Файл: Признаки падежных форм имен существительных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Конспект урока по русскому языку
Класс: 4 «Б»
Тема: «
Признаки падежных форм имен существительных»

Выполнила: студентка 3 курса группы «АС»

_______ Страшева А.Р.
Проверил: учитель начальных классов СОШ №30
________Решетникова В.И
Преподаватель русского языка АСПК
_________ Руднева Л.М
Оценка за урок____________
Астрахань, 2019

УМК: «Школа России»

Учебник, автор: Учебник «Русский язык», 4 кл. ч.I Канакина В.П., Горецкий В.Г, c.82-83

Класс: 4 «Б»

Тема: «Признаки падежных форм имен существительных»

Тип урока: Урок систематизации знаний

Форма урока: фронтальная, индивидуальная

Цель урока: совершенствовать умение распознавать падежи имён существительных по вопросам, предлогам, роли в предложении; умения склонять имена существительные.

Планируемые результаты:

Предметные:

-Вспомнят признаки падежных форм имен существительных; как изменяются имена существительные по падежам; как определить падеж имени существительного в предложении по алгоритму; научатся называть признаки падежных форм имен существительных;

Личностные:

- Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; делать осознанный выбор на основе адекватной оценки собственной деятельности.

-Метапредметные:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать, анализировать и делать выводы.
Регулятивные:
самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные:
принимать участие в коллективной работе, слушать и понимать других, высказывать свое мнение с обоснованием, отвечая на вопросы.


Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент

Здравствуйте, ребята!

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Меня зовут Алия Романовна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.

Проверьте свою готовность. Сегодня нам понадобится учебник по русскому языку, тетрадь, ручка. Сели правильно, начинаем.

Приветствуют учителя

Регулятивные УУД:организовать свое рабочее место под руководством учителя.

Личностные УУД:правильная посадка за партой.

Минутка чистописания




Сам не научишься- никто не научит.

--Для начала давайте откроем тетради и запишем число и классная работа.

- Начнем урок с минутки чистописания. Обратите внимание на слайд. Перед вами две строчки.

- Что вы видите на 1 строке?


-какое соединение в первом сочетании букв?
-Напишите в своей тетради данные сочетания, чередуя до конца строки.

-Что вы видите на 2 строке?

-Запишите слова на следующей строке, чередуя до конца строки.

-Посмотрите на 3 строку, что вы видите?

- Прочитайте пословицу.
-Как вы ее понимаете? Объясните смысл

-Да, ребята, чтобы что-то изучить мы должны прилагать усилия.

-Запишите эту пословицу в тетрадь .

-Обратите внимание на знак препинания в предложении. Какой это знак? Где стоит?


- сочетание слога уч с прямой с верхней петлей ( как у буквы «в») и нижней петлей ( как у буквы «у»); буквосочетание ьс

-верхнее, между элементом и буквой «у» а в буквосочетание «ьс» верхнее

- слова учить и учишься


- пословицу
Сам не научишься- никто не научит

-Если мы не будем сами стараться, сами изучать, сами интересоваться, получать новые знания, то никому не удастся нас научить.

-Тире, в середине предложения после слова научишься

Личностные УУД:самоконтроль во время урока.

Регулятивные:

умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку.
Познавательные:

развивать каллиграфические навыки,; умение ориентироваться в тетради, анализ объектов с целью выделения признаков; понимать смысл поговорок.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли.

Словарная работа

Словарь:


-Хорошо, напишите с красный строки Словарь и поставьте двоеточие.

-Сейчас послушайте меня внимательно. Я вам буду читать загадки, а вы должны их отгадать и ответы записать в наш словарик.

- Нужно здесь купить билет

И объедешь целый свет.

Коль багаж на целый пуд,

Ждет носильщик, тут как тут.

И повсюду - слева, справа

Пассажирские составы.

- Что это?

(Если дети не комментируют:

-Запишите слово на доске, поставьте ударение.

- какой слог ударный?

-Подчеркните опасное место, где можно сделать ошибку.)

- Взгляните на изображение, что вы видите?

- Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор

На машине мчит….

- Запиши на доске, поставь ударение и подчеркни орфограмму.
- Кто знает, что это такое?

- Что такое комбайн?

-Это сельскохозяйственная машина, которая выполняет различные операции.

-А как называют человека, который работает на комбайне?
-Говорит Лиса Матрена:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

«Ты лиса, не жалуйся,

А скажи: ……

Мы не учимсягуляем.

Осенью, зимой, весной

Есть они у нас с тобой.

Да и летом, не скрываю,

Я от школы отдыхаю.

