Файл: Прибыль предприятия и пути её максимизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2929

Скачиваний: 79

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли. Главным фактором роста цен является улучшение качества продукции. Соотношение цены товара и качества продукции определяет конкурентоспособность товара и при превышении качества по сравнению с ценами увеличивает объем продаж, а значит, и прибыль.

На ценовую политику возлагается достижение таких целей, как повышение рентабельности собственных активов, рост объема продаж и чистой прибыли, расширение рыночной ниши. При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости затрат. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих отраслей, на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, значителен вес отходов. В добывающих отраслях прирост прибыли достаточно сложно обеспечить в результате снижения себестоимости добычи полезных ископаемых из-за естественно-природных причин. В основном это может достигаться вследствие увеличения объемов добычи.

В отраслях, ориентированных на конечного потребителя решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров. На величину прибыли от реализации продукции влияют состав, и размер нереализованных остатков на начало, и конец периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению прибыли. Резервом увеличения балансовой прибыли, может быть, прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее – продать его или сдать в аренду. Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход. В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.


Так значительную роль в структуре издержек производства занимает оплата труда. Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достичь различными способами. Наиболее эффективные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда.

На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажно и повышение требования и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

На зарубежных предприятиях рассматриваются также такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии закупаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделий.

Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов. Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещение заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырье и материалов, чтобы избежать лишних затрат и увеличить прибыль. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.

Ассортимент выпускаемой продукции оказывает непосредственное влияние на прибыль. При изменении структуры ассортимента в направлении повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью обеспечивается дополнительный прирост прибыли. Среди факторов, влияющих на прирост прибыли, ведущая роль принадлежит снижению стоимости продукции. Выбор путей сокращения текущих издержек производства основывается на анализе структуры себестоимости. Для материальных отраслей промышленности наиболее характерным путем является экономия материальных ресурсов, для трудоемких – улучшение использования основного капитала, для энергоемких – экономия топлива и электроэнергии.



При производстве продукции повышенного качества текущие издержки чаще всего возрастают. Однако в результате реализации этой продукции по повышенным ценам прибыль также возрастает. Прибыль в деятельности организации является особым показателем, который отражает все факторы производства и реализации продукции. Совокупность факторов, влияющих на динамику прибыли организации, представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Внешние и внутренние факторы, влияющие на динамику прибыли

 

Внешние факторы

Внутренние факторы

1. Степень политической стабильности

1. Объем продаж, валового дохода

2. Состояние экономики страны

2. Производительность труда

3. Демографическая ситуация в государстве

3. Скорость обращения товаров

4. Рыночная конъюнктура, в частности, конъюнктура рынка потребительских товаров

4. Наличие собственных оборотных средств

5. Уровень инфляции, рыночная емкость

5. Эффективность использования ОФ

6. Процентная ставка за кредит

6.Объем розничного товарооборота 

7. Государственное регулирование экономики

7. Порядок ценообразования

8. Платежеспособный спрос покупателей (динамика и колебания платежеспособного спроса определяет стабильность получения торгового выручки)

8. Уровень издержек обращения, себестоимость 

9. Цены, устанавливаемые поставщиками товаров 

9. Структура товарной продукции, качество продукции 

10. Налоговая и кредитная политика страны

10. Средства труда.

11. Развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг

11. Предметы труда.

12. Развитие профсоюзного движения

12. Трудовые ресурсы

13. Экономические условия хозяйствования

13. Амортизационная политика


 

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения. На изменение прибыли оказывают влияние внутренние и внешний факторы.


Важным фактором роста прибыли, зависящими от деятельности организации (их называют внутренние), являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда, компетентность руководства.

К внутренним факторам относятся:

1)    материально-технические факторы связаны с объемом

 производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно-технической оснащенностью, соответственно – качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т.д. Предприятие, которое располагает современной и хорошо развитой материально-технической базой, имеет предпосылки для устойчивого увеличения объемов производства, что влечет за собой увеличение массы получаемой прибыли и повышение рентабельности деятельности предприятия; моральный и физический износ основных производственных фондов на предприятии. Данный фактор является весьма значительным для повышения рентабельности основной деятельности. Использование изношенных основных фондов, а также морально устаревшее оборудование не позволяют увеличить прибыли в стратегической перспективе; с повышением уровня фондоотдачи увеличивается эффективность использования денежных средств, вложенных в основные фонды;

2)    организационно-управленческие (освоение новых, более

 совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения); информационное обеспечение управленческих процессов на предприятии: точная и своевременно полученная информация позволяет принимать верные управленческие решения о стратегическом развитии предприятия; деловой имидж предприятия представляет собой определившееся у потребителей мнение о потенциальных возможностях предприятия. Значительная деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль и повышать рентабельность основной деятельности; ускоренное продвижение товаров в крупные торговые сети и розничные магазины способствует увеличению товарооборота, а при этом снижению текущих расходов, в результате чего масса и уровень прибыли возрастают;

3)    экономические факторы (финансовое планирование деятельности

 организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование); от размера прибыли, включенной в цену товара, зависит сумма получаемой прибыли. Увеличение объема производства продукции позволяет предприятию снизить себестоимость единицы продукции за счет уменьшения постоянных затрат;


4)    социальные факторы (повышение квалификации работников,

 улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников). Укомплектование штата сотрудников при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полном объеме реализовывать программу предприятия по получению достаточной суммы прибыли; формы и системы мотивации труда работников. Роль морального и экономического поощрения работников высока и позволяет повышать производительность труда работников. Влияние данного фактора можно оценить через показатель расходов на заработную плату, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. Создание благоприятных условий труда способствует повышению уровня производительности труда; для выполнения производственного поручения необходима определенная степень квалификации сотрудника, при уровне квалификации ниже требуемого снижается эффективность работы, увеличивается количество потерь времени и брака.

К факторам, не зависящим от деятельности организации (внешние), относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, кредитная и налоговая система государства, нормы амортизируемых отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы. Однако они могут оказывать существенное влияние на прибыль.

К основным внешним факторам, формирующим прибыль на предприятии, можно отнести следующие:

  1. Рыночно-конъюнктурные факторы: емкость рынка (от емкости

 рынка зависит объем реализованной продукции предприятия. Чем больше емкость рынка, тем больше возможностей у предприятия для получения прибыли); развитие конкуренции (конкурентная борьба требует установленных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли). Наличие конкуренции на рынке заставляет производителя при установлении цен на свою продукцию ориентироваться на уровень цены конкурентов, что снижает норму прибыли. Величина цен на сырье и материалы (в условиях высокой конкуренции повышение цен поставщиками не всегда приводит к адекватному повышению цен реализации, поэтому предприятие стремится меньше работать с посредниками, и при этом выбирать среди поставщиков тех, кто предлагает товары одного уровня качества по более доступным ценам);

  1. К хозяйственно – правовым факторам относятся: политика

 налогообложения государства, организация профсоюзного движения, сертификация продукции предприятия;