Файл: Вопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов 6го курса медикопрофилактического факультета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 440

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.В связи с этим нормы в гигиене детей и подростков непостоянны. Они меняются на различных возрастных этапах. Смена норм должна происходить неодновременно для различных факторов.

3.Задача гигиенического нормирования заключается в том, чтобы не только сохранить и укрепить здоровье, но и обеспечить благоприятное развитие детей и подростков. Воздействие факторов среды сказывается на функциональном состоянии растущего организма не только в момент их действия, но может оказать влияние на процесс развития, определяя в дальнейшем состояние здоровья и уровень функций взрослого человека.
Сердюковская Галина Николаевна

  • Д.м.н, профессор, член РАМН;

  • выпускница I Московского медицинского института;

  • один из организаторов НИИ гигиены детей и подростков АМН СССР;

  • с именем Сердюковской связаны основные достижения современной гигиены детей и подростков как науки, а также практическое использование достижений этой науки в отечественной образовательной системе.

  • провела исследования, позволившие научно обосновать физиолого-гигиенические принципы и подготовить санитарные нормы и правила, регламентирующие все многообразие деятельности и условий, в которых они осуществляются подрастающим поколением

  • впервые обратила внимание на проблемы психического здоровья детей и подростков

  • провела комплексные исследования, позволившие установить количественную зависимость между состоянием здоровья детей и климато-экологическими, социально-гигиеническими и внутришкольными факторами, выявить особенности формирования заболеваемости детей и подростков.


Мольков Альфред Владиславович (1870 - 1947)

  • Д.м.н., заслуженный деятель науки РСФСР, профессор;

  • выпускник медицинского факультета Московского университета;

  • земский врач, талантливый организатор и знаток санитарного просвещения;

  • основоположник отечественной школьной гигиены;

  • сформулированы цели и задачи, определены основные пути научноисследовательской и педагогической работы в области школьной гигиены;

  • написаны первый учебник и руководство к практическим занятиям студентов по школьной гигиене;

  • много исследований А.В. Молькова посвящено изучению детского общественного питания, гигиеническому обоснованию строительства, благоустройства и оборудования школ и детских учреждений, дошкольному обучению и воспитанию.





  1. Принципы нормирования в гигиене детей и подростков как основного звена в формировании здорового подрастающего поколения.

Нормирование в гигиене детей и подростков - это научно обоснованное определение тех параметров (или той интенсивности) воздействующих на организм факторов, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние.
При этом гигиенической нормой считаются такие интенсивность и длительность воздействия фактора, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие.
Для гигиены детей и подростков характерны следующие принципы нормирования:

• специфичность норм. В связи с особенностями чувствительности развивающегося организма к большинству факторов среды (и потребностью в них) для детей и подростков по сравнению со взрослыми необходимы другие нормы;

 непостоянство (сменяемость) норм. В процессе возрастного развития организм проходит ряд периодов, или стадий, каждой из которых свойствен определенный, именно ей присущий уровень чувствительности (потребности) к воздействию различных факторов. Поэтому на протяжении роста и развития гигиенические нормы непостоянны, они сохраняют свое значение лишь в определенном возрастном интервале и по окончании его заменяются новыми;

 развивающая, тренирующая направленность норм. Гигиеническое нормирование должно создавать такие условия, которые не только обеспечивают оптимальное взаимодействие организма с окружающей средой и оптимальное его состояние в настоящий момент, но и способствуют наилучшему развитию;

 дифференциация гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.


  1. Значение гигиены детей и подростков в борьбе за здоровье и увеличение продолжительности жизни населения.



Гигиена детей и подростков - раздел профилактической медицины, изучающий проблемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий гигиенические нормативы и лечебно-профилактические мероприятия для обеспечения оптимального роста и благоприятного развития детского организма.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства. От здоровья детей и подростков, от того, как обеспечиваются их рост и развитие, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в стране.
Ухудшение состояния здоровья детей, включая период отрочества, до достижения ими зрелого возраста неизменно скажется в дальнейшем на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве будущих поколений.
Основными задачами данной дисциплины являются исследования соответствия функциональных и физических возможностей ребенка и подростка конкретным условиям окружающей среды, а также выявление характера и интенсивности воздействия различных факторов на организм.
Закономерности роста и развития детской популяции являются основой гигиенического нормирования факторов среды обитания детей и подростков.
Однако сохранение и укрепление здоровья, несмотря на их большое значение, недостаточны для детей и подростков. Для них самое главное - благоприятное развитие. Поэтому в гигиене детей и подростков любой фактор среды оценивается по его влиянию на развитие ребенка.
Критерии функциональной готовности растущего организма на разных возрастных этапах к воздействию различных факторов среды, способы создания этой готовности, оптимальное соотношение воздействия на среду и мобилизации приспособительных механизмов организма в целях сохранения и укрепления здоровья и благоприятного развития этого организма являются ведущими теоретическими проблемами гигиены детей и подростков как науки.
Задача гигиены детей и подростков заключается в следующем: не нарушая естественного хода процессов развития организма ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности.
Гигиена занимается более или менее массовыми контингентами, она исследует групповое состояние здоровья, т.е. то, что называется санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, и разрабатывает оздоровительные мероприятия применительно не к отдельному конкретному ребенку, а к большим коллективам детей, объединенных по основным признакам (пол, возраст, состояние здоровья) и условно признанных равными.



  1. Окружающая среда как совокупность природных и социальных факторов. Роль факторов среды в развитии детской заболеваемости.

С гигиенической точки зрения окружающая среда представляет собой совокупность природных и социальных элементов, с которыми человек неразрывно связан и которые оказывают на него влияние на протяжении всей жизни, являясь внешним условием или средой его существования.
К природным элементам относятся воздух, вода, пища, почва, радиация, растительный и животный мир.

Природные элементы характеризуются своими физическими свойствами, химическим составом или биологическими агентами.

  • Так, воздух - температурой, влажностью, скоростью движения, барометрическим давлением, содержанием кислорода, диоксида углерода, вредными для здоровья загрязнениями и т.п. 

  • Вода и пища характеризуются физическими свойствами, химическим составом, микробными и другими загрязнениями.

  • Почва характеризуется температурой, влажностью, структурой и химическим составом, бактериальной обсемененностью,

  • а радиация - спектральным составом и интенсивностью излучения.

  • Животный и растительный мир отличаются биологическими свойствами.


Социальными элементами окружения человека являются труд, быт, социально-экономический уклад общества. Социальные факторы во многом определяют образ жизни человека (подробнее см. гл. 13).

Группа социальных элементов также обладает определенными свойствами, которые изучаются и оцениваются количественно или качественно.

Все они формируют так называемую социальную среду - часть окружающей среды, которая определяет общественные, материальные и духовные условия формирования, существования и деятельности общества.

Понятие социальной среды объединяет совокупность составляющих социальной инфраструктуры общества: жилье, быт, семья, наука, производство, образование, культура и т.д.

Социальной среде принадлежит ведущая роль в процессе снижения уровня здоровья населения вследствие воздействия на человека через абиотические и биотические факторы, денатурированные в результате деятельности человека и общества в целом.