Файл: Вопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов 6го курса медикопрофилактического факультета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 439

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессиональная ориентация молодежи должна быть поставлена на качественно новую степень в связи с тем, что:

1) у подростка возникают все более широкие возможности выбора жизненного пути, а общество создает более благоприятные условия для реализации этого выбора;

2) выбор профессии осложняется в силу воздействия таких факторов, как научно-технический прогресс, рост культурного и общеобразовательного уровня населения (особенно в связи с введением всеобщего среднего образования);

3) постоянно растет информационный поток, который непосредственно воздействует в современных условиях на каждого человека.

Выделяют четыре функции профориентации, которые определяются, ее целями: социальную, экономическую, психолого-педагогическую, и медико-физиологическую.

  • Социальная функция профессиональной ориентации предполагает процесс усвоения школьниками определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих реализовать им свою социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного члена общества и самосовершенствоваться в соответствии с государственными, общественными отношениями.

  • Экономическая функция означает:

улучшение качественного состава рабочей силы,

повышение удовлетворенности юношей и девушек содержанием труда,

снижение текучести кадров,

повышение профессиональной активности и производительности труда,

экономию рабочего времени.

В единой воспитательной системе общеобразовательной школы профессиональная ориентация подростков должна способствовать формированию у них экономического мышления, навыков современной культуры труда, разумного потребления.

  • Психолого-педагогическая функция - выявление и формирование интересов, склонностей, способностей школьников, помощь им в поиске призвания, выборе такой профессии, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям личности, ее потенциальным возможностям; определение путей и условий эффективного управления профессиональным самоопределением школьников.

  • Медико-физиологическая функция - реализация требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.

В условиях общеобразовательной школы важно своевременно определить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья учащихся, предостеречь их от выбора противопоказанной профессии, в случае необходимости скорректировать профессиональные планы школьников таким образом, чтобы они максимально соответствовали их физическим возможностям.

Цели проф ориентации:

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.



  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.



ЭТАПЫ проф ориентации:

Этапы профориентационной работы 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Этапы профориентационной работы 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”).

Этапы профориентационной работы 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Этапы профориентационной работы 10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.


Медицинская профессиональная ориентация (МПО) имеет 2 направления:

врачебное профессиональное консультирование и психофизиологическую профессиональную ориентацию.

Врачебное профессиональное консультирование является системой мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, подростками, имеющими отклонение в состоянии здоровья, с целью защиты их организма от неблагоприятного воздействия профессионально производственных факторов, которые могут привести к прогрессированию функциональных нарушений и хронической патологии, возникновению осложнений, длительной утрате трудоспособности, ранней инвалидизации.

Врачебно-профессиональное консультирование включает 2 формы работы:

Информационное обеспечение – ознакомление подростков, их родителей и педагогов с медицинскими аспектами выбора профессии, то есть с основными профессионально-производственными факторами, которые могут привести к ухудшению состояния здоровья, особенно у лиц с хроническими болезнями и функциональными нарушениями.

Индивидуальная врачебная профессиональная консультация, в процессе которой основная задача врача состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специальности, формы обучения и рациональному трудоустройству.

В соответствии с регламентирующими документами проведение врачебно-профессионального консультирования возложено на школьного врача, а при его отсутствии индивидуальную врачебную профессиональную консультацию должен проводить участковый врач-педиатр. Врачебно-профессиональная консультация является необходимым элементом медицинского обслуживания детей и подростков на протяжении всего периода школьного и профессионального обучения.

Психофизиологическая профессиональная ориентация – помощь в выборе профессии с учетом индивидуальных способностей, психофизиологических и личностных особенностей подростка.

Условно выделяются следующие этапы проведения ВПК:

1. Начальный этап – индивидуальное консультирование школьников 4-8 классов в процессе формирования профессионального самоопределения. На данном этапе работа проводится в основном педагогами с привлечением родителей, психологов и общественных организаций, путем выявления способностей детей, ознакомление их с профессиями с помощью экскурсий на производство, через печать, радио и телевидение. Уже на данном этапе важна роль школьного врача. Он должен выявить детей, имеющих необратимые хирургические дефекты или заболевания и своевременно проинформировать родителей о возможных противопоказаниях при выборе профессии.

