Файл: Вопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов 6го курса медикопрофилактического факультета.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 439
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профессиональная ориентация молодежи должна быть поставлена на качественно новую степень в связи с тем, что:
1) у подростка возникают все более широкие возможности выбора жизненного пути, а общество создает более благоприятные условия для реализации этого выбора;
2) выбор профессии осложняется в силу воздействия таких факторов, как научно-технический прогресс, рост культурного и общеобразовательного уровня населения (особенно в связи с введением всеобщего среднего образования);
3) постоянно растет информационный поток, который непосредственно воздействует в современных условиях на каждого человека.
Выделяют четыре функции профориентации, которые определяются, ее целями: социальную, экономическую, психолого-педагогическую, и медико-физиологическую.
-
Социальная функция профессиональной ориентации предполагает процесс усвоения школьниками определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих реализовать им свою социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного члена общества и самосовершенствоваться в соответствии с государственными, общественными отношениями. -
Экономическая функция означает:
улучшение качественного состава рабочей силы,
повышение удовлетворенности юношей и девушек содержанием труда,
снижение текучести кадров,
повышение профессиональной активности и производительности труда,
экономию рабочего времени.
В единой воспитательной системе общеобразовательной школы профессиональная ориентация подростков должна способствовать формированию у них экономического мышления, навыков современной культуры труда, разумного потребления.
-
Психолого-педагогическая функция - выявление и формирование интересов, склонностей, способностей школьников, помощь им в поиске призвания, выборе такой профессии, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям личности, ее потенциальным возможностям; определение путей и условий эффективного управления профессиональным самоопределением школьников. -
Медико-физиологическая функция - реализация требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.
В условиях общеобразовательной школы важно своевременно определить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья учащихся, предостеречь их от выбора противопоказанной профессии, в случае необходимости скорректировать профессиональные планы школьников таким образом, чтобы они максимально соответствовали их физическим возможностям.
Цели проф ориентации:
-
оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. -
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
ЭТАПЫ проф ориентации:
Этапы профориентационной работы 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Этапы профориентационной работы 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”).
Этапы профориентационной работы 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Этапы профориентационной работы 10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Медицинская профессиональная ориентация (МПО) имеет 2 направления:
врачебное профессиональное консультирование и психофизиологическую профессиональную ориентацию.
Врачебное профессиональное консультирование является системой мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, подростками, имеющими отклонение в состоянии здоровья, с целью защиты их организма от неблагоприятного воздействия профессионально производственных факторов, которые могут привести к прогрессированию функциональных нарушений и хронической патологии, возникновению осложнений, длительной утрате трудоспособности, ранней инвалидизации.
Врачебно-профессиональное консультирование включает 2 формы работы:
Информационное обеспечение – ознакомление подростков, их родителей и педагогов с медицинскими аспектами выбора профессии, то есть с основными профессионально-производственными факторами, которые могут привести к ухудшению состояния здоровья, особенно у лиц с хроническими болезнями и функциональными нарушениями.
Индивидуальная врачебная профессиональная консультация, в процессе которой основная задача врача состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специальности, формы обучения и рациональному трудоустройству.
В соответствии с регламентирующими документами проведение врачебно-профессионального консультирования возложено на школьного врача, а при его отсутствии индивидуальную врачебную профессиональную консультацию должен проводить участковый врач-педиатр. Врачебно-профессиональная консультация является необходимым элементом медицинского обслуживания детей и подростков на протяжении всего периода школьного и профессионального обучения.
Психофизиологическая профессиональная ориентация – помощь в выборе профессии с учетом индивидуальных способностей, психофизиологических и личностных особенностей подростка.
Условно выделяются следующие этапы проведения ВПК:
1. Начальный этап – индивидуальное консультирование школьников 4-8 классов в процессе формирования профессионального самоопределения. На данном этапе работа проводится в основном педагогами с привлечением родителей, психологов и общественных организаций, путем выявления способностей детей, ознакомление их с профессиями с помощью экскурсий на производство, через печать, радио и телевидение. Уже на данном этапе важна роль школьного врача. Он должен выявить детей, имеющих необратимые хирургические дефекты или заболевания и своевременно проинформировать родителей о возможных противопоказаниях при выборе профессии.
2. Этап выбора профессии при завершении неполного (9 класс) или полного среднего образования (10-11 классы). На данном этапе врачебно-профессиональная консультация должна осуществляться в отношении всех подростков. На основании данных углубленного медицинского осмотра, с учетом данных динамического наблюдения за учащимися на протяжении всех лет обучения, выявляются школьники с отклонениями в состоянии здоровья, которые нуждаются в квалифицированном медицинском совете в отношении выбора профессии. Данные медицинского осмотра заносятся в медицинскую карту (форма 026/у2000, раздел 7). Заключение врачебного профессионального консультирования заносится в декретированные возрастные периоды – в 10, 12,14-15 лет (в 9 классе) и в 16, 17 лет (в 10-11 классе)
Задачами врачебной профессиональной консультации являются:
ü выбор профессии, максимально соответствующей состоянию здоровья подростка;
ü проведение исследований для научного обоснования профессиональной консультации;
ü оптимальный выбор профессии для больных подростков.
-
Влияние факторов производственной среды на организм подростков. Профилактика подросткового травматизма на производстве.
В процессе обучения подростки могут контактировать с неблагоприятными физическими факторами и с химическими агентами, поэтому необходимо знать специфику реакции организма подростка на профессионально-производственные факторы:
-
неблагоприятные метеорологические условия, -
производственный шум, промышленную пыль, -
химические вещества, -
физические нагрузки.
Терморегуляция подростков имеет специфические особенности реакции их сердечно-сосудистой системы при работе в горячих цехах:
-
• гипер- и неадекватная реакции, указывающие на нарушение процессов терморегуляции и гемодинамики; -
• затягивание процессов восстановления функционального состояния организма подростков.
ЧСС у обучающихся профессии сталевара у мартеновской печи достигает 120-140 в минуту, а с увеличением тяжести производственной операции и интенсивности обучения в отдельных случаях может достигать 170-200 в минуту
Хроническое действие нагревающего микроклимата, несмотря на менее длительный, чем у взрослых, контакт, вызывает ряд изменений в состоянии здоровья подростков. У них чаще развиваются неврологические расстройства в виде вегетативной дисфункции, астеновегетативного синдрома, изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы с тенденцией к артериальной гипотензии, нарушению ритма и процессов метаболизма в миокарде.
-
С пониженной температурой воздуха подростки могут контактировать при обучении профессиям строительного профиля, судостроительным работам, на лесозаготовках, рыбных промыслах, в сырьевых цехах мясоперерабатывающего производства. При действии холода хорошее самочувствие сохраняется у подростков при температуре тела на 3-5 °C выше, чем у взрослых. Следовательно, при воздействии одних и тех же температур окружающей среды состояние дискомфорта наступает у подростков раньше. -
Все физиологические сдвиги при воздействии холода у них более выражены: значительно повышаются температура кожи, порог тактильной чувствительности, снижается мышечная выносливость. При одинаковой с взрослыми работе в условиях низких температур увеличение теплопродукции у подростков наступает при менее низкой температуре и меньшей скорости движения воздуха. Таким образом, охлаждение у подростков наступает быстрее и при менее низких температурах окружающей среды. -
Подростки подвергаются воздействию производственного шума при освоении профессий в судостроении, ткацком и кузнечно-прессовом производстве, многих станочных профессий. -
Установлена повышенная чувствительность организма подростков к воздействию шума всех параметров. -
При ежедневном воздействии интенсивного шума в течение рабочего дня у подростков могут произойти необратимые процессы в кохлеарном органе уже через 1-2 года. -
При действии шума с индексом предельного спектра 75, 80, 85, 90 у 16-летних подростков по сравнению с 17-летними наблюдаются более выраженные изменения функционального состояния организма - слухового анализатора, ЦНС и сердечно-сосудистой системы. -
Работа подростков в «пылевых» цехах должна быть ограничена, -
а в силикозоопасных профессиях - лицам моложе 20 лет запрещена. -
Установлена прямая зависимость между частотой «пылевой» патологии и возрастом начала работы с пылью. При одинаковых концентрациях пыли в воздухе рабочих помещений пневмокониоз в молодом возрасте развивается быстрее и протекает более неблагоприятно, чем у лиц зрелого возраста. -
Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, работа в химической промышленности законодательством запрещена.
Однако обучение некоторым профессиям химического производства разрешено при условии, что к началу производственной практики в основных цехах учащимся не менее 18 лет. К таким относится ряд категорий работ в нефтехимической промышленности, производстве полимеров, минеральных удобрений, различных химических веществ.
Со многими химическими вредными веществами подростки могут контактировать при обучении и работе в других отраслях промышленности: строительстве (возможен контакт с органическими растворителями, нитросоединениями),
-
судостроении (окислы азота, соединения марганца, фтора, свинец), -
машиностроении (пары цветных металлов, смазочно-охлаждающая жидкость), радиотехнической промышленности (пайка свинецсодержащими сплавами), -
текстильной промышленности, резино-техническом производстве, полиграфии и др.
Даже при непродолжительном контакте подростков с химическими агентами в концентрациях, ниже предельно допустимых, наблюдаются неблагоприятные реакции неспецифического характера:
-
• снижение иммунобиологической реактивности; -
• анемия; -
• функциональные нарушения нервной и сердечно-сосудистой систем; -
• снижение темпов физического развития; -
• аллергические реакции.
Основные особенности реакций организма подростка на физическую нагрузку:
-
большая (чем у взрослых) выраженность физиологических сдвигов, особенно ССС и дыхательной систем, большая мобилизация энергетических ресурсов, даже при сравнительно меньших энерготратах; -
часто неадекватные объему и длительности физической нагрузки физиологические реакции систем, особенно гемодинамики; -
меньшая физическая работоспособность, выражающаяся в более продолжительном периоде врабатываемости, коротком периоде устойчивой работоспособности, более быстром наступлении утомления. -
длительный период восстановления физиологических реакций после нагрузки; -
отчетливые возрастно-половые различия - менее совершенные реакции у подростков младшего возраста (14-15 лет), у девушек по сравнению с юношами и у подростков с отставанием физического развития; -
малая устойчивость мышечной системы верхних конечностей к систематическому мышечному напряжению. Это обусловливает быстрое перенапряжение ее и развитие профессиональных заболеваний работающей руки.
Согласно концепции профессора И.А. Арнольди, в процессе развития приспособительных реакций на неблагоприятные факторы у подростков различают 3 фазы:
-
первая характеризуется напряжением всех систем, в первую очередь тех, на которые направлено основное действие агента, и отражает повышенную чувствительность организма подростков; -
для второй типично снижение чувствительности к воздействию фактора, вследствие чего реакции становятся более умеренными и отражают процесс становления приспособления организма; -
третья характеризуется стабилизацией процесса, отсутствием выраженной динамики сдвигов, что может рассматриваться как наступление адаптации.
Мероприятия по профилактике травматизма
-
Создание службы охраны труда (ОТ), либо введение должности специалиста по ОТ в целях обеспечения соблюдения требований ОТ, осуществления контроля за их выполнением в организации. Разработка и утверждение локальных актов по ОТ: положение о системе управления охраной труда, правила, инструкции, стандарты, руководства, памятки и др.
-
2. Обучение работников по ОТ в обучающих организациях, непосредственно в организации по утверждённым работодателем программам обучения. Проведение инструктажа по ОТ, стажировки, проверки знаний требований ОТ. Проведение вводного инструктажа работникам при заключении трудового договора, а также работникам сторонних организаций, участвующих в деятельности организации. 3. Приобретение и выдача работникам спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с нормами, утверждёнными работодателем. Контроль за правильностью применения работниками СИЗ. Обеспечение хранения, стирки, ремонта спецодежды и СИЗ. -
4. Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах (административный, общественный контроль, внедрение системы многоступенчатого контроля), проведение специальной оценки условий труда; информирование работников об условиях труда, о риске повреждения здоровья. Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при их возникновении, оказанию пострадавшим первой помощи. -
5. Организация и проведение обязательных медицинских осмотров (предварительных, периодических, предрейсовых, послерейсовых), психиатрических освидетельствований работников, недопущение работников к исполнению трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний. -
6. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников (оборудование комнат приёма пищи, гардеробных, медицинских пунктов (постов), помещений для обогрева (охлаждения), занятий спортом). Выдача смывающих и обезвреживающих средств. -
7. Обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений. Разработка и утверждение порядка технического обслуживания зданий, систем инженерно-технического обеспечения. Установление периодичности, состава работ по их безопасному содержанию и эксплуатации (осмотры, текущий и капительный ремонты зданий и сооружений, содержание территории организации в летний, зимний периоды). -
8. Обеспечение безопасной эксплуатации оборудования, транспортных средств, технологических процессов, инструментов. Обеспечение наличия на оборудовании идентификационных надписей, знаков безопасности, сигнальной окраски, ограждений. Утверждение графика планово-предупредительного ремонта, осмотра, испытаний и его исполнение. -
9. Обеспечение режима труда и отдыха работников в соответствии с нормами трудового законодательства. Контроль за правильностью применения работниками средств коллективной защиты. Обеспечение работников комплектом нормативных правовых актов, содержащих требования ОТ. Не допущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по ОТ, стажировку и проверку знаний требований ОТ, медицинский осмотр.
-
Деятельность органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по обеспечению благополучия детей и подростков
Любая деятельность подразделений органов и учреждений Роспотребнадзора по надзору за условиями воспитания и обучения (гигиене детей и подростков) предусматривает следующие этапы.
1. Участие в разработке основных направлений деятельности (обычно, на предстоящий год) и ведомственных целевых программ и документов в рамках бюджетирования, ориентированного на результат (по своему направлению работы).
2. Участие в разработке плана деятельности управления Роспотребнадзора на определенный календарный период.
3. Участие в разработке плана деятельности центра гигиены и эпидемиологии на определенный календарный период (обычно, на предстоящий год).
4. Разработка и утверждение плана деятельности подразделения (обычно, на квартал).
5. Организация деятельности в форме служебной переписки, разработки (участия в разработке) распорядительных документов (приказов, распоряжений), проведения совещаний и т. п.
6. Проведение плановых и внеплановых мероприятий по надзору, организационно-методических и иных мероприятий.
7. Мероприятия по работе с кадрами, включая обучение, повышение квалификации, методическое обеспечение.
8. Организация делопроизводства; нормативно-методическое обеспечение деятельности, хранение и учет фондов нормативных и методических документов; материально-техническое, информационное и программное обеспечение деятельности.
9. Контроль за соблюдением сроков и качеством проведения мероприятий (плановых и внеплановых).
10. Подготовка отчетных и статистических документов на основе анализа результатов деятельности.
11. Отдел надзора за условиями воспитания и обучения должен:
- принимать участие в планировании и организации деятельности территориальных отделов по надзору и контролю за детскими и подростковыми учреждениями;
- организовывать и проводить мероприятия по работе с кадрами соответствующих функциональных групп территориальных отделов;
- запрашивать сведения о результатах контроля, надзора, информационно-аналитические материалы по результатам контроля, надзора, информацию о санитарно-эпидемиологическом состоянии, состоянии здоровья детей и подростков для разработки предложений о необходимых мероприятиях по обеспечению соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, направляемых в органы исполнительной власти и в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- в целях методического руководства деятельностью территориальных отделов по своему направлению организовывать и проводить совместные мероприятия по контролю, надзору;
- организовывать и проводить оперативные совещания с заместителями начальников и специалистами территориальных отделов по вопросам надзора за условиями воспитания и обучения детей.
http://www.studmedlib.ru/ru/doc/ISBN9785970413821-0014.html?SSr=170133edbe1331915218508263ksv19941408
http://textarchive.ru/c-2116845-pall.html
1.2 Детский оздоровительный лагерь как оздоровительное учреждение
Задачи оздоровительной работы в условиях учреждений летнего отдыха детей включают:
— восстановление психосоматического благополучия ребенка, устранение последствий психологических перегрузок, нарушений в питании, истощения физиологических депо витаминов, микроэлементов, биологически активных веществ и т. д.;
— возможное расширение адаптационных ресурсов детского организма;
— недопущение массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний детей и подростков в период летнего отдыха детей.
Ведомства, обеспечивающие организацию и функционирование оздоровительно-образовательных учреждений, решают определенные специфические задачи в соответствии со своей компетентностью.
Органы управления здравоохранением обеспечивают бесплатное проведение медицинского осмотра сотрудников, привлекаемых к работе в детских оздоровительных учреждениях; снабжение необходимыми лекарственными препаратами и медицинским оборудованием; организуют переподготовку медицинских кадров для работы в лагерях, обеспечивают их укомплектование (в том числе и на межлагерной основе) медработниками; утверждают порядок медицинского обслуживания контингента оздоровительных учреждений, закрепляя их на период функционирования за определенными медицинскими учреждениями
Управление Роспотребнадзора (в том числе Территориальные отделы)осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за подготовкой, в том числе проведением акарицидных обработок в ЗОУ, работой летних оздоровительных учреждений с еженедельной кратностью проведения мероприятий по надзору, обращая особое внимание на работу пищеблоков и состояние источников питьевого водоснабжения, мест купания (с применением лабораторно- инструментальных методов исследования). Участвуют в переподготовке медицинских кадров, направляемых для работы в ЗОУ. Контролируют выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм на привокзальных площадях и расположенными на них предприятиями торговли пищевыми продуктами в период массовых перевозок детей, а также в рамках собственной компетенции осуществляют контроль за автотранспортом, участвующем в перевозке детей в места организованного отдыха. При выявлении фактов нарушения санитарного законодательства в полной мере и своевременно использует права, представленные действующим законодательством.
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» и филиалы: осуществляют лабораторно- инструментальные исследования в ЗОУ по заданию Управления Роспотребнадзора (в том числе Территориальных отделов). Проводят в пределах бюджетного финансирования лабораторно-инструментальные исследования, замеры по производственному контролю, гигиеническое обучение персонала, направляемого для работы в оздоровительные учреждения различных типов. По заданию Управления Роспотребнадзора (в том числе Территориальных отделов) обеспечивают круглосуточные дежурства в ЗОУ с наполняемостью более 200 человек.
Страница из