Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические аспекты управления предприятием: цели, задачи, функции
Понятие системы менеджмента на фирме
Взаимосвязанные функции управления фирмой: планирование, организация, мотивация и контроль
Практические аспекты осуществления функций менеджмента на предприятии
Краткая экспресс-характеристика предприятия
Оценка эффективности менеджмента
Рекомендации по совершенствованию функционирования системы менеджмента
[составлено автором]
Текущее значение показателя позволяет выявить «Величину коэффициента».
Таблица 7
Определение комплекного показателя эффективности менеджмента АО «МХК Еврохим»
Период исследования |
Сокращение группы |
Название группы |
Количество коэффициентов в группе |
Значение |
2017 |
N1 |
Очень низкий |
1 |
0,143 |
N2 |
Низкий |
1 |
0,143 |
|
N3 |
Средний |
2 |
0,286 |
|
N4 |
Высокий |
0 |
0 |
|
N5 |
Очень высокий |
3 |
0,429 |
|
F |
0,593 |
|||
2018 |
N1 |
Очень низкий |
1 |
0,143 |
N2 |
Низкий |
1 |
0,143 |
|
N3 |
Средний |
2 |
0,286 |
|
N4 |
Высокий |
0 |
0 |
|
N5 |
Очень высокий |
3 |
0,429 |
|
F |
0,593 |
[составлено автором]
Результат анализа показывает, что на конец периода исследования предприятие относится к группе «Среднее качество», а степень оценочной уверенности составляет 59%. Такая оценка уровня эффективности менеджмента предприятия указывает, что внутренняя финансовая среда АО «МХК Еврохим» является типичной, поэтому существует вероятность низкой конкурентоспособности предприятия. Также это говорит о среднем уровне финансовой гибкости. У предприятия есть резервы для роста эффективности исполнения функций управления.
Рекомендации по совершенствованию функционирования системы менеджмента
Для обеспечения эффективной финансовой политики важно обратить внимание на кредиторско-дебиторскую задолженность. Использование системного подхода, планирование и контроль объема параметров в рамках такой деятельности, позволят минимизировать объем финансовых ресурсов, которые отвлекают дебиторы, и улучшить отношения с кредиторами. Текущее низкое значение коэффициента рентабельности собственного капитала говорит о том, что предприятию важно искать возможности для сокращения расходов на каждый рубль проданной продукции и услуг. В противном случае собственникам целесообразно продать долевые ценные бумаги для сохранения текущего уровня благосостояния. Хотя показатели зависимости от заемных средств и прочих обязательств говорят о приемлемом уровне финансового риска, важно обеспечивать дальнейший превентивный контроль финансовых рисков, что обеспечит стабильное положение в долгосрочной перспективе. АО «МХК Еврохим» характеризуется низким риском потери устойчивости в течение ближайшего года. Несмотря на это, важно проводить системную политику управления денежными потоками, в том числе использовать планирование их поступления и выбытия, составляя платежный календарь. Это позволит минимизировать риск потери ликвидности. Следовательно, предприятию необходимо внедрять комплексную политику контроллинга с увязкой с бюджетированием и управлением персоналом.
Для повышения эффективности функционирования предприятия необходимо обосновать особенности внедрения комплексной системы контроллинга, которая позволит повысить эффективность ежедневной деятельности предприятия. Соответствующий устав мероприятия представлен ниже (таблица далее).
Таблица 8
Устав проекта внедрения системы контроллинга
1. |
Название |
Внедрение комплексной системы контроллинга и информационной поддержки управленческого процесса на АО «МХК Еврохим» |
2. |
Цель |
За 6 месяцев разработать и внедрить в деятельность предприятия механизм контроллинга с интеграцией необходимого программного обеспечения и организацией бухгалтерии с учетом потребностей контроллинга, что позволит усовершенствовать процессы планирования, управленческого учета, управления на предприятии. |
3. |
Потребитель |
Все функциональные подразделения АО «МХК Еврохим». |
4. |
Запросы потребителя |
Сокращение времени, необходимого руководству для принятия обоснованных тактических и стратегических решений о доходах затратах, повышение конкурентоспособности предприятия, сокращение товарно-материальных запасов на предприятии, повышения качества принимаемых решений, снижение уровня транзакционных издержек, снижение объема дебиторской задолженности на предприятии, упрощение взаимодействия подразделений. |
5. |
Требования потребителя |
Обоснованная и эффективная система управленческого учета, отчетности, обоснованная и эффективная система контрольных показателей, формирование единого центра, обеспечение высокого качества коммуникации между подразделениями. |
6. |
Результат проекта |
Внедренная и протестированная информационная система контроллинга АО «МХК Еврохим», которая охватывает процедуры планирования, исполнения и контроля деятельности функциональных подразделений предприятия. |
7. |
Фазы реализации |
1. Формирование инструментальной базы контроллинга 2. Построение системы мониторинга показателей, включаемых в контроллинг. 3. Организация управленческого учета и контроллинга. 4. Тестирование результатов. |
8. |
Проектная команда |
Проектный менеджер |
Заместитель главного бухгалтера |
||
Главный бухгалтер |
||
Руководитель отдела кадров |
||
Директор |
||
9. |
Сроки и бюджет проекта |
693 700 руб., 6 месяцев |
[составлено автором]
На рисунке далее представлена предлагаемая новая структура отдела бухгалтерии и контроллинга. Необходимо нанять еще одного специалиста для работы нового отдела. Возглавлять работу службы бухгалтерии и контроллинга будет главный бухгалтер. Ему будут подчиняться два специалиста: специалист текущего мониторинга и специалист планирования и бюджетирования.
В качестве первого специалиста будет работать заместитель главного бухгалтера, который уже сейчас выполняет часть функций по этому направлению. Суть работы специалиста текущего мониторинга заключается в том, что он отвечает за управленческий учет и мониторинг таких направлений как соблюдение текущей ликвидности, соблюдение платежеспособности, других показателей, разработанных для целей оперативного управления предприятием, законность ведения операций, все аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в то время как специалист планирования и бюджетирования принимает на себя некоторые функции стратегического анализа и обеспечивает бюджетирование финансовых потоков для максимально эффективной работы компании. Этот специалист будет учитывать все управленческие решения руководителей, отображать их в среднесрочных, краткосрочных и текущих бюджетах компании. А служба текущего мониторинга будет контролировать их выполнение. Это разгрузит время управленцев и позволит заняться стратегическим управлением и работой над увеличением объема сбыта АО «МХК Еврохим».
Главный бухгалтер
Специалист текущего мониторинга
Специалист планирования и бюджетирования
Рисунок 2 - Структура службы бухгалтерии и контроллинга[составлено автором]
Как показано на рисунке далее, управленческая информация будет двигаться следующим образом. Первичные документы будут формироваться производственными подразделениями, менеджером по работе с клиентами, прочими структурными подразделениями, а систематизация полученной информации будет происходить в службе бухгалтерии и контроллинга. Тогда информация будет предоставляться как директору, так и прочим управленцам компании.
Рисунок 3 -Движение финансовой информации на предприятии при предлагаемой системе контроллинга[составлено автором]
Директор
Специалист по кадрам
Про-чие
Служба бухгалтерии и контроллинга
Клиент-менеджер
Производственные подразделения
Для внедрения комплексной системы управленческого учета предлагаем закрепить соответствующие изменения в нормативно-правовом документе организации «О системе контроллинга».