2. Этап выбора профессии при завершении неполного (9 класс) или полного среднего образования (10-11 классы). На данном этапе врачебно-профессиональная консультация должна осуществляться в отношении всех подростков. На основании данных углубленного медицинского осмотра, с учетом данных динамического наблюдения за учащимися на протяжении всех лет обучения, выявляются школьники с отклонениями в состоянии здоровья, которые нуждаются в квалифицированном медицинском совете в отношении выбора профессии. Данные медицинского осмотра заносятся в медицинскую карту (форма 026/у2000, раздел 7). Заключение врачебного профессионального консультирования заносится в декретированные возрастные периоды – в 10, 12,14-15 лет (в 9 классе) и в 16, 17 лет (в 10-11 классе)

Задачами врачебной профессиональной консультации являются:

ü выбор профессии, максимально соответствующей состоянию здоровья подростка;

ü проведение исследований для научного обоснования профессиональной консультации;

ü оптимальный выбор профессии для больных подростков.


  1. Влияние факторов производственной среды на организм подростков. Профилактика подросткового травматизма на производстве.

В процессе обучения подростки могут контактировать с неблагоприятными физическими факторами и с химическими агентами, поэтому необходимо знать специфику реакции организма подростка на профессионально-производственные факторы:

  • неблагоприятные метеорологические условия,

  • производственный шум, промышленную пыль,

  • химические вещества,

  • физические нагрузки.


Терморегуляция подростков имеет специфические особенности реакции их сердечно-сосудистой системы при работе в горячих цехах:

  • • гипер- и неадекватная реакции, указывающие на нарушение процессов терморегуляции и гемодинамики;

  • • затягивание процессов восстановления функционального состояния организма подростков.

ЧСС у обучающихся профессии сталевара у мартеновской печи достигает 120-140 в минуту, а с увеличением тяжести производственной операции и интенсивности обучения в отдельных случаях может достигать 170-200 в минуту

Хроническое действие нагревающего микроклимата, несмотря на менее длительный, чем у взрослых, контакт, вызывает ряд изменений в состоянии здоровья подростков. У них чаще развиваются неврологические расстройства в виде вегетативной дисфункции, астеновегетативного синдрома, изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы с тенденцией к артериальной гипотензии, нарушению ритма и процессов метаболизма в миокарде.


  • С пониженной температурой воздуха подростки могут контактировать при обучении профессиям строительного профиля, судостроительным работам, на лесозаготовках, рыбных промыслах, в сырьевых цехах мясоперерабатывающего производства. При действии холода хорошее самочувствие сохраняется у подростков при температуре тела на 3-5 °C выше, чем у взрослых. Следовательно, при воздействии одних и тех же температур окружающей среды состояние дискомфорта наступает у подростков раньше.

  • Все физиологические сдвиги при воздействии холода у них более выражены: значительно повышаются температура кожи, порог тактильной чувствительности, снижается мышечная выносливость. При одинаковой с взрослыми работе в условиях низких температур увеличение теплопродукции у подростков наступает при менее низкой температуре и меньшей скорости движения воздуха. Таким образом, охлаждение у подростков наступает быстрее и при менее низких температурах окружающей среды.

  • Подростки подвергаются воздействию производственного шума при освоении профессий в судостроении, ткацком и кузнечно-прессовом производстве, многих станочных профессий.

  • Установлена повышенная чувствительность организма подростков к воздействию шума всех параметров.

  • При ежедневном воздействии интенсивного шума в течение рабочего дня у подростков могут произойти необратимые процессы в кохлеарном органе уже через 1-2 года.

  • При действии шума с индексом предельного спектра 75, 80, 85, 90 у 16-летних подростков по сравнению с 17-летними наблюдаются более выраженные изменения функционального состояния организма - слухового анализатора, ЦНС и сердечно-сосудистой системы.

  • Работа подростков в «пылевых» цехах должна быть ограничена,

  • а в силикозоопасных профессиях - лицам моложе 20 лет запрещена.

  • Установлена прямая зависимость между частотой «пылевой» патологии и возрастом начала работы с пылью. При одинаковых концентрациях пыли в воздухе рабочих помещений пневмокониоз в молодом возрасте развивается быстрее и протекает более неблагоприятно, чем у лиц зрелого возраста.

  • Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, работа в химической промышленности законодательством запрещена.

Однако обучение некоторым профессиям химического производства разрешено при условии, что к началу производственной практики в основных цехах учащимся не менее 18 лет. К таким относится ряд категорий работ в нефтехимической промышленности, производстве полимеров, минеральных удобрений, различных химических веществ.

Со многими химическими вредными веществами подростки могут контактировать при обучении и работе в других отраслях промышленности: строительстве (возможен контакт с органическими растворителями, нитросоединениями),

  • судостроении (окислы азота, соединения марганца, фтора, свинец),

  • машиностроении (пары цветных металлов, смазочно-охлаждающая жидкость), радиотехнической промышленности (пайка свинецсодержащими сплавами),

  • текстильной промышленности, резино-техническом производстве, полиграфии и др.


