Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2925
Скачиваний: 79
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования Ивановской области
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кинешемский технологический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Прибыль предприятия и пути её максимизации.
(наименование темы)
по учебной дисциплине ОПД.01 Экономика организации
(код, наименование)
Выполнила Папахин Илья Михайлович
(Фамилия, имя, отчество)
Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
(код, наименование)
Группа 2-7 2022-2023учебный год
Руководитель Никитина М.В., преподаватель
(фамилия, инициалы, должность)
Дата защиты Оценка
2023 г.
Содержание
Введение………………………………………………………............ 3
ГЛАВА 1.Теоретические основы прибыли предприятия и пути её максимизации………………………………………………………… 5
1.1 Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия…………………………………………………………………....... 5
1.2Механизм формирования прибыли на предприятии, распределение и использование прибыли………………………………………………………… 9
1.3 Методы и способы максимизации прибыли, факторы, влияющие на динамику прибыли…………………………………………………………….... 15
ГЛАВА 2.Основные средства и оборотные средства предприятия...23
2.1 Расчет показателей, характеризующих использование основных средств за год……………………………………………………………………………... 23
2.2 Расчет показателей, характеризующих использование оборотных средств за год……………………………………………………………………………... 25
Заключение……………………………………………………………28
Список использованных источников и литературы………………..29
Приложение…………………………………………………………...
Введение
Главной задачей предприятия в условиях рыночной экономики является всемирное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли. Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых и развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. Прибыль выступает источником пополнения финансовых ресурсов организации. Увеличение прибыли формирует финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства компании и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и сотрудников. Посредством прибыли выполняются обязательства компании перед бюджетом, кредитными организациями, иными учреждениями.
Цель курсовой работы — определить сущность, роль прибыли предприятия и основные пути ее повышения.
Объектом исследования является прибыль предприятия как финансовый результат хозяйственной деятельности.
Предмет исследования — механизм формирования, увеличения и распределения прибыли предприятия.
Гипотеза данной курсовой работы – необходимый уровень прибыли – это основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Раскрыть экономическую сущность и эффективность прибыли предприятия;
-
Исследовать роль прибыли в развитии деятельности организации;
-
Определить факторы, влияющие на увеличение прибыли фирмы;
-
Рассмотреть пути максимизации прибыли компании;
-
Проанализировать формирование, использование и распределение прибыли предприятия;
-
Составить финансовый план организации.
В первой главе–теоретическая. В ней рассмотрена сущность прибыли, проанализирован механизм формирования, распределения и использования прибыли на предприятии, исследованы методы и способы максимизации прибыли, определены факторы, влияющие на увеличение прибыли.
Вторая глава-практическая. Она посвящается закреплению знаний и умений по теме «Основные и оборотные средства предприятия». В ней следует выполнить расчет показателей, характеризующих использование основных средств и оборотных средств за год, выявить их взаимосвязь и взаимозависимость.
ГЛАВА 1. Теоретические основы прибыли предприятия и пути её максимизации.
1.1 Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли.
Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты. Прибыль – это качественный показатель эффективности деятельности организации, который характеризует рациональность использования организацией средств производства, а также финансовых, трудовых. материальных ресурсов. Формирование регулируемого рынка товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль — реальная база налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в организации производства и сбыта продукции. Чаще всего прибыль определяют, как разность между полной выручкой и полными издержками, т.е. как чистую выручку:
П=В-С,
где П-прибыль;
В-выручка;
С-издержки (себестоимость).
Прибыль является гарантом финансовой устойчивости и обеспечения доходов не только предприятий, но и государства, а также населения. Роль прибыли для предприятия и общества представлены в таблице 1.
Таблица 1– Роль прибыли
Наименование роли | Характеристика |
Прибыль как основной материал успеха деятельности менеджеров предприятия | Основным мотивационным фактором осуществления любого вида предпринимательской деятельности, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников и менеджеров предприятия |
Прибыль как база экономического развития государства | При условии, чем выше полученная прибыль у предприятия, тем больше производится отчислений на формирование бюджетов разного уровня и национального дохода |
Прибыль как критерий эффективности конкретного производства | Индивидуальный уровень прибыли предприятия характеризует степень умения менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономки |
Прибыль как источник формирования финансовых ресурсов предприятия | Чем выше уровень формирования прибыли предприятия в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении заемных средств |
Прибыль как главный источник возрастания рыночной стоимости предприятия | Направления части полученной предприятием на прирост его активов |
Прибыль как защитный механизм от банкротства | При прочих равных условиях предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале формирования прибыли |
Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность
нормального функционирования организации в рыночной экономике. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации).
