Файл: Питание ребёнка. Основные правила рационального питания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

«Питание ребёнка. Основные правила рационального питания.»

по учебной дисциплине:

Анатомия и возрастная физиология.

Выполнил(а): Базарбаева Нуржахан.

Фамилия И.О.

Направление подготовки:

Педагогическое образование

Форма обучения: заочная

Оценка: ____________________________

____________________________ Подпись Фамилия И.О.

“____”________________20___ г.
Омск, 2022

Введение


 

Последние десятилетия характеризуются значительным возрастанием интереса к проблеме питания человека, и это неудивительно, т.к. правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. В то же время ответ на вопрос "Что же значит правильно питаться?" остается спорным.

 Существует много взглядов  (порой диаметрально противоположных) на питание: по Брэггу, по Шелтону, по Шаталовой; многие люди придерживаются вегетарианской ориентации питания, одни предпочитают сыроедение, другие - макробиотику, третьи являются сторонниками энергетического питания и т.д. Отдавая должное всему тому рациональному, что заложено в тех или иных взглядах на питание, следует отметить один общий для них недостаток: малое количество наблюдений и отсутствие строгой статистической обработки полученных данных.

В своей работе мы, изучив различные источники информации, сделаем выводы о правильном питании, и влиянии рационального питания на здоровье человека.

Кроме этого мы проведем статистический анализ количества детей и взрослых получающих горячее питание в нашей школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История питания на Руси.

 

У каждого народа (в силу географических условий жизни и особенностей исторического развития) в области питания сложились определенные традиции. По свидетельству историка М.И. Пыляева, еда русских людей в старину была крайне неприхотливая. Простой народ употреблял в пищу ржаной и ячменный хлеб, щи и ячменную кашу. Из овощей на столе чаще всего были лук, чеснок, капуста, редька и огурцы. Одним из самых любимых яств русских были рыбные, хотя рыба не была дешева и по цене превосходила мясо домашних животных и птиц. Также русские любили грибы. В постные дни, например, их обед мог состоять из одних грибных блюд (суп грибной, грибы в тесте, грибы холодные с хреном и т.д.). Кроме грибов, в меню чаще всего входили горохи и кисели (первые были мятые, битые или цеженые; вторые — ягодные, овсяные или гороховые с патокой и миндальным молоком). Чай пили с изюмом и медом.


Научный анализ показывает, что традиционный пищевой рацион русских людей в валеологическом отношении был составлен примерно правильно: пища наших предков была богата пищевыми волокнами (клетчаткой), витаминами, минеральными веществами, сложными углеводами и в минимальном количестве содержала в себе простые сахара (рафинированный сахар вплоть до ХХ в. оставался для русских людей малодоступной роскошью).

Но в конце XIX — начале XX в. в питании русских людей (под влиянием европейцев) произошли существенные изменения, к которым они (как и сами европейцы) оказались не подготовленными: рацион питания все более стал основываться на пище животного происхождения, обедненной пищевыми волокнами — мясе, птице; а злаки (основа основ питания русских людей) на стол стали попадать в основном в виде выпечки из рафинированной муки, лишенной в значительной степени клетчатки и витаминов; пища превратилась в продукт промышленного производства и стала содержать всевозможные химические, искусственные добавки. Непродуманные изменения в питании, как считают современные ученые, стали одной из причин возникновения так называемых болезней цивилизации (гипертонии, атеросклероза, сахарного диабета, ожирения). Нарушения в питании привели также к существенному ослаблению противораковой защиты организма человека. Об этом свидетельствует большая частота онкологических заболеваний в странах (в том числе — в России), где люди употребляют в пищу преимущественно продукты животного происхождения и очищенные зерновые продукты.

Но состояние здоровья человека зависит не только от того, что он употребляет в пищу, но и от того, как он это делает. В этой связи следует отметить, что основные рекомендации по правильному питанию сформулированы еще в древности: «... питайтесь плодами, зерном, полевыми травами, молоком животных и пчелиным медом, вся остальная пища ведет к ...болезни и смерти; никогда не ешьте досыта, принимайте пищу только тогда, когда солнце достигнет зенита, а во второй раз — после заката; не потребляйте нечистой пищи, привезенной из дальних стран; особенно хорошо прожевывайте свою пищу до того, как она не станет жидкой; ешьте медленно; не ешьте, когда ваш дух раздражен; на седьмой день не принимайте пищи... и пусть не доставляют вам радости никакие возлияния и курения...».

Данные рекомендации остаются актуальными и по сей день. Но большинство людей их мало придерживается. Почему? Главная причина состоит в том, что у них с детства не формируется обоснованный подход к пищевому поведению. В питании они (сначала взрослые, а потом и их дети) чаще всего руководствуются либо вкусовыми ощущениями (желанием вкусно поесть), либо экономическими соображениями (поесть дешево или, наоборот, изысканно и дорого), либо социальными привычками (посидеть в компании и отпраздновать какое-то событие), либо утилитарным подходом (побыстрее наполнить свой желудок «калориями»). В значительной мере формированию таких подходов к пищевому поведению способствует и то, что значительная часть продуктов питания сегодня производится промышленным способом — на основе экономических принципов.



Сложившееся положение усугубляется тем, что в вопросах питания остается еще много неясного, а подчас и противоречивого. До сих пор нет единства в понимании  сущности питания среди ученых. Соответственно, нет и единой (научно обоснованной) теории питания. Поэтому не удивительно, что книжный рынок постоянно наполняется литературой, в которой описывается множество так называемых «нетрадиционных подходов» к питанию, чаще всего находящихся в противоречии с человеческой природой. Понятно, что в такой ситуации проблема «здорового» питания только обостряется. Ясно и другое: полноценное решение данной проблемы возможно, прежде всего, в условиях семьи. Таким образом, обязанность родителей состоит в том, чтобы правильно организовать питание в семье и научить этому своих детей.

Но прежде чем охарактеризовать основные теории питания, необходимо углубиться в вопросы анатомии и физиологии человека, связанные с пищеварением.

 

 

 

 

 

 

 
1.Строение пищеварительной системы человека.

 

Пищеварительная система человека – это совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез.

Пищеварение, процесс, в ходе которого поглощенная пища переводится в форму, пригодную для использования организмом. В результате физических процессов и разнообразных химических реакций, протекающих под действием пищеварительных соков, питательные вещества, т.е. углеводы, белки и жиры, изменяются таким образом, что организм может их всасывать и использовать в обмене веществ. Пищеварение происходит в процессе перемещения пищи по органам, составляющим пищеварительный тракт. Процесс пищеварения обеспечивают также вспомогательные органы: слюнные железы, поджелудочная железа, печень и желчный пузырь (см. табл. в приложении)

Основные компоненты нормального рациона питания представлены главным образом тремя классами химических соединений: углеводами (в том числе сахарами), белками и жирами (липидами).

Белки - сложные азотсодержащие биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты. Являясь незаменимым компонентом пищевого рациона человека, белки выполняют ряд жизненно важных функций:

1. Пластическая. Белки составляют 15-20% сырой массы различных тканей (липиды и углеводы - лишь 1-5%) и являются основным строительным материалом клетки, ее opгaноидов и межклеточного вещества.

2. Каталитическая. Белки являются основным компонентом всех известных в настоящее время ферментов - катализаторов и регуляторов обменных процессов в организме.


 3. Гормональная. Большая часть гормонов человеческого организма (гормоны гипофиза, надпочечников, тиреоидный, инсулин и др.)имеет белковую природу.

4. Функция специфичности (защитная). Белки обеспечивают тканевую индивидуальную и видовую специфичность, лежащую в основе проявлений иммунитета и аллергии.

5. Транспортная. Белки принимают участие в транспорте кислорода кровью (гемоглобин), липидов, углеводов, некоторых витаминов, гормонов и лекарственных веществ.

 6. Энергетическая. Хотя основной функцией пищевых белков является обеспечение организма пластическим материалом, часть их, окисляясь в организме, участвует в снабжении его энергией.

При расщеплении белков в пищеварительном тракте человека образуется 20 различных аминокислот, 8 из которых (для детей до 1-го года жизни - 9) не синтезируются в организме, т.е. являются незаменимыми. Остальные 11 аминокислот могут претерпевать в организме взаимопревращения и не относятся к незаменимым. Незаменимые аминокислоты преимущественно содержатся в белках животного происхождения, растительные белки относительно бедны такими аминокислотами.

Суточная потребность "человека в белках, по данным различных авторов, весьма различна: от 0,8 г/кг массы тела (Канада) до 1,7 г/кг массы тела (Болгария) для мужчин в возрасте от 18 до 40 лет, не занятых тяжелым физическим трудом и проживающих в районах с умеренным климатом. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения общая суточная потребность организма человека в белке определена в 29 г, независимо от возраста. У нас в стране потребность в белке считается равной 1,2 г/кг массы тела. Что же касается белкового рациона детей и подростков, то их потребность в белке значительно больше, чем у взрослых. Так, например, ребенок 1-го года жизни нуждается в 4-5 г белка на 1 кг массы тела в сутки. Для детей школьного возраста рекомендуется (в целом, без пересчета на единицу массы тела) следующее количество белков: младший школьный возраст - 80-90 г, средний- 90-100 г и старший - 100-110 г в сутки с преимущественным содержанием животных белков.

Говоря о белковом рационе, следует помнить, что избыток белков небезразличен для организма. Чрезмерное их потребление может привести к перенапряжению работы пищеварительного аппарата, к образованию в желудочно-кишечном тракте продуктов гниения и неполного расщепления белков, вызывающих интоксикацию организма. Кроме того, большое количество пищевых белков значительно увеличивает нагрузку на почки, что может привести к их функциональному истощению.


Жиры - вещества, состоящие из глицерина и жирных кислот, - также являются незаменимыми компонентами пищевого рациона человека. К жизненно важным функциям жиров относятся:

 1. Энергетическая - по обеспечению организма энергией жиры занимают второе место после углеводов, однако эта энергия по сути является депонированной, запасной. Жир, поступающий с пищей, а также синтезированный организмом из углеводов, депонируется в жировой ткани и при необходимости может быть мобилизован для энергетических и пластических потребностей.

2. Строительная — все клеточные мембраны представляют собой белково-жировые комплексы.

 3. Защитная - подкожная жировая клетчатка обеспечивает оптимальную деятельность системы терморегуляции. Кроме того, жировая ткань, выстилающая все внутренние органы, в определенной степени защищает их от сотрясений.

4. Витаминообменная - без жиров невозможно усвоение ряда витаминов.

Суточная потребность взрослого здорового человека в жире равна 1-1,5 г/кг массы тела; согласно концепции сбалансированного питания примерно 1/3 этого количества должна быть представлена жирами растительного происхождения. Широко применяемая в  последние годы очистка растительных масел (их рафинирование), по мнению многих исследователей, снижает их пищевую ценность.

 Для детей школьного возраста суточная потребность в жирах примерно такая же, как и в белках: для младшего школьного возраста - 80-90 г, среднего - 90-100 г, старшего - 100-110 г. В пожилом возрасте количество жиров рекомендуют уменьшить до 0,7-0,8 г/кг массы тела.

Важным компонентом пищевого рациона человека являются и углеводы - органические соединения, имеющие в своем составе альдегидную, или кетонную, и спиртовую группы. Различают простые (моносахариды) и сложные (олиго- и полисахариды) углеводы. К числу наиболее важных для человека моносахаридов относятся глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза и др. Из олигосахаридов для человека в первую очередь необходимы дисахариды: сахароза, мальтоза и лактоза, из полисахаридов — крахмал и гликоген (перевариваемые), целлюлоза и пектиновые вещества (неперевариваемые).

 Моно- и дисахариды обладают сладким вкусом, поэтому их называют также сахарами; полисахариды сладким вкусом не обладают. Биологическая роль углеводов чрезвычайно высока. Структурной единицей (мономером), из которой построены все важнейшие полисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза), является глюкоза; она входит также и в состав важнейших, для человека дисахаридов. Глюкоза быстро всасывается в желудочно-кишечном тракте и поступает в кровь, а затем в клетки различных органов и тканей, где вовлекается в процессы биологического окисления, сопряженного с образованием аденозинтрифосфата (АТФ), энергия которого используется организмом для реализации различных физиологических функций.