Файл: Методические указания для дисциплины Управление и автоматизация баз данных описывают содержание практических, лабораторных занятий и самостоятельной работы, перечень вопросов на защиту выполненных работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14
Например:
Фамилия студента состоит из символов, это обязательный
атрибут.
Номер зачетной книжки – число, минимальное значение -
10000,
Максимальное 99999.
Для выявленных отношений необходимо определить бизнес- правила их функционирования в предметной области определяю- щие их с другими отношениями
В бизнес-правилах, характеризующих связи должна быть дана следующая информация:
 содержания связи;
 множественность связи с одной и другой стороны;
 обязательности и дополнительных ограничений, ограниче- ний накладываемых на связь.
Например, отношение Покупка связано с отношением товар, так как покупка должна всегда содержать товар. Данная связь имеет множественность «один к многим», так как одна покупка может со- держать много товаров.
Каждое выявленное бизнес-правило реализуются в виде фраг- мента ER диаграммы.
3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Выделить отношения согласно заданию, описать отноше- ния, и их атрибуты.
2. Описать связи между отношениями с точки зрения их мно- жественности с одной и другой стороны, обязательности, соответ- ствия бизнес правилу предметной области.
3. Построить в среде SQL server Manadgment Sydudio таблицы в соответствии с заданием.
4. Построить диаграмму отношений в среде SQL server Ma- nadgment Sydudio.
5. Произвести заполнение отношений тестовыми данными.

15 4. ЗАДАНИЯ
В качестве заданий выдается примерная формулировка темы для курса лабораторных работ, в результате которых должна быть создана база данных архитектуры «сервер баз данных», то есть база данных должна быть дополнена серверными механизмами для ра- боты с ней. База данных, созданная на курсе лабораторных работ должна содержать не менее 4 таблиц.
Примеры вариантов заданий.
1. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопления и выборки данных о рейсах междугородних авто- бусов автовокзала.
2. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопления и выборки данных об охотничьих угодьях Кеме- ровской области, их ресурсах и выдаче лицензий на охоту.
3. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопления и выборки данных о садовых участках кемеровско- го района, расположении, владельцах, данные об участке, наимено- вание кооператива, председатель кооператива.
4. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопления и выборки данных об аппаратном обеспечении персональных компьютеров и его поставщиков.
5. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопления и выборки данных о цветах, букетах цветочного магазина.
6. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопления и выборки данных о студентах, учебных группах, успеваемости (база деканат).
7. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопления и выборки данных о состоянии сданной в ремонт компьютерной техники.
8. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопления и выборки данных о тарифах и услугах сотовых операторов.
9. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопления и выборки данных о зоологических особенностях животных.


16 10. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопления и выборки данных о деятельности гостиницы. Кли- енты, номера, проживание клиентов в номерах.
11. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных материального обеспечения учеб- ного процесса кафедры «Прикладная механика» КузГТУ.
12. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборку данных об индивидуальных прогнозах личностей (гороскоп).
13. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборку данных о музыкальных направлениях, и произведениях
14. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборку данных о содержании учебного процесса, учебном плане, программах курсов, расписании и их выполнении
15. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных об Интернет-провайдерах, их ус- лугах и пользователях.
16. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных маршрутах средств общественного транспорта.
17. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных о поставке, лицах, осуществляю- щих поставку и затратах на разгрузку товара в торговый комплекс
«Палата».
18. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных о соревнованиях Формула 1.
19. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных об анкетировании студентов.
20. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных о выполнении графика подготовки спортсмена-лыжника к соревнованиям.
21. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопления и выборки данных обеспечивающих работу агент- ства недвижимости.
22. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных об игроках в футбол команд выс- шей и первой лиги.

17 23. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных о лекарственных средствах, имеющихся в наличии в аптеках города.
24. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных обеспечивающих работу автомага- зина.
25. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных об иероглифах и их сочетаниях китайского языка (китайский словарь)
26. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных о музыкальных магазинах г. Кеме- рово, наличии в них аудио, видео дисках, их содержании и испол- нителях.
27. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных о странах мира, их основных ха- рактеристиках, граничащих странах.
28. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопление и выборки данных о результатах игр сезона по футболу.
29. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопление и выборки данных об игровом компьютерном клу- бе: игроки, игры, результаты.
30. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных о делах, ведомых в ГУВД, фигу- рантах дел.
31. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных о авто-аксессуарах, продаваемы в магазине.
32. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных обеспечивающих работу авто- предприятия, тип транспортного средства, грузоподъемность, со- стояние.
33. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопление и выборки данных о начислении зарплаты работ- никам предприятия. Работник. Дата. Начислено. Необходимо дан- ные об отделах, в которых работают работники.
34. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопление и выборки данных о кулинарных рецептах.


18 35. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных высаженных культурах, исполни- телях, проведенных работах, истории посадок на садовом участке.
36. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния накопление выборки данных о нотных записях и текстах музы- кальных произведений.
37. Разработка информационной системы обеспечения хранения накопление выборки данных о чемпионате России по баскетболу.
38. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопление и выборки данных о репертуаре театра на сезон.
39. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопление и выборки данных о данных соревнованиях по ве- лоспорту.
40. Разработка информационной системы обеспечения хране- ния, накопление и выборки данных о товарах ружейного магазина
(характеристики оружия, боеприпасы, аксессуары).
5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что подразумевается под схемой базы данных?
2. Каким образом выявляются отношения базы данных?
3. Чему соответствует таблица базы данных в предметной области?

19

РАБОТА №3 ПРАКТИЧЕСКАЯ. ИЗУЧЕНИЕ КОМАНД
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДАННЫХ
ДЛЯ СРЕДЫ ОДНОЙ ИЗ СУБД
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
Получение практических навыков администрирования в среде
MS SQL SERVER.
2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
В общем, управление пользователями представляет собой:

процесс создания и удаления учетных записей пользовате- лей;

наделение пользователя привилегиями (удаление привиле- гий);

наблюдение за действиями пользователей в рамках базы данных.
Стандарт SQL предлагает идентифицировать пользователей базы данных с помощью идентификаторов разрешения доступа
(Authorization Identifier – authio). «В соответствии со стандартом
SQL, идентификатор разрешения доступа является именем, по
которому система распознает пользователя базы данных».
В большинстве реализаций языка идентификаторы разрешения доступа называются просто пользователями. Могут использоваться термины «пользователь», «пользователь базы данных», «имя поль- зователя», «учетная запись пользователя».
Обычно выделяются следующие типы пользователей: Клерки, осуществляющие ввод данных (db_denydatawriter), Программисты,
Системные инженеры,
Администраторы баз данных
Системные аналитики, Разработчики, Специалисты по тестирова- нию, Управляющий персонал, Конечные пользователи (public).
Пользователи каждого из указанных типов решают при работе с базой данных свои задачи, и поэтому занимают разные места в ие- рархии базы данных, имея различные уровни доступа к ней.
Процесс управления пользователями выполняет Администра- тор базы данных, он выполняет следующие процессы:

создает учетные записи пользователей;

20

наделяет пользователей привилегиями;

создает пользовательские профили;

при необходимости удаляет учетные записи.
2.1. Создание учетных записей пользователей
Создание учетных записей пользователей осуществляется с помощью определенных команд SQL в рамках базы данных. Стан- дартных команд для создания пользователей нет – каждая реализа- ция языка предлагает свои методы. Не зависимо от реализации, ба- зовый подход остается одним и тем же.
Создание учетных записей пользователей в Sybase и Microsoft
SQL Server
Последовательность шагов, которые необходимо выполнить при создании учетной записи пользователя в базе данных Sybase или Microsoft SQL Server, должна быть следующей.
1. Создание имени пользователя базы данных SQL Server с указанием пароля и базы данных для доступа.
2. Добавление пользователя в соответствующую базу данных.
Учетная запись пользователя создается оператором следующе- го вида.
SP_ADDLOGIN ИМЯ_ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ, ПАРОЛЬ, [, БАЗА_ДАННЫХ ]
В базу данных пользователь добавляется с помощью оператора следующего вида.
SP_ADDUSER ИМЯ_ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ [, ИМЯ_В_БД [, ИМЯ_ГРУППЫ } ]
В среде Mamager эти действия обычно выполняются через контекстное меню.
Удаление учетной записи пользователя из базы данных или ликвидация возможности его доступа к данным осуществляется па- рой простых команд. Однако, следует отметить, для этих команд отсутствует стандарт.
Ликвидировать доступ к базе данных пользователю можно:

изменением пароля пользователя;

отменой ранее разрешенных пользователю привилегий дос- тупа к данным.
В некоторых реализациях SQL для удаления учетной записи пользователя из базы данных может использоваться команда DROP
DROP USER ИМЯ_ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ [ CASCADE ]


21
2.2. Привилегии
Привилегии – это уровни полномочий, предоставленных поль- зователю при доступе к самой базе данных и ее объектам, при ма- нипуляции данными и при выполнении в рамках базы данных раз- личных административных функций. Привилегии предоставляются посредством команды GRANT и отменяются посредством команды
REVOKE. Выделяются следующие типы привилегий:

привилегии доступа к системе;

привилегии доступа к данным.
Наделение пользователя необходимыми привилегиями доступа осуществляется с помощью оператора следующего вида.
GRANT PRIV1 [ , PRIV2, ... ] ТО ИМЯ_ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
2.3. Привилегии доступа к системе
Привилегии доступа к системе – это привилегии, дающие воз- можность пользователю решать в рамках базы данных администра- тивные задачи типа создания и удаления баз данных, учетных запи- сей пользователей, изменения и удаления различных объектов базы данных, изменения состояния объектов, изменения состояния базы данных и других подобных операций, несущих в себе при недоста- точной внимательности потенциальную опасность для базы данных в целом.
Предлагаемые разными производителями баз данных привиле- гии доступа к системе сильно отличаются.
Некоторых из привилегий доступа к системе, которые предла- гаются в рамках Sybase.
CREATE DATABASE
CREATE DEFAULT
CREATE PROCEDURE
CREATE RULE
DUMP DATABASE
DUMP TRANSACTION
EXECUTE

22
2.4. Привилегии доступа к объектам
Привилегии доступа к объектам – это уровни полномочий, предоставленных пользователю при работе с объектами базы дан- ных, и это значит, что для выполнения определенных операций с объектами базы данных пользователю требуется предоставить соот- ветствующие привилегии. Например, чтобы извлечь данные из таб- лицы другого пользователя, следует сначала получить право досту- па к его данным. Привилегии доступа к объектам предоставляются пользователям базы данных владельцами объектов. Напоминаем, что владельца объекта называют также владельцем схемы.
Стандарт ANSI определяет следующие привилегии доступа к объектам.
USAGE. Разрешает использование заданной области.
SELECT. Разрешает доступ к заданной таблице.
INSERT (имя_столбца). Позволяет разместить данные в ука- занном столбце заданной таблицы.
INSERT. Позволяет поместить данные во все столбцы задан- ной таблицы.
UPDATE {имя_столбца). Позволяет изменить данные в ука- занном столбце заданной таблицы.
UPDATE. Позволяет изменить данные во всех столбцах задан- ной таблицы.
REFERENCES (имя_столбца). Позволяет сослаться в условиях целостности на указанный столбецзаданной таблицы; требуется для всех условий целостности.
REFERENCES, позволяет сослаться в условиях целостности на любой столбец заданной таблицы.
Владелец объекта автоматически наделяется всеми привиле- гиями относительно этого объекта. Такие привилегии могут быть разрешены также имеющейся в некоторых реализациях языка очень удобной командой GRANT OPTION, которая будет обсуждаться ниже.
Именно привилегии доступа к объектам используются для разрешения или ограничения доступа к объектам данной схемы.
Эти привилегии можно использовать для защиты объектов одной схемы от доступа пользователей базы данных, имеющих право дос- тупа к объектам другой схемы той же базы данных.