Даже при непродолжительном контакте подростков с химическими агентами в концентрациях, ниже предельно допустимых, наблюдаются неблагоприятные реакции неспецифического характера:

  • • снижение иммунобиологической реактивности;

  • • анемия;

  • • функциональные нарушения нервной и сердечно-сосудистой систем;

  • • снижение темпов физического развития;

  • • аллергические реакции.


Основные особенности реакций организма подростка на физическую нагрузку:

  • большая (чем у взрослых) выраженность физиологических сдвигов, особенно ССС и дыхательной систем, большая мобилизация энергетических ресурсов, даже при сравнительно меньших энерготратах;

  • часто неадекватные объему и длительности физической нагрузки физиологические реакции систем, особенно гемодинамики;

  • меньшая физическая работоспособность, выражающаяся в более продолжительном периоде врабатываемости, коротком периоде устойчивой работоспособности, более быстром наступлении утомления.

  • длительный период восстановления физиологических реакций после нагрузки;

  • отчетливые возрастно-половые различия - менее совершенные реакции у подростков младшего возраста (14-15 лет), у девушек по сравнению с юношами и у подростков с отставанием физического развития;

  • малая устойчивость мышечной системы верхних конечностей к систематическому мышечному напряжению. Это обусловливает быстрое перенапряжение ее и развитие профессиональных заболеваний работающей руки.

Согласно концепции профессора И.А. Арнольди, в процессе развития приспособительных реакций на неблагоприятные факторы у подростков различают 3 фазы:

  • первая характеризуется напряжением всех систем, в первую очередь тех, на которые направлено основное действие агента, и отражает повышенную чувствительность организма подростков;

  • для второй типично снижение чувствительности к воздействию фактора, вследствие чего реакции становятся более умеренными и отражают процесс становления приспособления организма;

  • третья характеризуется стабилизацией процесса, отсутствием выраженной динамики сдвигов, что может рассматриваться как наступление адаптации.


Мероприятия по профилактике травматизма

  1. Создание службы охраны труда (ОТ), либо введение должности специалиста по ОТ в целях обеспечения соблюдения требований ОТ, осуществления контроля за их выполнением в организации. Разработка и утверждение локальных актов по ОТ: положение о системе управления охраной труда, правила, инструкции, стандарты, руководства, памятки и др.

  1. 2. Обучение работников по ОТ в обучающих организациях, непосредственно в организации по утверждённым работодателем программам обучения. Проведение инструктажа по ОТ, стажировки, проверки знаний требований ОТ. Проведение вводного инструктажа работникам при заключении трудового договора, а также работникам сторонних организаций, участвующих в деятельности организации. 3. Приобретение и выдача работникам спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с нормами, утверждёнными работодателем. Контроль за правильностью применения работниками СИЗ. Обеспечение хранения, стирки, ремонта спецодежды и СИЗ.

  2. 4. Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах (административный, общественный контроль, внедрение системы многоступенчатого контроля), проведение специальной оценки условий труда; информирование работников об условиях труда, о риске повреждения здоровья. Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при их возникновении, оказанию пострадавшим первой помощи.

  3. 5. Организация и проведение обязательных медицинских осмотров (предварительных, периодических, предрейсовых, послерейсовых), психиатрических освидетельствований работников, недопущение работников к исполнению трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний.

  4. 6. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников (оборудование комнат приёма пищи, гардеробных, медицинских пунктов (постов), помещений для обогрева (охлаждения), занятий спортом). Выдача смывающих и обезвреживающих средств.

  5. 7. Обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений. Разработка и утверждение порядка технического обслуживания зданий, систем инженерно-технического обеспечения. Установление периодичности, состава работ по их безопасному содержанию и эксплуатации (осмотры, текущий и капительный ремонты зданий и сооружений, содержание территории организации в летний, зимний периоды).

  6. 8. Обеспечение безопасной эксплуатации оборудования, транспортных средств, технологических процессов, инструментов. Обеспечение наличия на оборудовании идентификационных надписей, знаков безопасности, сигнальной окраски, ограждений. Утверждение графика планово-предупредительного ремонта, осмотра, испытаний и его исполнение.

  7. 9. Обеспечение режима труда и отдыха работников в соответствии с нормами трудового законодательства. Контроль за правильностью применения работниками средств коллективной защиты. Обеспечение работников комплектом нормативных правовых актов, содержащих требования ОТ. Не допущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по ОТ, стажировку и проверку знаний требований ОТ, медицинский осмотр.




  1. Деятельность органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по обеспечению благополучия детей и подростков



Любая деятельность подразделений органов и учреждений Роспотребнадзора по надзору за условиями воспитания и обучения (гигиене детей и подростков) предусматривает следующие этапы.

1. Участие в разработке основных направлений деятельности (обычно, на предстоящий год) и ведомственных целевых программ и документов в рамках бюджетирования, ориентированного на результат (по своему направлению работы).

