ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Конспект урока по русскому языку
Класс: 4 «Б»
Тема: «Признаки падежных форм имен существительных»
Выполнила: студентка 3 курса группы «АС»
_______ Страшева А.Р.
Проверил: учитель начальных классов СОШ №30
________Решетникова В.И
Преподаватель русского языка АСПК
_________ Руднева Л.М
Оценка за урок____________
Астрахань, 2019
УМК: «Школа России»
Учебник, автор: Учебник «Русский язык», 4 кл. ч.I Канакина В.П., Горецкий В.Г, c.82-83
Класс: 4 «Б»
Тема: «Признаки падежных форм имен существительных»
Тип урока: Урок систематизации знаний
Форма урока: фронтальная, индивидуальная
Цель урока: совершенствовать умение распознавать падежи имён существительных по вопросам, предлогам, роли в предложении; умения склонять имена существительные.
Планируемые результаты:
Предметные:
-Вспомнят признаки падежных форм имен существительных; как изменяются имена существительные по падежам; как определить падеж имени существительного в предложении по алгоритму; научатся называть признаки падежных форм имен существительных;
Личностные:
- Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; делать осознанный выбор на основе адекватной оценки собственной деятельности.
-Метапредметные:
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать, анализировать и делать выводы.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные: принимать участие в коллективной работе, слушать и понимать других, высказывать свое мнение с обоснованием, отвечая на вопросы.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||
Орг.момент | Здравствуйте, ребята! Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! Меня зовут Алия Романовна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Проверьте свою готовность. Сегодня нам понадобится учебник по русскому языку, тетрадь, ручка. Сели правильно, начинаем. | Приветствуют учителя | Регулятивные УУД:организовать свое рабочее место под руководством учителя. Личностные УУД:правильная посадка за партой. | ||||||||||||||||||||
Минутка чистописания Сам не научишься- никто не научит. | --Для начала давайте откроем тетради и запишем число и классная работа. - Начнем урок с минутки чистописания. Обратите внимание на слайд. Перед вами две строчки. - Что вы видите на 1 строке? -какое соединение в первом сочетании букв? -Напишите в своей тетради данные сочетания, чередуя до конца строки. -Что вы видите на 2 строке? -Запишите слова на следующей строке, чередуя до конца строки. -Посмотрите на 3 строку, что вы видите? - Прочитайте пословицу. -Как вы ее понимаете? Объясните смысл -Да, ребята, чтобы что-то изучить мы должны прилагать усилия. -Запишите эту пословицу в тетрадь . -Обратите внимание на знак препинания в предложении. Какой это знак? Где стоит? | - сочетание слога уч с прямой с верхней петлей ( как у буквы «в») и нижней петлей ( как у буквы «у»); буквосочетание ьс -верхнее, между элементом и буквой «у» а в буквосочетание «ьс» верхнее - слова учить и учишься - пословицу Сам не научишься- никто не научит -Если мы не будем сами стараться, сами изучать, сами интересоваться, получать новые знания, то никому не удастся нас научить. -Тире, в середине предложения после слова научишься | Личностные УУД:самоконтроль во время урока. Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку. Познавательные: развивать каллиграфические навыки,; умение ориентироваться в тетради, анализ объектов с целью выделения признаков; понимать смысл поговорок. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли. | ||||||||||||||||||||
Словарная работа Словарь: | -Хорошо, напишите с красный строки Словарь и поставьте двоеточие. -Сейчас послушайте меня внимательно. Я вам буду читать загадки, а вы должны их отгадать и ответы записать в наш словарик. - Нужно здесь купить билет И объедешь целый свет. Коль багаж на целый пуд, Ждет носильщик, тут как тут. И повсюду - слева, справа Пассажирские составы. - Что это? (Если дети не комментируют: -Запишите слово на доске, поставьте ударение. - какой слог ударный? -Подчеркните опасное место, где можно сделать ошибку.) - Взгляните на изображение, что вы видите? - Правила движения Знает без сомнения. Вмиг заводит он мотор На машине мчит…. - Запиши на доске, поставь ударение и подчеркни орфограмму. - Кто знает, что это такое? - Что такое комбайн? -Это сельскохозяйственная машина, которая выполняет различные операции. -А как называют человека, который работает на комбайне? -Говорит Лиса Матрена: «Отдавай мне сыр, ворона! Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала!» «Ты лиса, не жалуйся, А скажи: …… Мы не учимся, гуляем. Осенью, зимой, весной Есть они у нас с тобой. Да и летом, не скрываю, Я от школы отдыхаю. Период вас назвать прошу, Когда я в школу не хожу. - Ребята, что можно сказать о данных словах? Есть ли между ними какая-нибудь связь? (к какой части речи относятся) Где оформление словарной работы? Словарь: вокза`л, корабль, шофер, комбайнер, пожалуйста, каникулы. | -Вокзал -место, где люди уезжают и приезжают ; здание, в котором обслуживают пассажиров - второй слог ударный, подчеркиваем букву о в 1 слоге и глухую парную согласную букву к -корабль - второй слог ударный, подчеркиваем букву о в 1 слоге. -шофер -ударный слог второй , подчеркиваем букву о в первом слоге -комбайн -машина, которая выполняет несколько действий -комбайне`р -ударный 3слог, подчеркиваем букву о в 1 слоге и а во 2 -пожалуйста - Ударный 2 слог, Подчеркиваем букву о в первом слоге, й в 3 слоге, а на конце -каникулы - ударный 2 слог -Подчеркиваем букву а в первом слоге -Все слова относятся к имени существительному | Коммуникативные:формирование умениявести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника. Регулятивные: умение организовывать свою деятельность. Познавательные: умение делить слова на слоги; ставить ударение; находить орфограммы. Личностные: контроль поведения на учебном занятии. | ||||||||||||||||||||
Актуализация знаний Формулировка темы и цели урока | -Что такое имя существительное? -Давайте вспомним, что вы знаете о существительных. Посмотрите на слайд. Вставьте пропущенные слова. В русском языке … падежей. Изменение слова по падежам называется … При склонении в слове изменяется обычно только … В русском языке … типа склонения. Какие? -Какие существительные относятся к 1 типу склонения? Ко 2? К 3? -Молодцы, выполним с вами задание. -Посмотрите на словосочетания. Замечать перемены. Предлагать другу. Свет солнца. Любить книгу. Мечтать о путешествии. Ожидать с товарищем. Шелестеть листьями. Тень от дерева. Катались на санках. Прилетел к машине. -На какие группы можно разделить эти существительные? -Распределите слова по падежам Устно читаем словосочетания и распределяем по падежам
-Как вы определили падеж существительных? Что вам помогло? - Что имеет каждый падеж? -Верно, а почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? -Молодцы, а посмотрите все ли падежи в таблице, которую вы заполнили? А какого не хватает? -Как называется форма именительного падежа? -А как называются остальные падежи? -Так о чем мы сегодня с вами продолжим говорить? -Прочитайте тему урока на странице 82 -Тема нашего урока: Признаки падежных форм имен существительных -Какую цель мы перед собой поставим? -Верно, мы сегодня на уроке мы с вами вспомним признаки падежных форм имен существительных и будем учиться распознавать признаки падежных форм имен существительных. | -это слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что? -6 -склонением -окончание -3 -1,2 и3 -существительные ж.р и м.р. с окончаниями а,я Сущ 2 склонения м.р с нулевым окончанием, с.р с окончанием о и е и 3 склонение сущ ж.р. с мягким знаком на конце -По падежам
- Задавали вопросы -название свое, вопросы, вспомогательные слова, предлоги и выполняют свою роль в предложении и в словосочетании -Один вопрос для живого(одушевленного) имя существительного, а второй для неживого (неодушевленного) -нет, именительного -начальная форма имени существительного -косвенными падежами -о падежах -Признаки падежных форм имен существительных - научится определять признаки падежных форм имен существительных | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками Познавательные УУД: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков, осуществляют анализ учебного материала Регулятивные УУД : умение самостоятельно извлекать нужную информацию, выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме. Личностные : проявляют интерес к предмету; Регулятивные принимают и сохраняют учебную задачу; Коммуникативные:умение отвечать на вопросы учителя; формулировать свою речь ; высказывать свое мнение; | ||||||||||||||||||||
Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику. Работа с таблицей «Признаки падежных форм имен существительных». | -Сейчас откройте учебник на странице 82 . Посмотрите перед вами таблица «Признаки падежных форм имен существительных» -Сколько падежей в русском языке? Перечислите их. -Падеж я самый главный, Служу я вам исправно. Кто действует? Кто главный? Кто главный, тот герой! Всегда я подлежащее, К успеху приводящее. Но только как зовут меня, Не помню я порой. Напомните название – И подружусь я с вами. -О каком падеже говорится в стихотворении? Расскажите о его признаках по таблице. (на какие вопросы отвечает? С предлогами употребляется? Роль в предложении? -Кого же нет? Я очень беспокоюсь. Чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите И как зовут меня, скажите! -Назовите признаки Р.п. -Я – щедрый, удивительный И самый расточительный! Я всех всегда благодарю И всем дарю, дарю, дарю! Собаке – кость! А стенке – гвоздь! А Васе, Маше, Леше, Пете Дарю по сказочной конфете! Скорее помогите И как зовут, скажите! -Назовите признаки Д.п. -Я обвиню погоду – не вовремя с дождями; Я обвиняю горы – не сорят пусть камнями. Кого винить, мне видно сразу Пусть каждый здесь запомнит эту фразу. Ведь я важней министра! Все это знают тут! А ну скорей скажите, Как меня зовут? -назовите признаки В.п. -Важно не путать винительный падеж с именительным. В предложении существительное в винительном падеже обычно бывает дополнением. Сравните два предложения. Максим надул (кого?что?)шарик (В. п.). (кто?что?)Шарик (И. п.) улетел от Максима. - Я – умелец и творец, Художник, композитор и певец! Один волнует лишь меня момент: Чем мне творить? Скорее дайте инструмент! Чем мне творить? Смычком, резцом, умением… Чем мне довольным быть? Хорошим настроением! Но не весел нынче я – Имя позабыл, друзья! -Хорошо, и у нас остался предложный падеж. Расскажите о его признаках. Ребята, имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогом. - Обратите внимание на выделенные предлоги- они употребляются только с одним падежом. Проговариваю предлоги, которые употребляются с одним только падежом. -В чем сходство признаков падежных форм? -назовите различия. -Чем отличается роль в предложении именительного падежа в предложении от остальных падежей? -Хорошо, что нужно, чтобы определить падеж имен существительных. | - 6 падежей, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный -Об именительном. Отвечает на вопросы «кто?», «что?». Предлогов не имеет. Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим. -Родительный падеж. Отвечает на вопросы «кого?», «чего?», «где?», «куда?», «откуда?». С родительным падежом употребляются предлоги «у», «от», «до», «из», «с», «без», «около», «вокруг», «для», «возле», «после», «между». Является второстепенным членом. -Дательный падеж. Отвечает на вопросы «кому?», «чему?», «где», «куда?». Употребляются с предлогами «к» и «по». Является второстепенным членом. -Винительный падеж. Отвечает на вопросы «кого?», «что?», «куда?» С винительным падежом употребляются предлоги «через, «про»,«в» «во», «на», «за»,»под», «сквозь», «по». Является второстепенным членом. -Творительный. Отвечает на вопросы «кем?», «чем?», «где?», «куда?». Употребляются с предлогами «над», «за», «под», «перед», «с», «со», «между». И являются второстепенными членами. - Отвечает на вопросы «о ком?», «о чем?», «где?». Употребляются с предлогами «о», «об», «на», «в», «при». Являются второстепенным членом предложения. -некоторые сущ. в падежной форме употребляются с одинаковыми предлогами, все существительные, кроме именительного называются косвенными падежами. -сущ. в разных падежах отвечают на разные вопросы, употребляются с разными предлогами (кроме некоторых случаев) -сущ. в именительном падеже- является подлежащим, а в остальных падежах - второстепенными членами предложений. -Нужно: 1) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос; 2) по падежному вопросу и предлогу определить падеж. | Коммуникативные УУД:умеют слушать, слышать и понимать партнёра; планируют учебное сотрудничество, как с учителем, так и со сверстниками. Познавательные: воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию; Регулятивные выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; Личностные: самоконтроль действий во время упражнений Личностные УУД:осуществлять самоконтроль на уроке Регулятивные умение работать самостоятельно, анализировать и корректировать свою деятельность; | ||||||||||||||||||||
Физкультминутка | Видео | Повторяют движения | Личностные: развивать умение применять в жизненных ситуациях способы снятия напряжения. | ||||||||||||||||||||
Работа с учебником Упражнение 139 Упражнение 140 | -Прочитайте задание. -Читаем по одному предложению и называем отгадку. Отгадки под упражнением даны. -Хорошо, теперь мы выпишем словосочетания со словом земля и определим падеж. Первое предложение выписываем полностью. Какое оно? Простое или сложное? Почему? -Находим главные члены в каждом простом предложении. -В каком падеже стоят существительные, которые являются подлежащими? Подпишите над существительным падеж. - Читаем второе предложение. Найдите слово, от которого ставится вопрос к слову землю? Задайте вопрос, какой падеж? подчеркните предлог и подпишите падеж над словом землю. Провожу аналогичную работу с остальными словами -Хорошо, молодцы. Прочитайте упражнение 140 -О чем текст? -Почему улетели птицы? -Какие птицы улетели? -А почему птица деряба осталась? -Что нужно сделать с текстом? -Записываем первое предложение. Ученик у доски -Как ты определил, что пишем букву е? Определяем падеж имен сущ. Подчеркиваем предлог и подписываем падеж -Подлежащие ласточки, скворцы и зяблики какими являются членами предложения? -Записываем второе предложение, комментируем вставленные буквы -Хорошо, определяем падеж. -Записываем 3 предложение. Следующее предложение. -Хорошо, молодцы, ребята. - Как же определить падеж имен существительных? - Что для этого надо знать? | -Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки. 1-гром, 2- дождь, 3-лен, 4 –картофель, 5-земляника, 6- свекла. -Сложное, потому что две грамматические основы -Конь бежит, земля дрожит. -конь –подлежащее, бежит-сказуемое. Земля-подлежащее, дрожит- сказуемое. -в именительном Увяз в землю -увяз (во что?) в землю(В.п.) -вырастаю (из чего?) из земли(Р.п) -свила (под чем?) под землей (Т.п.) -близко (к чему?) к земле (Д.п.) -горит в (в чем?) в земле (п.п) Читают текст упр.140 -О том, что с наступлением осени все птицы улетели, но птица деряба остается верной своему лесу и остается на зиму. -ласточки, скворцы, зяблики -она стойко переносит зимние морозы и метели -Списать, вставить пропущенные буквы. Определить падеж имени существительных. -Улетели, пишем букву е Подобрал проверочное слово летчик, полет Скворец, проверочное слово скворушка -улетели (куда? На что?) на юг (В.п), улетели (кто?) ласточки, скворцы, зяблики (Им.п.) -однородными членами предложения -одиноко, проверочное слово- один, сидит- сидя, на березовой- береза это словарное слово пишем букву е, у дороги- это словарное слово пишем букву о, большая –больше. -сидит (на чем?) на ветке( П.п.), сидит (где?у чего? ) у дороги(Р.п), сидит (кто?) птица( Им.п) Здесь нет пропущенных букв. Это (кто?) деряба(Им.П.) -Молчаливая- молча, Родному- Родина Осталась(кто?) птица (Им.п), верной (чему?) лесу(Д.п) -вместе- это словарное слово, морозы- тоже словарное слово, леденящие- лед, метели- словарное слово. Вместе (с чем?) с лесом (Т.п), переносит (кто?) она (Им.п), переносит (что?) морозы( В.п.), переносит (что?) метели (В.п). -найти слово, от которого зависит имя существительное и от этого слова задать вопрос -для этого нужно знать падежные вопросы, тогда по вопросу можем определить падеж | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя, умение слушать и вступать в диалог; Познавательные: умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге; Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; Познавательные: умение строить речевое высказывание; Регулятивные: умение работать самостоятельно, анализировать и корректировать свою деятельность; Познавательные: умение обосновывать свой выбор; | ||||||||||||||||||||
Обобщающая беседа. Итог урока. Рефлексия | -Итак, подведем итоги урока -Что мы сегодня с вами вспоминали? -Сколько же падежей в русском языке? Перечислите их -Какой падеж является в предложениях подлежащим? -Как определить падеж имен существительных? -Достигли мы с вами цели, которую ставили на уроке? Докажите. -Какое задание было для вас трудным? -А какое самое интересное? -Закончите предложения: Я узнал.. Я запомнил.. Я научился… Я повторил… Я затрудняюсь… Могу похвалить своих одноклассников за… -Спасибо за урок. Урок закончен, до свидания. | -признаки падежных форм имен существительных - 6, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный -именительный -1) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос; 2) по падежному вопросу и предлогу определить падеж. -да, мы работали с таблицей, выполнили упражнения Ответы детей | Регулятивные УУД: Анализ проделанной работы на уроке ; Коммуникативные УУД:Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке |