Файл: Урок по истории и информатике в 5 классе по теме Цифровые носители информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интегрированный урок по истории и информатике в 5 классе по теме:

«Цифровые носители информации»

Ход урока.

Цель: Сформировать представление о носителях информации различных эпох.

Задачи:

  • Обучающая: Показать разнообразие носителей информации и необходимость развития технологии хранения информации.

  • Развивающая: Способствовать расширению кругозора и раскрытию творческого потенциала учащихся; обогащать словарный запас через использование специальной терминологии.

  • Воспитательная: Воспитывать чувство уверенности у учащихся, желание самоанализировать результат методом рассуждения. Воспитывать самостоятельность, воспитание культуры интеллектуального труда.


Оборудование: интерактивная доска, проектор, акустические колонки, компьютер, электронные носители информации, карточки с заданиями, волшебный мешок.

Вид урока: интегрированный урок «информатика и история» путешествие во времени.

Тип урока: урок обобщения и систематизации, совершенствования знаний, умений и навыков.
Этапы урока:

1. Орг. момент(эмоциональный настрой уч-ся:

2. Мотивация познавательной деятельности. Разгадывание темы урока (ребусы).

Сообщение темы, постановка цели урока учащимися (учитель информатики)

3. Разгадывание древних носителей информации (учитель истории)

4. Разгадывание электронных носителей информации (учитель информатики)

5. Игра «Волшебный мешочек» + сообщения +лента времени (учитель информатики)

6. Сообщение ученика (купца - путешественника) об основном носителе информации-бумаге.

7. Рефлексия учащихся (учитель информатики)

8. Подведение итогов урока и поощрения (учитель истории)
Уч. истории: 1.Организационный момент урока.

Добрый день!

Первым делом гоним лень,

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!

В мире много, интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Учитель информатики: Сегодня у нас необычный урок «истории и информатики»

Обратите внимание, что представлено на слайде? Давайте разгадаем?

Носитель информация

Поставьте слова в множественное число? А кто назовет тему урока?

А как вы думаете, что такое Н.И? (Носитель информации-любой материальный объект для хранения информации).


Всегда ли они существовали? Изменялись ли они с течением времени? А с чем это связано? (с развитием новой техники, большого потока информации, развитием общества)

А что вы хотите узнать о носителях информации? (как они изменялись с течением времени). Этот ответ и будет целью нашего урока.

Учитель истории: Мы надеемся, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знаниями. А теперь улыбнулись друг другу, пожелали успехов себе и своим товарищам.

Память самый первый инструмент хранения информации. Люди всегда понимали не надежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на каких-либо внешних носителях. Для того чтобы вспомнить на каких носителях хранили информацию мы совершим путешествие во времени. Как в каждом путешествии у нас будут пункты назначения, где вы должны будете выполнять определенные задания.

Вы готовы к путешествию? Внимание, мы отправляемся? (видео из кинофильма «Гости из будущего»)

Ребята, вы будете работать по группам. У каждой группы будет свое задание. Вот вам первое задание.

1. СЛОВО ПО ВЕРТИКАЛИ

В словах перемешаны буквы, а одна буква лишняя (из лишних букв вы должны получить новое слово).

МОСКДЕ - ____________ -

АЛИСПО - ____________ -

ТРИМЕРА - ____________ -

ФОНЕРАМА - _____________ -

НСЫПЕР - _____________ -

ПАРТАСЬ - ______________- ОТВЕТ: КАМЕНЬ

2. КРИПТОГРАММА
Вместо цифр вставьте буквы и назовите полученное слово
3132465 ___________________
1 - А, 2 - И , 3 - П, 4 - Р, 5 - С, 6 - У. ОТВЕТ: ПАПИРУС
3. ШАРАДА (задание на интерактивной доске) - инструмент банк слов
Первый слог - крик барана, второй слог - нота, третий слог - число, в котором 10 десятков. В получившемся слове поменяйте букву О на букву А.

Какое слово получилось? _____________________ ОТВЕТ: БЕРЕСТА
4.ГОЛОВОЛОМКА
По горизонтали:

1.Слепой греческий поэт, автор «Илиады» и «Одиссеи».

2.Женское имя и государство в Малой Азии, где впервые начали чеканить серебряные монеты.

1.

2.

3.

4.

5. 3. Остров в Ионическом море, родина и царство Одиссея.

4.В Греции демосом называли простой …………



5. Греческая богиня, в честь которой назван город в Средней Греции.

По вертикали: Материал для письма в Древнем Двуречье.
ОТВЕТ: ГЛИНА
5. СТРЕЛКИ (задание на интерактивной доске)- инструмент фонарь
Пройдя по стрелкам, вы прочитаете древний носитель информации. Какое слово получилось?
А П

Г

Р

Е

Н

Т

М

Е ОТВЕТ: ПЕРГАМЕНТ
Ребята, что изображено на слайде? (Л.В.)

Выставите на ленте времени в хронологическом порядке древние носители информации.

Учитель информатики: Со временем человечество научилось хранить и передавать не только числовую и текстовую информацию, но звуковую и видеоинформацию. В настоящее время используются универсальные электронные носители информации. И вот ребята, вам второе задание:

  1. (задание на интерактивной доске)- ПЕРЕТАСКИВАНИЕ БУКВ

По адресам ячеек таблицы определи буквы и составь слово. Какой рисунок соответствует изображению этого слова?

а) б)
в)
Ответ: Дискета

2) Отгадайте загадку.

Жесткий диск так называют.

Кто название отгадает?

Копятся данные в этом устройстве,

Запоминать-его главное свойство.

Выберите на рисунке данное устройство.

3) Этот носитель информации спрятан в клетки. Найди его. Слово читается «змейкой» (грампластинка)

.

Н

И

А

Л

П

М

А

К

Т

С

Г

Р

А
4) Данный носитель информации появился в 50е годы. Использовался для хранения, записи и считывания информации. Пользуясь ключевой таблицей, расшифруйте вид этого носителя информации?

Ключ:

3 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й

2 П Р С Т У Ф Х Ч Ц Ш Щ

1 К Л М Н О Ь Ъ Ы Э Ю Я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

МАГНИТНАЯ ЛЕНТА

(3;1), (1;3), (4;3), (4;1), (10; 3), (4; 2), (4; 1), (1;3), (11;1) - (2;1), (6;3), (4;1), (4; 2), ( 1;3).
5) КРИПТОГРАММА (задание на интерактивной доске)

Пользуясь ключом к разгадке - буквами русского алфавита, расшифруйте современный электронный носитель информации?

(Лазерные диски)

13-1-9-6-18-15-29-7 5-10-19-12-10
6) «Стрелки».

Пройдя по стрелкам, вы прочитаете современный электронный носитель информации?

Ответ: Флэш-карты

Давайте скажем, какие носители информации вы разгадали? (опрос у каждой группы)
Игра «Волшебный мешочек». В мешочке находятся отгаданные вами носители информации. Каждому из вас нужно найти в мешочке на ощупь тот носитель информации, который разгадали.


Происходит беседа с учащимися по результатам найденных носителей информации (задаются вопросы):

  1. грампластинка. Наши бабушки и дедушки слушали музыку на таких грампластинках.

  2. Магнитная лента - 50-е годы. «Бобина», аудиокассет - использовались в магнитофонах

  3. Винчестер - жесткий диск

? уч-ся: Почему ребята, жесткий диск имеет название «винчестер»? (Так раньше называлось охотничье ружье «винчестер»)

  1. Дискета - гибкий магнитный диск

? уч-ся: Почему дискета уступила место другим носителям информации? (малый объем инф; дисковод для дискет стоил наравне с компьютером, не терпит высоких температур)

  1. Лазерные диски: Диски бывают разных форматов.

? уч-ся: В чем состоит отличие дисков друг от друга: СD-R; СD-RW; DVD

  1. Флэш-карты

Выставите на ленте времени в хронологическом порядке современные носители информации.

Учитель информатики: Оказывается ребята, что первый жесткий диск был изобретен в 1956 году. Представлял собой ящик размером с большой холодильник и весом 971 кг. 50 тонких дисков покрытых чистым железом могли хранить огромный, по тем времена, объем информации - 3,5 мегабайта. С тех пор жесткие диски уменьшились в размерах, но емкость постоянно увеличивается.

Уч. информатики: Вопрос: Ребята, а нужны ли нам носители информации? А зачем? В каких профессиях используют данные носители информации?

Уч. истории: Посмотрите на л. времени. А какого еще носителя информации не хватает? (бумаги)

Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Но широкое распространение бумага только в XV- XVI века.

Купец- путешественник

1. бамбук расщепляли и замачивали с известью

2. Полученную массу вываривали

3. Из массы формовали лист

4. Готовые листы бумаги сушили

? уч-ся: Почему бумага остается основным носителем информации:

· тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;

· бумага удобна для написания текста или нанесения рисунка.


Вывод: Бумага - является основным носителем информации в древнее время и в наше время.

Уч. информатики: Мы с вами вспомнили основные носители информации.

Более подробно мы будем говорить о них на уроках истории и информатики в старших классах.

Учитель истории: Наше путешествие подходит к концу. Вы готовы вернутся на Землю. (видео из кинофильма «Гости из будущего»)

Сегодня мы с вами совершили путешествие во времени: повторили, как хранили информацию в др. время и в наше время. Только совместная заинтересованная работа сделала возможным это увлекательное путешествие во времени.

Рефлексия.

На листе бумаги, на котором вы ранее нарисовали свою ладошку, выразите свое отношение к уроку. Поставьте галочку на тот палец, который соответствует вашей позиции на уроке.

большой - материал урока важен, полезен

указательный - было познавательно и интересно

средний - материал не пригодится в жизни.

безымянный - ничего не понял

мизинец - мне было не интересно, потому что я все это знаю

Учитель информатики (вывешиваются на доску). Анализ результатов

Итак, какой носитель информации остается уникальным с древности, и по сей день?

Впечатление от урока, которое вы выразили с помощью ладошки это тоже информация, которую я сохраню да конца 10 класса и вложу в ваши портфолио, чтобы этот надежный носитель информации остался с вами в вашей жизни.

Учитель истории: Вы хорошо потрудились на уроке, и мы вручаем вам эти медали. Выставление оценок. Спасибо за урок.