2. Участие в разработке плана деятельности управления Роспотребнадзора на определенный календарный период.

3. Участие в разработке плана деятельности центра гигиены и эпидемиологии на определенный календарный период (обычно, на предстоящий год).

4. Разработка и утверждение плана деятельности подразделения (обычно, на квартал).

5. Организация деятельности в форме служебной переписки, разработки (участия в разработке) распорядительных документов (приказов, распоряжений), проведения совещаний и т. п.

6. Проведение плановых и внеплановых мероприятий по надзору, организационно-методических и иных мероприятий.

7. Мероприятия по работе с кадрами, включая обучение, повышение квалификации, методическое обеспечение.

8. Организация делопроизводства; нормативно-методическое обеспечение деятельности, хранение и учет фондов нормативных и методических документов; материально-техническое, информационное и программное обеспечение деятельности.

9. Контроль за соблюдением сроков и качеством проведения мероприятий (плановых и внеплановых).

10. Подготовка отчетных и статистических документов на основе анализа результатов деятельности.

11. Отдел надзора за условиями воспитания и обучения должен:

- принимать участие в планировании и организации деятельности территориальных отделов по надзору и контролю за детскими и подростковыми учреждениями;

- организовывать и проводить мероприятия по работе с кадрами соответствующих функциональных групп территориальных отделов;

- запрашивать сведения о результатах контроля, надзора, информационно-аналитические материалы по результатам контроля, надзора, информацию о санитарно-эпидемиологическом состоянии, состоянии здоровья детей и подростков для разработки предложений о необходимых мероприятиях по обеспечению соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, направляемых в органы исполнительной власти и в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- в целях методического руководства деятельностью территориальных отделов по своему направлению организовывать и проводить совместные мероприятия по контролю, надзору;

- организовывать и проводить оперативные совещания с заместителями начальников и специалистами территориальных отделов по вопросам надзора за условиями воспитания и обучения детей.

http://www.studmedlib.ru/ru/doc/ISBN9785970413821-0014.html?SSr=170133edbe1331915218508263ksv19941408

http://textarchive.ru/c-2116845-pall.html


1.2 Детский оздоровительный лагерь как оздоровительное учреждение

Задачи оздоровительной работы в условиях учреждений летнего отдыха детей включают:

— восстановление психосоматического благополучия ребенка, устранение последствий психологических перегрузок, нарушений в питании, истощения физиологических депо витаминов, микроэлементов, биологически активных веществ и т. д.;

— возможное расширение адаптационных ресурсов детского организма;

— недопущение массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний детей и подростков в период летнего отдыха детей.

Ведомства, обеспечивающие организацию и функционирование оздоровительно-образовательных учреждений, решают определенные специфические задачи в соответствии со своей компетентностью.

Органы управления здравоохранением обеспечивают бесплатное проведение медицинского осмотра сотрудников, привлекаемых к работе в детских оздоровительных учреждениях; снабжение необходимыми лекарственными препаратами и медицинским оборудованием; организуют переподготовку медицинских кадров для работы в лагерях, обеспечивают их укомплектование (в том числе и на межлагерной основе) медработниками; утверждают порядок медицинского обслуживания контингента оздоровительных учреждений, закрепляя их на период функционирования за определенными медицинскими учреждениями

Управление Роспотребнадзора (в том числе Территориальные отделы)осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за подготовкой, в том числе проведением акарицидных обработок в ЗОУ, работой летних оздоровительных учреждений с еженедельной кратностью проведения мероприятий по надзору, обращая особое внимание на работу пищеблоков и состояние источников питьевого водоснабжения, мест купания (с применением лабораторно- инструментальных методов исследования). Участвуют в переподготовке медицинских кадров, направляемых для работы в ЗОУ. Контролируют выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм на привокзальных площадях и расположенными на них предприятиями торговли пищевыми продуктами в период массовых перевозок детей, а также в рамках собственной компетенции осуществляют контроль за автотранспортом, участвующем в перевозке детей в места организованного отдыха. При выявлении фактов нарушения санитарного законодательства в полной мере и своевременно использует права, представленные действующим законодательством.

ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» и филиалы: осуществляют лабораторно- инструментальные исследования в ЗОУ по заданию Управления Роспотребнадзора (в том числе Территориальных отделов). Проводят в пределах бюджетного финансирования лабораторно-инструментальные исследования, замеры по производственному контролю, гигиеническое обучение персонала, направляемого для работы в оздоровительные учреждения различных типов. По заданию Управления Роспотребнадзора (в том числе Территориальных отделов) обеспечивают круглосуточные дежурства в ЗОУ с наполняемостью более 200 человек.


Страница из