Файл: Формы государственного устройства (Унитарное передается государство: понятие и трем признаки).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ЕЭС учреждено в 1957 г. Документом о создании сообщества и основах его организации является Римский договор. (В последующем нормативно-учредительная основа Сообщества неоднократно дополнялась);
ЕЭС имеет союзные органы. Нормотворческие полномочия закреплены за Советом (Совет министров стран-участниц). Комиссия европейского сообщества разрабатывает решения, принимаемые Советом, и является административным учреждением союза. Ее членов назначают решением правительства стран-участниц из числа лиц, которые отличаются независимостью и общей компетентностью. Созданы также отраслевые подразделения – Европейское объединение угля и стали, Европейское сообщество по автономной энергетике со своими органами. Органы сообщества формируются по принципу делегирования от каждой из стран-участниц.
Только Европейский парламент формируют сами избиратели непосредственно. Однако он не наделен решающими полномочиями, а является «совещательным и контрольным органом».[31]
Члены ЕЭС используют общую юрисдикцию для решения споров, вытекающих из участия в сообществе – Европейский суд. Европейский суд дает толкование и применяет право договоров, лежащих в основе Сообщества.
Суду подведомственны споры между государствами, входящими в Сообщество, между органами Сообщества и странами-участницами и даже споры с участием частных лиц и компаний
ЕЭС принимает обязывающие решение, в том числе по вопросам национальной юрисдикции сторон – «присоединяясь к Европейскому экономическому сообществу, страны-участницы, передают часть своей правотворческой власти Сообществу и связывают себя правом Сообщества»[32]
Свой бюджет Сообщество формирует путем взимания с государств 4-х видов сборов: около 1,5% от сумм налога на добавленную стоимость, взимаемых каждым государством на своей территории; компенсационные сборы; суммы от таможенных пошлин; взносы, пропорциональные размеру валового продукта стран-участниц;
В литературе много говорят о высоком уровне единства Европейского экономического сообщества.[33] Многие авторы считают, что ЕЭС представляет собой сегодня настоящую конфедерацию.[34]
Итак, конфедерации представляют собой объединение государств, которые сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления и при этом создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических).
Заключение
Государственное устройство-это внутренняя, национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
Существует множество подходов к проблеме классификации форм государственного устройства. Наиболее распространенным является деление форм государственного устройства на унитарные и федеративные. Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства – конфедерацию. При этом, как привило, отдельно рассматриваются автономии и Регионалистское государство.
Унитарная государственность – наиболее простая и в то же время самая распространенная форма государственного устройства. Унитарное государство – это единое государственное образование, для которого характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и государственной системы, единой конституции, общей финансовой и налоговой системы, единой централизованной системы национальной безопасности, единого гражданства. С точки зрения организации публичной власти в центре и на местах, а также характеристика взаимодействия центра и местных органов все унитарные государства принято делить на централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные.
Федерация – это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью. Среди федеративных государств выделяют национально-государственные и административно-территориальные. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве и его создание предопределяют национальные факторы: субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку. В основе административно-территориальные федерации лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Различают такие договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре. Учредительные возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федераций, сами создают в своем составе субъекты, наделяя их частью суверенитета.
Конфедерации представляют собой объединение государств, которые сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления и при этом создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, экономических, внешнеполитических).
Библиографический список
- Абдулатипов Р.Г, Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994г.
- Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: Состояние и перспективы федерального устройства М., 1996 г.
- Бабаев В.К. Баранов В.М.,Толстик В.А.Теория государства и права.- М.,1999
- Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997г.
- Большой юридический словарь/под ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М., 1999.
- Витрук Н.В Федерализм, автономия и права национальных меньшинств: современная ситуация в России. // Право и жизнь. 1997г. №11.
- Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. М., 1993 г.
- Карапетян Л.М. Федеративное устройство и правовой статус народов. М., 1996г.
- Кашанина Т.В.Кашанин А.В.Основы российского права.- М.,2000.
- Колибаб К.Е.Договоры РФ с ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий: необходимо участие законодателей// ЖРП-1998-№8
- Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М, 1999г.
- Конституционное право зарубежных стран /Под ред.М.В.Баглая.-М.,2000
- Костенко М.Л., Лавренова Н.В. ЕС после Маастрихта: федерация, конфедерация или международная организация. // Государство и право. 1994г. № 4.
- Крылова К.С. Содружество наций: политико-правовые проблемы. М. 1991г.
- Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституции России. // ГиП – 1997,№8
- Натан Р.П., Хоффман Э.П. Современный федерализм. // Международная жизнь. 1991г. № 4.
- Национальные модели федеративных государств. // Вестник МГУ.
- Политико-правовые проблемы Содружества Независимых Государств. // Государство и право. 1993г. № 7.
- Пустогаров В.В. Международно-правовой статус Содружества Независимых Государств. // Государство и право. 1993г. №2.
- Сравнительное конституционное право. Отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 1996г.
- Синюков В.Н. О форме федерации в России // ГиП –1993,№5.
- Тадевосян Э.В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных цивилизаций // ГиП – 1997 №8;
- Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992г.
- Фадеева Т.Ш. Европейский Союз: федералистские концепции европейского строительства. М., 1996г
- Федерализм. Энциклопедический словарь. М., 1997г.
- Федеративное устройство России: история и современность. М., 1995г.
- Федерация в зарубежных странах. М., 1999г.
- Федерация и национальный вопрос (исторический опыт Советского Союза). // Вестник МГУ. Сер. 11. Право.
- Чиркин В.Е.Государственная власть субъекта федерации //ГиП-2000-№1
- Чиркин Е.Е. Государствоведение. М.2000
-
Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституции России. // ГиП – 1997,№8: Тадевосян Э.В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных цивилизаций // ГиП – 1997 №8; Крылов Б.С. Государственный федерализм – гарантия демоктатии и прав челевека // 2000,№1; Синюков В.Н. О форме федерации в России // ГиБ –1993,№5. ↑
-
Чиркин В.Е. Государствоведение. –М.,1999 ↑
-
Арановский К.В. Ук. соч. –с. 192 ↑
-
Там же. ↑
-
Там же. ↑
-
Кошанина Т.В. Кошанин А.В. Основы российского права. –М.,2000 –с.21 ↑
-
Там же. ↑
-
Там же. –с.23 ↑
-
См.: Проблемы теории государства и права. –М.,1999 –с. 183 ↑
-
Конституция зарубежных государств. –М., 1993 –с. 43 ↑
-
Чиркин В.Е. Ук. соч. –с. 165 ↑
-
См., например: Бабаев В.К. и др. Ук. соч. –с 223; Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая. –М., 2000 –с. 131; Федерация в зарубежных странах. –М., 1993 –с. 24; Синюков В.Н. О форме федерации в России. // ГиП. – 1993 - №5. ↑
-
Подробнее см.: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. –М., 2000 ↑
-
Федерация в зарубежных странах. М., 1993 – С.7 ↑
-
Федерация в зарубежных странах. М., 1993 – С.7 ↑
-
Там же. ↑
-
Чудновский Г.Л. Реформирование федеральных отношений: как обеспечить сбалансированность центра и регионов? // ЖРБ – 1999 - №7/8 –с.34 ↑
-
См.: Саликов М.С. Ук. соч. –с. 14. ↑
-
Синюков В.Н. О форме федерации в России // ГиБ – 1993 - №5 – с. 17. ↑
-
Там же –с. 19. ↑
-
Федерация в зарубежных странах –М., 1993 –с. 63. ↑
-
Чиркин В.Е. Государствоведение. –М., 1999 –с. 176. ↑
-
Чиркин В.Е. Государствоведение. –М., 1999. с. 176-177. ↑
-
Более подробно о этом см.: Конституционное право зарубежных стран. // Под ред. Баглая М.В. –М., 2000 –с. 134-140. ↑
-
Коваленко А.И. Теория государства и права. –М., 1994 –с. 45. ↑
-
Арановский К.В. Ук. соч. – с. 208-209. ↑
-
Чиркин В.Е.Ук.соч.-с.192 ↑
-
Страновский К.В. Ук.соч.-с.210 ↑
-
Коваленко А.И. Ук.соч. – с.45 ↑
-
подробнее об этом см..:Межгосударственные союзы.-В кн.:Конституционное право/Под ред. В.В.Лазарева.-М., 1999-с.300-310 ↑
-
Арановский К.В.Ук.соч.-с.215 ↑
-
Давид Г.,Жофре-Спинози К. Основы правовой системы современности.-М.,1996-с.56 ↑
-
Федерация в зарубеж.странах.-М.,1993 с. 4-5. ↑