Файл: Методические указания по выполнению самостоятельной работы обучающихся Для подготовки семинарских, практических, иили лабораторных занятий по учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Омская гуманитарная академия









МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению самостоятельной работы обучающихся



Для подготовки семинарских, практических,

и/или лабораторных занятий
по учебной дисциплине

«Психопатология с клиникой интеллектуальных нарушений»
Абдимуратова Мехрибанум
Омск, 2023
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Одной из наиболее важных проблем современного мира является синдром гиперактивности у детей. Ухудшение физического и психического здоровья детей в результате воздействия общественных норм и правил, экономики и экологии привело к высокому распространению данной проблемы. Современные дети подвержены негативному влиянию окружения почти «на каждом шагу», что и предопределяет их будущее с массой проблем. Актуальность проблемы состоит в ее большой социальной значимости, так как количество детей, с данным синдромом, по сей день растет в алгебраической прогрессии.

Статистика показывает, что в России таких детей 4-18 %, США - 4-20 %, Великобритании - 1-3 %, Италии - 3-10 %, Китае - 1-13 %, Австралии - 710 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек

Синдром гиперактивности, это в первую очередь - дефицит внимания. Так и звучит полное название: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (сокращено - СДВГ).

В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Минимальные мозговые дисфункции - наиболее легкие формы патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга, не приводящих к выраженным нарушениям моторики и интеллекта, но вызывающие четкие неврологические и психопатологические нарушения

Белоусова Е.Д. и Никанорова М.Ю. считают, что «синдром дефицита внимания / гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а

также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов»

Шмидт интерпретирует гиперактивность как попытку оптимизировать недостаточный уровень стимуляции, идущей из центральной нервной системы, эксцессивным поведением

В нашем мире существует много примеров личностей с гиперактивностью. Например, Альберт Эйнштейн. Согласно биографии Эйнштейна, в школе он учился достаточно плохо, но это не помешало ему создать теорию относительности и стать всемирно известным ученым.

Гиперактивные дети имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, в школе они учатся ниже своих возможностей. Им тяжело регулировать свою активность, внимание и навыки социального взаимодействия, чтобы приспособиться к конкретной ситуации. Это приводит к частым проблемам, возникающим у них в общении и со взрослыми, и со сверстниками. При взрослении ребенка в подростковом и юношеском возрасте СДВГ ассоциируется с развитием асоциального и отклоняющегося поведения.

В настоящее время наука располагает подробным описанием СДВГ. Однако знания о точных причинах этого нарушения относительно скромны. Исследователи указывают на то, что этиология СДВГ носит комбинированный характер В целом все группы причин развития СДВГ можно отнести к двум категориям факторов: биогенетические и социальные. Биогенетические факторы, в свою очередь, можно разделить на две категории:

1) экзогенные вредности, приводящие к дисэмбриогенезу или повреждению определенных структур головного мозга;

2) генетические факторы.

Среди патогенных факторов чаще встречаются такие, как недоношенность (вес менее 1500 г), невынашиваемость в анамнезе, курение матери во время беременности, алкоголизация. По данным Н.Н. Заваденко, у 84 % детей с гиперактивностью и дефицитом внимания в акушерском анамнезе имеется патология беременности или родов, а у 56 % - сочетание того и другого. Примерно такие же данные приводятся и в отношении других форм психического дизонтогенеза. Иначе говоря, экзогенные причины у СДВГ те же, что и у других аномалий психического развития

Указанные вредности приводят к повреждению головного мозга, которые наиболее часто локализованы в области желудочков головного мозга.

Несмотря на то, что раньше СДВГ связывали с повреждением мозга, в последние десятилетия на первое место в этиологии СДВГ ставятся генетические факторы. В последние годы в области молекулярной генетики были получены экспериментальные данные, подтверждающие наследственную природу синдрома. Как показали исследования, СДВГ детерминируется мутациями нескольких генов, регулирующих катехоламиновый обмен. При СДВГ выявлены отклонения в экскреции не только таких нейромедиаторов как дофамин, но также норадреналина, адреналина и их метаболитов
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Большое влияние на детскую психику оказывает система семейных отношений, особенности воспитания и психологический микроклимат (ссоры, конфликты), а также алкоголизм, деструктивное поведение родителей.