Как важнейшая категория рыночных отношений прибыль выполняет определенные функции:
1) прибыль является показателем, наиболее полно отражающим
эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяют уровень авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия;
2) прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на
укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства. Прибыль обладает стимулирующей функцией. Реальное обеспечение принципа самофинансирование определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов;
3) прибыль позволяет осуществлять капитальные вложения в
производство, расширяя и обновляя его, внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого, прибыль является важным фактором в оценке деятельности фирмы и её возможностей в будущем, служит показателем эффективного использования ресурсов;
Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. В условиях рыночных отношениях ориентация на получение прибыли является обязательным условием существования предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов данной деятельности, показателем достигнутого предприятием коммерческого успеха.
Таким образом, прибыль – это качественный показатель эффективности деятельности организации, который характеризует рациональность использования организацией средств производства, а также финансовых, трудовых, материальных ресурсов. Для анализа эффективности деятельности предприятия важны несколько форм прибыли: прибыль от реализации продукции, балансовая прибыль, валовая прибыль и чистая прибыль, которые рассчитываются последовательно и вытекают одна из другой. Чтобы выяснить размер чистой прибыли, которая остается на руках у предпринимателя и больше всего его интересует, нужно провести ряд вычислений.
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии, распределение и использование прибыли.
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качеств ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда. Формирование прибыли организации является одновременно целью и фундаментом развития фирмы, заключается в признании доходов и расходов за определенный период времени, отнесении их к определенной группе и расчёте показателя величины прибыли. Формирование прибыли осуществляется по каждому направлению деятельности организации – производство и реализация продукции по обычным видам деятельности, реализация имущества, осуществление прочих внереализационных операций. Цель формирования прибыли заключается в выявлении факторов, повлиявших на изменение прибыли, а также определении возможностей для её роста.
Формирование прибыли предприятия начинается с того, что оно за реализованные товары и услуги получает общую выручку. Однако в её состав включён ряд обязательных платежей (НДС, акцизы и др.). Если их вычесть, то будет получена выручка-нетто. Затем, вычитая из этой выручки-нетто себестоимость произведённой продукции, предприниматель получает значение валовой прибыли. На данном этапе важно определить то, какие показатели будут включены в себестоимость продукции. Она обычно состоит из тех затрат, возникновение которых непосредственно связано с производством единиц товаров и услуг (материальные ресурсы, электроэнергия, заработная плата основного производственного персонала, амортизация используемого оборудования и т.д.). Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников. Значение валовой прибыли заключается в том, что за её счёт должны быть обеспечены все постоянные платежи, которые предприятие вынуждено ежемесячно осуществлять (например, арендная плата, коммунальные расходы, налоги и др.). Валовая прибыль без налогов определяется разностью между выручкой от реализации продукции за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательств, и себестоимостью реализованной продукции, в которую не входят коммерческие и управленческие расходы. Если валовой прибыли хватает, то считается, что предприятие преодолело важную с позиции экономического анализа точку безубыточности. Также, необходимо учесть коммерческие и управленческие расходы. К управленческим расходам относятся суммы, связанные с содержанием общего имущества фирмы и организацией ее деятельности. Отличительный признак таких расходов — они не связаны напрямую с производством, оказанием услуг или торговлей. Примером управленческих расходов могут служить траты на охрану, оплату интернета, услуг ЖКХ и связи, представительские расходы, зарплату бухгалтеров, юристов, кадровиков и прочего административно-управленческого персонала, охрану труда и семинары для работников, канцелярские принадлежности. В отличие от управленческих расходов коммерческие расходы включают затраты компании, которые связаны с производственной или торговой деятельностью. Для фирм, работающих в сфере производства, коммерческими расходами будут траты на упаковку изделий, их доставку до склада покупателя, рекламные мероприятия и др. В коммерческие расходы торговой компании входят затраты на перевозку и хранение товаров, оплату труда, аренду или содержание зданий, где осуществляется торговля, рекламу, представительские расходы и т. п. В результате вычета из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов получается прибыль от продаж.