К функциональным обязанностям специалиста-контролера относятся (кроме типичных функций бухгалтерии):
- осуществлять финансовое планирование, обеспечивать оптимальное соотношение собственных и заемных финансовых средств;
- планировать и оптимизировать налоговые выплаты;
- планировать рост стоимости предприятия;
- анализировать финансовую отчетность;
- разрабатывать систему отчетности, методы анализа отчетности;
- разрабатывать систему раннего предупреждения, анализировать отклонения;
- контролировать соответствие фактических показателей плановым;
- разрабатывать систему своевременного обеспечения информацией о финансовом состоянии и перспективах подразделений предприятия.
Для эффективного выполнения должностных обязанностей контролер имеет право:
- получать информацию от владельцев, руководства, бухгалтерии и других подразделений компании;
- организовывать собственные исследования для получения дополнительных информационных данных;
- взаимодействовать с внешними по отношению к компании, субъектами: государственными органами, научно-исследовательскими учреждениями, учебными заведениями и предприятиями, учреждениями, организациями;
- предоставлять прогнозы состояния и тенденций изменения факторов внешней и внутренней среды владельцам и менеджерам всех уровней;
- согласовывать систему целей и планов компании;
- оценивать соответствие целей и задач подразделений компании стратегическим целям и миссии компании в целом;
- контролировать эффективность работы системы информационного обеспечения финансового менеджмента и предоставлять предложения по совершенствованию ее функционирования или применения новейших информационных технологий (например, использование более передового программного обеспечения для осуществления бухгалтерского или управленческого учета);
- предоставлять рекомендации владельцам бизнес-процессов и руководителям по улучшению хозяйственной деятельности компании;
- предоставлять предложения и рекомендации владельцам и руководству субъекта бизнеса по применению инновационных подходов к управлению связями с покупателями в целом, отдельными бизнес-процессами и подразделениями;
- другие права, необходимые для эффективного выполнения возложенных на службу бухгалтерии и контроллинга компании целей и задач.
В свою очередь служба бухгалтерии и контроллинга компании, кроме типичных функций бухгалтерии, несет ответственность за:
- правильность применения методов, методик, инструментов, позволяющих получить достоверную, своевременную и объективную информацию об эффективности финансовой деятельности компании и ее отдельных подразделений, а также управленческой деятельности на всех уровнях менеджмента;
- своевременность выполнения процедур контроллинговой деятельности в компании установленных положением о системе контроллинга и другими внутренними распорядительными документами;
- неразглашение информации о финансовой деятельности компании и управления ею, составляющей коммерческую тайну;
- выполнение предусмотренных должностными инструкциями прав и обязанностей контроллеров компании.
В таблице далее отображены основные направления расходов для внедрения комплексной системы управленческого учета и контроллинга. Как можно судить, существенная доля расходов приходится на заработную плату собственного персонала, который будет принимать участие в процессе внедрения предлагаемых изменений и дополнений. Также часть средств необходима для оплаты программного обеспечения, которое используется для управленческого учета. Кроме этого, существенные расходы направляются на заработную плату субподрядчиков, а именно - программистов, которые будут внедрять программное обеспечение, а также стороннего менеджера проекта, который будет ответственен за его реализацию. Эти расходы будут детализированы в дальнейшей работе.
Таблица 9
Бюджет внедрения системы контроллинга на предприятии
Статья расходов |
Сумма расходов, руб. |
Дополнительная оплата персонала, всего |
495 000 |
Заместитель бухгалтера (доплата) |
30 000 |
Главный бухгалтер (доплата) |
60 000 |
Кадровик (доплата) |
15 000 |
Наем специалиста по прогнозам |
390 000 |
Накладные расходы, всего |
3 350 |
Канцелярские расходы |
900 |
Транзакционные издержки |
1 850 |
Расходы на связь |
600 |
Заработная плата субподрядчиков, всего |
102 850 |
Менеджер проекта |
75 000 |
Интегратор ПО |
27 850 |
Расходы на покупку ПО, всего |
92 500 |
Лицензия ПО |
80 000 |
Кастомизация ПО |
12 500 |
Всего расходов |
693 700 |