методы и направления психотерапии
Анализ психотерапевтической литературы позволяет утверждать, что на сегодняшний день в этой области практической психологии не сложилось единого подхода к выделении основных направлений психотерапии. Это обусловлено ее рассмотрением то как метода лечения (чаще этот подход встречается в зарубежной психологической литературе), то как разновидности психологической помощи клиенту.
Так, например, Ю. Г. Демьянов выделяет следующие методы психотерапии, используемые в практике:
-
Рациональная психотерапия; -
Психоаналитическая психотерапия; -
Когнитивно-аналитическая психотерапия; -
Психотерапия на основе транзактного анализа; -
Личностно-ориентированная психотерапия; -
Гештальт-терапия; -
Аутогенная тренировка; -
Эмоционально-стрессовая терапия; -
Групповая психотерапия; -
Позитивная психотерапия.
Классификация моделей психотерапии, как разновидности лечебных действий, описывает Х. Ремшмидт. Он предлагает классификацию моделей психотерапии осуществлять по следующим принципам:
Теоретической концепции, которая лежит в основе психотерапии (психоанализ, поведенческая психотерапия, когнитивная терапия и т.п.);
Организационных форм лечения (индивидуальная, групповая и семейная терапия);
Спецификой корригированного расстройства (психозы, синдром аутизма, невротические нарушения, депрессивные состояния, синдром страхов, синдром навязчивости и др.)
В психологической литературе тоже нет единодушия в выделении основных моделей психотерапии. Так, в частности, Г. Онищенко, В. Панок выделяют три основные модели психотерапии
-
Психодинамическую психотерапию, которая ориентирована на психоанализ; -
гуманистическую психотерапию и ее основные течения — роджерианская, экзистенциальная, гештальт-терапия; -
бихевиоральная (поведенческая) психотерапия.
Несколько отличный подход представлен А. Ф. Бондаренко. Он выделяет четыре основные теоретические подходы к психотерапии:
-
Психодинамический; -
Гуманистический; -
Когнитивный; -
Поведенческий или бихевиористский].
2. Групповая психотерапия. Понятие психотерапевтической группы
Групповая психотерапия была введена в практику психологической помощи в 1932 году Дж.Морено, а через 10 лет уже существовали журнал по групповой психотерапии и профессиональная организация групповых психотерапевтов.
Под групповой психотерапией понимают такой метод психотерапии, при котором одновременно оказывается помощь нескольким клиентам. Появление групповой психотерапии обусловлена, по мнению Морено, недостаточным количеством психотерапевтов и значительной экономией времени
Первым методом групповой психотерапии была психодрама.
В 40-х годах появляются Т-группы (К.Левин), предусматривающие формирование межличностных отношений и изучение процессов в малых группах и в их разновидности — группе сенситивности.
Сегодня эти группы трансформировались в группы, которые развивают специальные умения и группы личностного развития или группы встреч.
Психотерапевтические группы — это небольшие временные объединения людей под руководством психолога или социального работника, которые имеют общую цель межличностного исследования, личностного роста и самораскрытия.
Это группы, в которых происходит целостный глубинный развитие личности и самоактуализация здорового человека, ускоряется процесс его психического созревания.
Зависимости от общей цели группа имеет относительно четкую иерархическую структуру. Один из членов психотерапевтической группы выступает в роли лидера, остальные находятся в роли подчиненных. Эта структура может изменяться в зависимости от целей психотерапии. Общие цели в сочетании с потребностями отдельных членов группы определяют групповые нормы, т.е. формы и стиль поведения всех участников группы.
Стоит, по мнению Лемкуля, отличать групповой тренинг и работу с группой от собственно групповой психотерапии. Ремшмидт объясняет это так: «Групповой тренинг сконцентрирован на преодолении определенных нарушений поведения и требует высокой структурированности (целенаправленные упражнения, жесткий терапевтический план), при групповой психотерапии говорится о получении эмоционального опыта и достижения интрапсихичних изменений, при этом степень структурирования малый»
Все формы групповой терапии применяют преимущественно вербальные методы, а также методы, ориентированные на действие или бихевиоральные методы. В последнее время все большее значение приобретают подходы, ориентированные на деятельность. Они содержат терапевтические элементы и основные принципы обоих указанных выше методов, но отличаются от них акцентом на активную деятельность и проведение групповых упражнений.
Успешность групповой психокоррекции и психотерапии во многом зависит от личности руководителя (тренера группы). Руководитель группы выполняет, как правило, четыре роли: эксперта, катализатора, дирижера и образцового участника. То есть он комментирует групповые процессы, помогает участникам объективно оценивать свое поведение и ее влияние на ситуацию; способствует развитию событий; выравнивает взносы каждого участника группового взаимодействия; открытый и аутентичный.
3. Психодинамическая психотерапия
Психодинамическое направление психотерапии, по О.Ф.Бондаренко, базируется на принципе определяющего влияния прошлого опыта на формирование мироощущения, определенной манеры поведения человека, его внутренних и внешних проблем. Психотерапевт решает вопросы, связанные с динамическими аспектами психики клиента (мотивами, внутренними конфликтами, противоречиями), существование и развитие которых обеспечивают функционирование и развитие личностного «Я».
Основной целью психологической помощи в классическом психоанализе являются:
1) осознание неосознанного (мотивов, защитных механизмов, способов поведения) и принятие адекватной и реалистической его интерпретации;
2) усиление Ego-сознания для выработки более реалистической поведения.
Позиция и роль психотерапевта в классическом психоанализе достаточно жестко фиксирована. О.Ф.Бондаренко выделяет следующие основные требования к нему: невмешательство, отстраненность, нейтралитет и личностная закрытость, умение и способность выдерживать перенос и работать с контрпереносом; тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям. Одно из важнейших требований к консультанту — осознание собственных проблем, реакций и их возможного влияния на клиента. Недаром прохождение длительного и детального курса психоанализа является непременным условием профессиональной подготовки психоаналитика.
Классический психоанализ включает 5 базовых психотехник:
1) Метод свободных ассоциаций, предусматривает порождение непроизвольных, таких, которые случайно приходят в голову, высказываний, содержание которых может отражать любые переживания клиента. Для психотерапевта важны содержание и последовательность высказываний;
2) Толкования сновидений. В сновидениях различается манифестированный и латентный смысл (последний включает в себя вытесненные и неосознаваемые, воплощенные в аллегорическую форму, переживания). Учитывается то, что во время сна ослабляются Ego-защитные механизмы и проявляются скрытые от сознания переживания, а также то, что сновидения — это процесс трансформации переживаний в более приемлемую для восприятия и овладения форму;
3) Интерпретация, т.е. толкования, объяснения, включающий три процедуры: идентификацию (обозначение, разъяснение) собственное толкование и перевод на язык повседневной жизни клиента;
4) Анализ сопротивления, обеспечивает осознание клиентом своих Ego-защитных механизмов и принятие необходимости конфронтации по ним;
5) Анализ переноса (трансфера). Перенос является непременным атрибутом психотерапии в психоанализе. Анализ переноса способствует осознанию фиксаций, определяющих поведение и переживания клиента.
В аналитической психотерапии Карла Юнга центральное место занимают следующие идеи: 1) преодоление любой односторонности в развитии личности, особенно связанной со склонностью к отстаиванию сознательных паттернов и идеалов и отрицание «темной стороны» личной и общественной жизни; 2) индивидуации как всестороннего , полного развития самости, синтезирующий сознательное и бессознательное.
Сам К. Юнг подчеркивал эмпирический, опытный характер психотерапии, которую рассматривал как разновидность образовательного процесса. Он говорил об «общем неврозе возраста», а не о болезни клиента. Цель психотерапевтической помощи — научить пониманию внутреннего мира и самопознанию через переживания всей полноты своего бытия, что в перспективе ведет к углублению полноты гармоничного бытия.
В этом направлении психотерапии отсутствует какая-либо фиксация позиции психотерапевта. Он строит свои психотерапевтические отношения с клиентом через использование переноса и контрпереноса, принятие клиента в работе с его внутренним миром. Важным моментом является помощь клиенту в разграничении осознаваемых и неосознаваемых инстанций и установления коммуникаций между ними.