В литературе часто встречаются исследования связи стресса в семье и развития гиперактивного поведения детей. Отмечено, что негативные, фру-стрирующие отношения между матерью и ребенком увеличивают риск возникновения поведенческих проблем, в том числе проявляющихся в форме гиперактивности. Некоторые исследователи приходят к заключению о том, что для части детей с СДВГ этиологически важным фактором может быть, наоборот, гиперопека и назойливая забота родителей. Так, наличие биологической уязвимости помещает ребенка с СДВГ в группу риска, увеличивает вероятность неблагоприятного влияния различных стрессов в школе или в семье.

Психосоциальные факторы - относительно управляемые в развитии СДВГ. Изменив окружение ребенка, отношение к нему в семье и школе, можно повлиять на течение заболевания и значительно снизить влияние перинатальной патологии. На этом и основана психолого-педагогическая коррекция синдрома.

Основными причинами развития СДВГ у детей считаются генетические и неврологические нарушения. Данные современных исследований указывают на то, что СДВГ не является результатом неправильного воспитания и / или нарушенных отношений между родителем и ребенком. Тем не менее, особенности родительского воспитания, а также качество отношений между родителем и ребенком оказывают значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, его социальную адаптацию. В то же время воспитание ребенка с СДВГ предъявляет особые требования к родителям, что приводит к развитию родительского стресса, переутомлению, чувству бессилия и в некоторых случаях агрессии по отношению к ребенку.

Сами по себе проявления СДВГ не влекут за собой грубых поведенческих нарушений. Последние развиваются на основе индивидуальных особенностей нервной системы как вторичные нарушения, вызванные конкретными условиями воспитания и отношениями между ребенком и его окружением.

В семье ребенка с СДВГ часто наблюдается изменение и нарушение отношений между родителями и ребенком. Ребенок постоянно «проверяет на прочность» родителей, создавая стрессовые ситуации и испытывая запасы терпения окружающих. Непредсказуемость поведения таких детей и его последствия, в частности школьная неуспеваемость, становятся поводом для непрекращающихся бессистемных попыток родителей принять жесткие меры и наказанием принудить ребенка к послушанию. Окружение не принимает таких детей, они часто страдают из-за невозможности обрести самостоятельность, четко идентифицировать себя во взаимоотношениях со сверстниками. В то же время дети с СДВГ осознают свою неспособность регу-

лировать поведение адекватно ситуации, что не может не отражаться на их эмоциональном состоянии

Родители, в свою очередь, оказываются захваченными собственными эмоциональными реакциями. Еще до рождения ребенка у каждого из супругов был свой идеальный образ будущего ребенка. И вскоре они обнаруживают, что их ожидания не соответствуют реальности. Разочарование, негодование, тревога, стремление исправить ребенка, ощущение утраты контроля, обида и чувство вины - с этими переживаниями родители встречаются на пути принятия своего ребенка.

Одновременно родители детей с СДВГ часто сталкиваются с недостатком достоверной информации о синдроме (в том числе о методах лечения и психологической помощи), не могут получить доступ к необходимым услугам (например, из-за отсутствия таких услуг в месте проживания семьи, их высокой стоимости, собственных предубеждений и страхов, и т.д.). Все вместе это приводит к повышению уровня стресса, истощению адаптационных возможностей и как следствие к трудностям во взаимоотношениях с ребенком.

Существует пять основных методов лечения СДВГ

1. Лекарственная терапия - основана на лечении корковыми стимуляторами.

2. Нейропсихологический подход - основан на упражнениях позволяющих перестроить не правильно сформированные функции ребенка.

3. Семейная терапия - основана на помощи родителям, за так называемое «чувство вины» от плохого воспитания ребенка.

4. Арт-терапевтический метод - основан на уникальных занятиях связанных с искусством включающий в себя игры, рисование и фантазирование.

5. Синдромальный подход - основан на данном ребенку определенном задании, которое ему интересно, следовательно, на выполнение данной деятельности не потребуется дополнительных затрат энергии.

Положительным моментом будет обучение способам совладения с гневом и перевозбуждением.

Список литературы:

1. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания / гиперактивности // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2010. -№ 3. - С. 39-42.

2. Боголюбова О.Н., Галимзянова М.В., Корнев А.Н., Москвина Е.А., Яковлева М.Б. Поддержка и обучение родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / под ред. Р.Ж. Мухамедрахимовой. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. Университета, 2009. - 78 с.