Файл: Автоматизация продажи железнодорожных билетов (Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия0.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 474

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Техническая архитектура позволяет охарактеризовать все аппаратные средства и включает такие элементы как:

  • процессор;
  • память;
  • жесткие диски;
  • Материнская плата;
  • периферийные устройства;
  • коммуникационное оборудование.

Основное назначение технической архитектуры – обеспечение надежных IT сервисов в рамках всего предприятия в целом.

На данный момент компания имеет 1 офис в Москве. Рассмотрим его техническую архитектуру.

Техническая структура компании представлена ниже рисунком 2. Ниже представлен список оборудования, которое числится в организации:

  • 1 коммутаторов;
  • 1 маршрутизатор;
  • 1 вид персонального компьютера (Всего 6 ПК);
  • 1 вид принтера (Всего 1 принтеров);
  • 1 сервер.

Техническая архитектура представлена на рисунке 1.5.

Рисунок 1.5. Техническая архитектура предприятия

Программная архитектура предприятия

Программная архитектура – основа программного обеспечения, на котором строиться вся деятельность организации. Она состоит из следующих элементов:

  • операционные системы;
  • программы;
  • программные средства ведения базы данных;
  • возможности операционных систем;
  • специальное программное обеспечение:

Программная архитектура предприятия указана на рисунке 1.6.

Рис. 1.6. Программная архитектура предприятия

Описание программной архитектуры предприятия:

Windows 10 — операционная система для персональных компьютеров и рабочих станций, разработанная корпорацией Microsoft 

1С:Бухгалтерия — собирательное название бухгалтерских продуктов фирмы «1С». Конфигурация «Бухгалтерия предприятия» предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учёта, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчётности в организации.

Microsoft Office — офисный пакет приложений, созданных корпорацией Microsoft для операционных систем Microsoft Windows, Windows Phone, Android, macOS, iOS. В состав этого пакета входит программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. Microsoft Office является сервером OLE-объектов и его функции могут использоваться другими приложениями, а также самими приложениями Microsoft Office.

Microsoft Office Access — реляционная система управления базами данных (СУБД) корпорации Microsoft. Входит в состав пакета Microsoft Office. Имеет широкий спектр функций, включая связанные запросы, связь с внешними таблицами и базами данных.


1.4. Техническое задание

1. Общие сведения

1.1. Наименование системы.

Автоматизация продажи железнодорожных билетов

Краткое наименование: АИС ЖД билеты
1.2. Заказчики исполнители работ.

Заказчик: ОАО «РЖД»

Фактический адрес: г. Москва ул. Добролюбова д.12

Телефон: +7 (495) 346-16-43

Исполнители: ООО Оптопара

Фактический адрес: г. Москва ул. Разберипай д.3

Телефон: +7 (926) 459-67-89

1.3. Основание для проведения работ.

Работа выполняется на основания договора № 1852 от 12.06.2019 ОАО «РЖД» и

ООО Оптопара.

1.4 Плановые сроки начала и окончания работы

Работы должны быть завершены в течение 6-ти календарных месяцев.

1.5 Источники и порядок финансирования

Указано в Договоре.

1.6. Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ

Работы по созданию АИС ЖД билеты сдаются исполнителем поэтапно в соответствии с календарным планом Проекта. По окончании каждого из этапов работ Исполнитель сдает Заказчику соответствующие отчетные документы этапа, состав которых определены Договором.

1.4. Стадийность работ.

Стадии разработки

Этапы работ

Содержание работ

1. Исследование и обоснование создания системы

Исследование объекта автоматизации.

Сбор данных .

Обоснование необходимости разработки программы.

Разработка и оформление требований к системе.

технико-экономическое обоснование, тактико-техническое задание.

2. Техническое задание

Научно-исследовательские работы.

Определение структуры входных и выходных данных;

Предварительный выбор методов решения задач.

Разработка технического задания в целом и, при необходимости, частных ТЗ на подсистемы.

3.Эскизный проект

Разработка предварительных решений по выбранному варианту АИС.

4. Технический проект

Разработка окончательных решений по общесистемным вопросам, в том числе по структурам АИС.

процедурам (задачам), реализуемым системой; процессу функционирования системы и, при необходимости, выдача частных технических. заданий на разработку видов обеспечения АИС или видов обеспечения подсистемы АИС.

Разработка плана мероприятий по разработке и внедрению программ.

5. Рабочая документация

Разработка рабочей документации по техническому обеспечению.

6. Внедрение

Подготовка технических средств к внедрению АИС.


1.5. Особые условия.

Возможна замена технических средств (Сервер и терминалы).

Назначение и цели создания системы (подсистемы, модуля)

2.1. Назначение.

Информационная система обеспечивает автоматизацию деятельности учета продажи железнодорожных билетов (Учет проданных билетов, учет дохода за билеты, и т. д.).

2.2. Цели.

Целью разработки системы является повышение производительности отдела продажи железнодорожных билетов, ускорение продажи билетов.

3. Характеристика объектов автоматизации

Выделены следующие процессы в деятельности отдела продажи железнодорожных билетов, в рамках которых производится анализ информации и сделаны соответствующие выводы о возможности их автоматизации:

Таблица 1.12. Список автоматизированных объектов

Бизнес-процесс

Необходимость АИС

Учет проданных билетов

Будет автоматизировано

Учет денежных средств

Будет автоматизировано

Передача электронных документов

Будет автоматизировано

Составление отчетов о проданных билетах

Будет автоматизировано

Отслеживание какой сотрудник продал билет

Без автоматизации

Бизнес-процесс

Необходимость АИС

4. Требования к системе

4.1. Требования к системе в целом

  • Состав системы;
  • Стандартизация и взаимодействие;
  • Обновление системы;
  • Персонал;
  • Подготовка персонала;
  • Надежность и безопасность системы;
  • Сохранность информации;
  • Обслуживание;
  • Ремонт;
  • Хранение;
  • Условия и режим эксплуатации.

Система должна быть централизованной, т. е. все данные должны располагаться на основном сервере.

Система должна обеспечивать:

  • Учет брака на каждом этапе производства;
  • Учет выбраковки в разные смены сотрудников;
  • Передача электронных документов;
  • Составление отчетов в электронном формате и хранение информации в базе данных.


4.2. Функции и задачи системы.

  • Учет проданных билетов;
  • Учет денежных средств;
  • Передача электронных документов;
  • Составление отчетов о проданных билетах;
  • Отслеживание, какой сотрудник продал билет.


4.3. Требования к видам обеспечения (информационному, лингвистическому, программному и техническому обеспечению).


Требования к ПО:

  • Понятный интерфейс;
  • Русская локализация;
  • Передача данных по зашифрованным каналам;
  • Универсальность;
  • Экономичность;
  • Наличие БД.

4.4 Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы

В состав персонала, необходимого для обеспечения эксплуатации системы в рамках соответствующих подразделений Заказчика, необходимо выделение следующих ответственных лиц:

Администратор – 1;

Техник – 4;

Оператор баз данных – 1.

Данные лица должны выполнять следующие функциональные обязанности.

Администратор – поддерживает систему на сетевой уровне.

Техник – чинит или заменяет непригодные для работы технические средства.

Оператор баз данных – сотрудник, отвечающий за поддержание БД в рабочем состоянии.

4.5. Требования к квалификации персонала

К квалификации персонала, эксплуатирующего систему, предъявляются следующие требования.

Конечный пользователь:

  • знание соответствующей предметной области;
  • знания и навыки работы с СУБД.

Администратор – знание архитектуры сети CISCO;

Оператор БД – знания и навыки работы с СУБД, и знания языка SQL.

Техник – знания технической архитектуры и комплектующих технических средств.

4.6. Требования к надежности

Уровень надежности должен достигаться согласованным применением организационных, организационно-технических мероприятий и программно-аппаратных средств. Надежность должна обеспечиваться за счет:

- применения технических средств, системного и базового программного обеспечения, соответствующих классу решаемых задач;

- своевременного выполнения процессов администрирования Системы;

- соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания программно-аппаратных средств;

- предварительного обучения пользователей.

4.7. Требования к надежности технических средств и программного обеспечения

К надежности оборудования предъявляются следующие требования:

- в качестве аппаратных платформ должны использоваться средства с повышенной надежностью;

- применение технических средств, соответствующих классу решаемых задач;

- аппаратно-программный комплекс системы должен иметь возможность восстановления в случаях сбоев.

Надежность аппаратных и программных средств должна обеспечиваться за счет следующих организационных мероприятий:

- предварительного обучения пользователей;


- своевременного выполнения процессов администрирования;

- соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания программно-аппаратных средств;

- своевременное выполнение процедур резервного копирования данных. Надежность программного обеспечения подсистем должна обеспечиваться за счет:

- надежности общесистемного ПО и ПО, разрабатываемого исполнителем;

- проведением комплекса мероприятий отладки, поиска и исключения ошибок.

5. Состав и содержание работ по созданию системы

Этап 1: Проектирование. Разработка эскизного проекта. Разработка технического проекта

Команда Исполнителя должны изучить бизнес-процессы фирмы-заказчика, создать подходящие модели и найти способы оптимизации работы, определить структуру входных и выходных данных, определить требования к программе.

Этап 2: Разработка рабочей документации. Адаптация программ

Разработка и утверждение технического задания, уточнение структуры входных и выходных данных.

Этап 3: Ввод в действие

Испытания программы, согласование и утверждение программы и методики испытаний

Этап 4. Поддержка системы

Оперативная ликвидация появляющихся ошибок, внесение доработок и улучшений, обучение сотрудников – будущих пользователей системы.

6. Порядок контроля и приемки системы

6.1. Виды и объем испытаний системы

Система подвергается испытаниям следующих видов:

1. Предварительные испытания.

2. Опытная эксплуатация.

3. Нагрузочный тест.

4. Испытания безопасности.

Состав, объем и методы предварительных испытаний системы определяются документом «Программа и методика испытаний», разрабатываемым на стадии «Рабочая документация». Состав, объем и методы опытной эксплуатации системы определяются документом «Программа опытной эксплуатации», разрабатываемым на стадии «Ввод в действие». Состав, объем и методы испытаний безопасности системы определяются документом «Программа и методика испытаний», разрабатываемым на стадии «Ввод в действие» с учетом результатов проведения предварительных испытаний и опытной эксплуатации. Нагрузочный тест определяется документом “Методы испытаний”

7. Требования и содержание работ по подготовке системы к вводу в действие

В ходе выполнения проекта на объекте автоматизации требуется выполнить работы по подготовке к вводу системы в действие. При подготовке к вводу в эксплуатацию Заказчик должен обеспечить выполнение следующих работ: