Файл: Решение диагностических задач подбор методик для диагностики пвк подростков с целью профориентации.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 556

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Практическая психология. Технологии оказания психологических услуг населению и организациям (1490 ч)

Дисциплина: Основы профдиагностики и профессионального развития

Практическое задание 3, Модуль 3. Профдиагностика как метод профориетационной работы. Принципы организации и проведения профконсультации профотбора. Этапы профориентационной работы в школе


Выполнил:

слушатель Асриян Карине Сароевна

Преподаватель:

Мешкова Екатерина Алексеевна

г. Москва2023
Задание 1.

Решение диагностических задач: подбор методик для диагностики ПВК подростков с целью профориентации.

Ситуация: Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к искусству (любит рисовать), дома шьёт, но портной быть категорически отказывается. Учится на 4 и 5, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт).

Сама Татьяна убеждена, что «не пропадёт», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Под нажимом родителей, «на всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ.

Задача: подберите диагностический инструментарий, который может сформировать у Татьяны представление о своих реальных способностях и предпочтениях в мире профессий. Свой ответ обоснуйте. Методики опишите, указав, что они диагностируют и как это может помочь Татьяне.

Условие: сама процедура диагностики должна занимать не более 40 минут.

МЕТОДИКА «ФОРМУЛА-5»

Само название методики основано на «формуле профессий», разработанной Е. А. Климовым (1990) и включающей четыре группы характеристик профессионального труда. Данный вариант методики является модификацией одноименного варианта, разработанного ранее и также включавшего четыре группы характеристик (см.: Пряжников Н. С., 1991, 1993). Настоящая методика включает пять групп характеристик профессиональной деятельности. Цель методики — оперативный поиск (или уточнение) образа наиболее привлекательной для клиента профессии (группы профессий), а также для знакомства с основными группами характеристик профессионального труда.


Условия проведения. Рассчитана на индивидуальную работу и занимает по времени примерно 30—50 мин.

Процедура проведения включает следующие основные этапы.

1. До проведения методики все карточки должны быть разложены на пять групп. Клиенту объясняется общий смысл работы с карточками, из которых необходимо будет составить по определенным правилам образ наиболее привлекательных для него профессий.

2. Предлагается первая группа карточек — цели труда

которые необходимо расположить на столе в следующем порядке: слева — наиболее привлекательные для клиента цели, а справа — менее привлекательные или явно отвергаемые. Клиенту предлагается сразу же перевернуть обратной стороной те карточки с целями, реализовать которые ему в настоящий момент сложно (по самым разным причинам). Таким образом, на столе оказывается выложенная с помощью карточек мотивационно-операционная картина относительно целей возможного профессионального труда, т. е. что хотел бы делать клиент и как он сам оценивает свою готовность это делать. На данном этапе лучше не обсуждать сделанные расклады.

3. Клиент аналогично раскладывает и все другие четыре группы карточек, чтобы в итоге на столе оказались проранжированными и оцененными с точки зрения достижимости все пять групп карточек с характеристиками труда. На столе, таким образом, получается определенный расклад карт: 5 рядов по 9 карточек в каждом ряду. Заметим, что удобство данной методики заключается в том, что перед глазами клиента и профконсультанта выложены все карточки методики, что позволяет не только строить образ выбираемой профессии более целостно, но и оперативно корректировать его в ходе совместного обсуждения. На этом этапе психолог может начать задавать уточняющие вопросы, суть которых сводится к выявлению некоторых противоречий

а) лицевая сторона карточки: внизу фломастером проводится голубая линия, вверху номер карточки: Ц-1 (Ц — цели труда);

б) обратная сторона карточки: номер и линия внизу — аналогично лицевой стороне, но вверху проводятся красным фломастером две линии, показывающие, что в случае перевертывания карточки клиент оценивает свою готовность «оценивать» невысоко. Можно также вместо этих двух линий просто сделать красноватый фон (аккуратно растереть мягкой бумагой штрихи от красного карандаша).

Аналогично готовятся и все остальные карточки, но для каждой группы желательно обозначать разделительные (декоративные) линии своим цветом: цели — голубым, предметы — коричневым, средства — оранжевым, условия — зеленым, особенности — желтым. Две верхние линии на обратной стороне всех карточек лучше сделать красным фломастером. Размер карточки 6×8 см в разложенных карточках и, по возможности, к корректировке этих противоречий. Например, клиент хотел бы в будущем «исследовать что-либо, делать открытия» (соответствующая

карточка лежит слева, в числе наиболее привлекательных), но «знаковые системы», без которых сложно представить себе современного ученого-исследователя, его явно не интересуют (соответствующая карточка лежит близко от правого, «отвергаемого» края). Психолог просит клиента объяснить, нет ли здесь противоречия. Вполне возможно, что клиент противоречия здесь не увидит и, по своему, будет прав, т. е. профконсультант может лишь озадачить клиента с помощью своих вопросов, но ни в коем случае не «переубеждать» его. Ориентируясь на перевернутые обратной стороной карточки, психолог может также уточнить, почему клиент считает себя не готовым реализовать некоторые свои намерения, но особенно увлекаться подобными вопросами не следует.

4. Профконсультант предлагает клиенту выбрать шесть наиболее привлекательных для себя карточек с характеристиками профессий, но так, чтобы из каждого ряда была взята хотя бы одна карточка. По отобранным карточкам клиенту предлагается угадать, с какими профессиями эти характеристики соотносятся. Например, клиент отбирает следующие карточки: «перемещение, транспортирование», «техника», «механические средства», «особые условия», «льготы, высокая зарплата» и «сидячая работа», которые, скорее всего, могут быть соотнесены с водительскими профессиями и, в меньшей степени, — с профессией автослесарь (резервные варианты — слесарные и станочные специальности). Сначала назвать профессии должен попытаться сам клиент, но если у него не получается, подсказать ему может профконсультант. Бывает и так, что по отобранным карточкам сложно назвать какие-либо специальности и тогда клиенту предлагается выбрать еще одну-две карточки дополнительно (всего не более 8 карточек). Оставшиеся на столе карточки позволяют перепроверить правильность выделенных профессий. Например, если клиент остановился на варианте водительских профессий, но карточки «открытый воздух» и «относительная самостоятельность» находятся среди крайне правых (отвергаемых) характеристик профессионального труда, то, скорее всего, профессия «водитель» ему вряд ли подойдет

Важную роль играют перевернутые обратной стороной карточки, показывающие, что клиент не готов реализовать те или иные цели, работать с некоторыми предметами труда, использовать определенные средства и т. д. Например, если под выбранную клиентом профессию подходят 7 карточек из 8 отобранных, но среди этих 7 карточек 6 — перевернутые, то возникают сомнения относительно реалистичности данного варианта. Даже если из этих же отобранных 8 карточек под какую-то другую профессию подходят только 5, но из них перевернутой оказалась лишь одна карточка, то такой вариант выглядел бы более реальным, что особенно важно учитывать в усложнившихся в последнее время условиях трудоустройства выпускников школ и появлением так называемого рынка труда.


5. При угадывании по карточкам тех или иных профессий очень эффективным оказывается прием группировки сходных карточек из числа отобранных. Например, в одной группе могут оказаться карточки "... «организовывать людей», «взрослые люди», «голос», «помещения с людьми», в другой группе — «обслуживать» («высокого "...сервиса»). Нередко одна или две карточки одной группы могут одновременно принадлежать и другим группам. Если вместе с клиентом расположить все отобранные карточки на столе по группам, где расстояния карточек друг от друга будут определять их сходство, то получится своеобразная «молекула» профессий. При этом саму степень сходства между карточками («валентные связи») должен каждый раз определять клиент с помощью профконсультанта, поскольку видение этих связей носит субъективный, индивидуальный характер. Опыт использования данной методики другими специалистами показывает, что ее кажущаяся простота на самом деле требует от профконсультанта определенного навыка. Для выработки такого навыка советуем самому нарисовать данную методику («прочувствовать» ее своими руками), затем потренироваться на самом себе (как бы несколько раз «проконсультировать» себя), затем поупражняться на близком человеке и, только после этого, использовать методику в работе с реальными клиентами

Для самостоятельного изготовления методики лучше использовать плотный ватман, тексты отпечатать на машинке, декоративные линии проводить фломастером или мягким карандашом (от шариковых ручек на ватмане образуются канавки, что приводит к изгибу карточек и быстрому выходу их из строя), а для нанесения красноватого фона использовать обычный красный карандаш и мягкую бумагу, чтобы аккуратно растереть ею штрихи по бумаге. Начать, естественно, следует с подготовки бумаги, а закончить печатанием текстов. Для хранения карточек советуем изготовить из плотного картона аккуратную коробочку и надписать ее. Естественно, что каждый профконсультант может видоизменять формулировки на карточках в соответствии со своим опытом и воображением, но для начала мы советуем все-таки попробовать наш вариант

Перечень карточек с характеристиками профессий

Цели труда —

Ц: Ц-1. Оценивать, проверять, контролировать.

Ц-2. Исследовать что-либо, делать открытия.

Ц-3. Перемещать, транспортировать что-либо.


Ц-4. Преобразовывать исходные материалы, монтаж, сборка.

Ц-5. Преобразовывать человеческое сознание (обучение, воспитание, консультирование).

Ц-6. Творить, изобретать, создавать новое.

Ц-7. Организовывать людей, руководить.

Ц-8. Обслуживать что-либо или кого-либо.

Ц-9. Постоянно работать над собой, «быть в форме» (тренировки, репетиции, самообразование)

Предмет труда — П:

П-1. Техника.

П-2. Знаковые системы (тексты, показания приборов, информация).

П-3. Общественные, экономические, социально-политические системы.

П-4. Художественный образ (мир искусства, чувства, переживания).

П-5. Система идей, наука.

П-6. Живая природа (звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, микроорганизмы).

П-7. Взрослые люди.

П-8. Дети (дошкольники и школьники).

П-9. Детали, материалы; сырье, подлежащее обработке

Средства труда — С:

С-1. Ручные (простые приспособления и приборы, а также «золотые руки»).

С-2. Механические (станки, машины и другая техника).

С-3. Автоматические (работающие по заданной программе).

С-4. Компьютеры и микрокалькуляторы.

С-5. Знания, способы мышления, память.

С-6. Выразительные движения, мимика (умение вызывать доверие и уважение, быть обаятельным).

С-7. Творческое мышление (способность к нестандартным действиям, к собственному взгляду на вещи).

С-8. Возможности организма и органов чувств (хорошие зрение, слух и т. д.).

С-9. Голос (владение тембром, интонациями
Условия и организация труда — У:

У-1. Бытовой микроклимат (контора-офис, отдел, кабинет).

У-2. Помещения с людьми (торговый зал, театр, учебная аудитория).

У-3. Разъезды, частые командировки.

У-4. Относительная самостоятельность (самому за все отвечать).

У-5. Открытый воздух.

У-6. Экстремальные условия (в воздухе, на воде и под водой, в шахте, космосе, на войне и т. п.).

У-7. Особые условия (цех, лаборатория, транспортное средство).

У-8. Изысканные отношения, престижные знакомства.

У-9. Высокая официальная зарплата, льготы (часто связаны с тяжестью работы, нервными и моральными затратами).

Особенности работы — О:

О-1. Минимальный риск судимости («честная» профессия).

О-2. Минимальные профессиональные вредности («здоровая профессия»).

О-3. Возможность употреблять спиртное и ругаться на работе.