Период вас назвать прошу,

Когда я в школу не хожу.
- Ребята, что можно сказать о данных словах? Есть ли между ними какая-нибудь связь? (к какой части речи относятся)

Где оформление словарной работы?

Словарь: вокза`л, корабль, шофер, комбайнер, пожалуйста, каникулы.



-Вокзал

-место, где люди уезжают и приезжают ; здание, в котором обслуживают пассажиров

- второй слог ударный, подчеркиваем букву о в 1 слоге и глухую парную согласную букву к
-корабль

- второй слог ударный,

подчеркиваем букву о в 1 слоге.

-шофер

-ударный слог второй , подчеркиваем букву о в первом слоге
-комбайн

-машина, которая выполняет несколько действий

омбайне`р

-ударный 3слог, подчеркиваем букву о в 1 слоге и а во 2

-пожалуйста

- Ударный 2 слог, Подчеркиваем букву о в первом слоге, й в 3 слоге, а на конце

-каникулы

- ударный 2 слог

-Подчеркиваем букву а в первом слоге

-Все слова относятся к имени существительному

Коммуникативные:формирование умениявести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.
Познавательные: умение делить слова на слоги; ставить ударение; находить орфограммы.
Личностные: контроль поведения на учебном занятии.



Актуализация знаний

Формулировка темы и цели урока

-Что такое имя существительное?

-Давайте вспомним, что вы знаете о существительных.

Посмотрите на слайд. Вставьте пропущенные слова.

В русском языке … падежей. 

Изменение слова по падежам называется …

При склонении в слове изменяется обычно только …

В русском языке … типа склонения. Какие?

-Какие существительные относятся к 1 типу склонения? Ко 2? К 3?

-Молодцы, выполним с вами задание.

-Посмотрите на словосочетания.

Замечать перемены. Предлагать другу.

Свет солнца.

Любить книгу.

Мечтать о путешествии. Ожидать с товарищем. Шелестеть листьями.

Тень от дерева.

Катались на санках.

Прилетел к машине.

-На какие группы можно разделить эти существительные?

-Распределите слова по падежам

Устно читаем словосочетания и распределяем по падежам

Р.п

Д.п

В.п.

Т.п

П.п


















-Как вы определили падеж существительных?

Что вам помогло?

- Что имеет каждый падеж?

-Верно, а почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один?
-Молодцы, а посмотрите все ли падежи в таблице, которую вы заполнили? А какого не хватает?

-Как называется форма именительного падежа?

-А как называются остальные падежи?
-Так о чем мы сегодня с вами продолжим говорить?

-Прочитайте тему урока на странице 82

-Тема нашего урока: Признаки падежных форм имен существительных

-Какую цель мы перед собой поставим?
-Верно, мы сегодня на уроке мы с вами вспомним признаки падежных форм имен существительных и будем учиться распознавать признаки падежных форм имен существительных.

-это слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?

-6

-склонением

-окончание
-3

-1,2 и3

-существительные ж.р и м.р. с окончаниями а,я

Сущ 2 склонения м.р с нулевым окончанием, с.р с окончанием о и е и 3 склонение сущ ж.р. с мягким знаком на конце

-По падежам


Р.п

Д.п

В.п.

Т.п

П.п

солнца, от дерева

Другу , к машине

Перемены, книгу

С товарищем, листьями

О путешествии, на санках

-

Задавали вопросы

-название свое, вопросы, вспомогательные слова, предлоги и выполняют свою роль в предложении и в словосочетании

-Один вопрос для живого(одушевленного) имя существительного, а второй для неживого (неодушевленного)
-нет, именительного


-начальная форма имени существительного

-косвенными падежами

-о падежах
-Признаки падежных форм имен существительных

- научится определять признаки падежных форм имен существительных

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками

Познавательные УУД: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков, осуществляют анализ учебного материала

Регулятивные УУД :

умение самостоятельно извлекать нужную информацию, выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме.

Личностные :

проявляют интерес к предмету;


Регулятивные

принимают и сохраняют учебную задачу;
Коммуникативные:умение отвечать на вопросы учителя; формулировать свою речь ; высказывать свое мнение;


Наблюдение над языковым материалом.

Работа по учебнику.

Работа с таблицей «Признаки падежных форм имен существительных».


-Сейчас откройте учебник на странице 82 . Посмотрите перед вами таблица «Признаки падежных форм имен существительных»

-Сколько падежей в русском языке? Перечислите их.

-Падеж я самый главный,

Служу я вам исправно.

Кто действует? Кто главный?

Кто главный, тот герой!

Всегда я подлежащее,

К успеху приводящее.

Но только как зовут меня,

Не помню я порой.

Напомните название –

И подружусь я с вами.

-О каком падеже говорится в стихотворении? Расскажите о его признаках по таблице. (на какие вопросы отвечает? С предлогами употребляется? Роль в предложении?
-Кого же нет?

Я очень беспокоюсь.

Чего же нет?

Отправлюсь я на поиск.

Прошу, друзья, скорее помогите

И как зовут меня, скажите!

-Назовите признаки Р.п.

-Я – щедрый, удивительный

И самый расточительный!

Я всех всегда благодарю

И всем дарю, дарю, дарю!

Собаке – кость!

А стенке – гвоздь!

А Васе, Маше, Леше, Пете

Дарю по сказочной конфете!

Скорее помогите

И как зовут, скажите!

-Назовите признаки Д.п.


-Я обвиню погоду – не вовремя с дождями;

Я обвиняю горы – не сорят пусть камнями.

Кого винить, мне видно сразу

Пусть каждый здесь запомнит эту фразу.

Ведь я важней министра!

Все это знают тут!

А ну скорей скажите,

Как меня зовут?

-назовите признаки В.п.

-Важно не путать винительный падеж с именительным.

В предложении существительное в винительном падеже обычно бывает дополнением.

Сравните два предложения.

Максим надул (кого?что?)шарик (В. п.).

(кто?что?)Шарик (И. п.) улетел от Максима.

- Я – умелец и творец,

Художник, композитор и певец!

Один волнует лишь меня момент:

Чем мне творить?

Скорее дайте инструмент!

Чем мне творить?

Смычком, резцом, умением…

Чем мне довольным быть?

Хорошим настроением!

Но не весел нынче я –

Имя позабыл, друзья!

-Хорошо, и у нас остался предложный падеж. Расскажите о его признаках.

Ребята, имена существительные

в предложном падеже всегда употребляются

с предлогом. 

- Обратите внимание на выделенные предлоги- они употребляются только с одним падежом.

Проговариваю предлоги, которые употребляются с одним только падежом.

-В чем сходство признаков падежных форм?

-назовите различия.


-Чем отличается роль в предложении именительного падежа в предложении от остальных падежей?
-Хорошо, что нужно, чтобы определить падеж имен существительных.


- 6 падежей, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный


-Об именительном.

Отвечает на вопросы «кто?», «что?». Предлогов не имеет. Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим. 

-Родительный падеж. Отвечает на вопросы «кого?», «чего?», «где?», «куда?», «откуда?». С родительным падежом употребляются предлоги «у», «от», «до», «из», «с», «без», «около», «вокруг», «для», «возле», «после», «между». Является второстепенным членом.

-Дательный падеж. Отвечает на вопросы «кому?»,

«чему?», «где», «куда?». Употребляются с предлогами «к» и «по». Является второстепенным членом.


-Винительный падеж. Отвечает на вопросы «кого?», «что?», «куда?»
С винительным падежом употребляются предлоги «через, «про»,«в» «во», «на», «за»,»под», «сквозь», «по». Является второстепенным членом.

-Творительный. Отвечает на вопросы «кем?», «чем?», «где?», «куда?». Употребляются с предлогами «над», «за», «под», «перед», «с», «со», «между». И являются второстепенными членами.
- Отвечает на вопросы

«о ком?», «о чем?», «где?». Употребляются с предлогами «о», «об», «на», «в», «при». Являются второстепенным членом предложения.

-некоторые сущ. в падежной форме употребляются с одинаковыми предлогами, все существительные, кроме именительного называются косвенными падежами.

-сущ. в разных падежах отвечают на разные вопросы, употребляются с разными предлогами (кроме некоторых случаев)

-сущ. в именительном падеже- является подлежащим, а в остальных падежах - второстепенными членами предложений.

-Нужно:

1) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;

2) по падежному вопросу и предлогу определить падеж.

Коммуникативные УУД:умеют слушать, слышать и понимать партнёра; планируют учебное сотрудничество, как с учителем, так и со сверстниками.
Познавательные: воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию;

Регулятивные

выделение и осознание учащимися того, что уже освоено;

Личностные: самоконтроль действий во время упражнений
Личностные УУД:осуществлять самоконтроль на уроке

Регулятивные

умение работать самостоятельно, анализировать и корректировать свою деятельность;



Физкультминутка


Видео

Повторяют движения

Личностные: развивать умение применять в жизненных ситуациях способы снятия напряжения.

Работа с учебником

Упражнение 139

Упражнение 140

-Прочитайте задание.
-Читаем по одному предложению и называем отгадку. Отгадки под упражнением даны.

-Хорошо, теперь мы выпишем словосочетания со словом земля и определим падеж. Первое предложение выписываем полностью. Какое оно? Простое или сложное? Почему?

-Находим главные члены в каждом простом предложении.
-В каком падеже стоят существительные, которые являются подлежащими? Подпишите над существительным падеж.

- Читаем второе предложение. Найдите слово, от которого ставится вопрос к слову землю?

Задайте вопрос, какой падеж? подчеркните предлог и подпишите падеж над словом землю.

Провожу аналогичную работу с остальными словами


-Хорошо, молодцы.
Прочитайте упражнение 140

-О чем текст?

-Почему улетели птицы?

-Какие птицы улетели?

-А почему птица деряба осталась?

-Что нужно сделать с текстом?
-Записываем первое предложение. Ученик у доски

-Как ты определил, что пишем букву е?

Определяем падеж имен сущ. Подчеркиваем предлог и подписываем падеж

-Подлежащие ласточки, скворцы и зяблики какими являются членами предложения?
-Записываем второе предложение, комментируем вставленные буквы

-Хорошо, определяем падеж.


-Записываем 3 предложение.
Следующее предложение.



-Хорошо, молодцы, ребята.

- Как же определить падеж имен существительных?
- Что для этого надо знать?

-Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки.

1-гром, 2- дождь, 3-лен, 4 –картофель, 5-земляника, 6- свекла.

-Сложное, потому что две грамматические основы

-Конь бежит, земля дрожит.

-конь –подлежащее, бежит-сказуемое. Земля-подлежащее, дрожит- сказуемое.

-в именительном

Увяз в землю
-увяз (во что?) в землю(В.п.)


-вырастаю (из чего?) из земли(Р.п)

-свила (под чем?) под землей (Т.п.)

-близко (к чему?) к земле (Д.п.)

-горит в (в чем?) в земле (п.п)

Читают текст упр.140

-О том, что с наступлением осени все птицы улетели, но птица деряба остается верной своему лесу и остается на зиму.

-ласточки, скворцы, зяблики

-она стойко переносит зимние морозы и метели

-Списать, вставить пропущенные буквы. Определить падеж имени существительных.
-Улетели, пишем букву е

Подобрал проверочное слово летчик, полет

Скворец, проверочное слово скворушка

-улетели (куда? На что?) на юг (В.п), улетели (кто?) ласточки, скворцы, зяблики (Им.п.)

-однородными членами предложения

-одиноко, проверочное слово- один, сидит- сидя, на березовой- береза это словарное слово пишем букву е, у дороги- это словарное слово пишем букву о, большая –больше.

-сидит (на чем?) на ветке( П.п.), сидит (где?у чего? ) у дороги(Р.п), сидит (кто?) птица( Им.п)

Здесь нет пропущенных букв. Это (кто?) деряба(Им.П.)

олчаливая- молча,
Родному- Родина

Осталась(кто?) птица (Им.п), верной (чему?) лесу(Д.п)

-вместе- это словарное слово, морозы- тоже словарное слово, леденящие- лед, метели- словарное слово.

Вместе (с чем?) с лесом (Т.п), переносит (кто?) она (Им.п), переносит (что?) морозы( В.п.), переносит (что?) метели (В.п).

-найти слово, от которого зависит имя существительное и от этого слова задать вопрос

-для этого нужно знать падежные вопросы, тогда по вопросу можем определить падеж

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя, умение слушать и вступать в диалог;
Познавательные: умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге;
Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже освоено;

Познавательные:

умение строить речевое высказывание;

Регулятивные:

умение работать самостоятельно, анализировать и корректировать свою деятельность;

Познавательные: умение обосновывать свой выбор;


Обобщающая беседа.

Итог урока.

Рефлексия

-Итак, подведем итоги урока

-Что мы сегодня с вами вспоминали?

-Сколько же падежей в русском языке? Перечислите их

-Какой падеж является в предложениях подлежащим?

-Как определить падеж имен существительных?


-Достигли мы с вами цели, которую ставили на уроке? Докажите.

-Какое задание было для вас трудным?

-А какое самое интересное?

-Закончите предложения:

Я узнал..

Я запомнил..

Я научился…

Я повторил…

Я затрудняюсь…

Могу похвалить своих одноклассников за…

-Спасибо за урок. Урок закончен, до свидания.


-признаки падежных форм имен существительных

- 6, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный

-именительный

-1) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;

2) по падежному вопросу и предлогу определить падеж.

-да, мы работали с таблицей, выполнили упражнения

Ответы детей

Регулятивные УУД:

Анализ проделанной работы на уроке ;

Коммуникативные УУД:Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке