Файл: Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Российский государственный социальный университет





Итоговый контроль

по дисциплине «Человек и его права в контексте современной реальности»


ФИО студента

Шулакова Арина Петровна

Направление подготовки

Психолого-педагогическое «Воспитатель.Медиатор.Тьютор»

Группа

РГСУ ПЕД-СП-Б-0-3-2022-1


Москва 2023


  1. Всеобщая декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, стала результатом опыта Второй мировой войны. После Второй мировой войны, когда создавалась Организация Объединенных Наций, члены международного сообщества дали торжественное обещание не допускать впредь совершения зверств, подобных тем, что имели место в ходе этой войны.

Мировые лидеры решили дополнить Устав ООН документом, гарантирующим права каждого человека везде и всегда. Задуманный ими документ, который позднее стал Всеобщей декларацией прав человека, рассматривался на первой сессии Генеральной Ассамблеи в 1946 году. Ассамблея рассмотрела этот проект декларации об основных правах человека и свободах и препроводила его Экономическому и Социальному Совету «для передачи на рассмотрение Комиссии по правам человека...в контексте подготовки ею международного билля о правах».

На своей первой сессии в 1947 году Комиссия уполномочила своих членов разработать то, что она назвала «предварительным проектом международного билля о правах человека». Позднее эту работу взял на себя формальный редакционный комитет, включавший членов Комиссии из восьми государств, отобранных на основе принципа справедливого географического представительства.


  1. Декларация провозгласила право каждого человека на свободу и равенство вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит.

  2. Западная политическая традиция считала, что права человека — это права только индивидов, в то время как восточная традиция всегда отдавала приоритет целому, коллективу и обществу, элементами которых индивиды являются. Первая признавала только те права и свободы, которые поддаются точному измерению, оценке и контролю, а вторая ставила на первое место социальные, экономические и духовные права и свободы. «Права человека начинаются с полицейского участка», — заявляли сторонники западной традиции. «Права человека начинаются с повседневных завтраков»1, — отвечали им представители восточной политической традиции. Второй аргумент сводился к разной степени верификации этих прав, отсутствию единых критериев оценки и возможности проверки их соблюдения. Некоторые полагали, что только гражданские и политические права — это права индивидов, которые могут быть определены с точностью. Нарушение каждого из этих прав может быть рассматриваемо в суде и устранено немедленно. Экономические, социальные и культурные права якобы незримы и не поддаются оценке.

  3. Принятие двух международных пактов вместо одного обусловлено идеологическим противостоянием: западные государства отдавали предпочтение гражданским и политическим правам человека, обвиняя социалистические государства в их нарушениях, а социалистические государства — наоборот, отдавали предпочтение экономическим и социальным правам, обвиняя западные государства в нарушении этих прав.

  4. Первая и вторая части содержат общие положения двух Пактов, такие как право народов на самоопределение и свободное распоряжение их богатством. Что касается третьей части, то в нее включены права, предусмотренные Пактом. К числу прав человека, которые Пакт стремится поощрять и защищать, относятся:


  • право на труд и право каждого на справедливые и благоприятные условия труда;

  • право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, достаточный жизненный уровень и право на наивысший достижимый уровень физического и психического благополучия;

  • право на образование и пользоваться благами культурной свободы и научного прогресса.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах в отличие от Пакта о гражданских и политических правах предусматривает принцип постепенного осуществления прав, закрепленных в части второй Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В соответствии со ст. 2 «государство-участник обязуется принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах содержит положение, касающееся развивающихся стран, с учетом их народного хозяйства можно определить, в какой мере будут гарантироваться экономические права, закрепленные в Пакте.

  1. Совокупность международных документов, содержащая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, а также факультативные протоколы к ним в совокупности с Всеобщей декларацией прав человека.

  2. Хельсинкский Заключительный акт выступал как гарантия признания и нерушимости послевоенных границ. Это было выгодно в первую очередь СССР. Кроме этого, Хельсинский процесс позволил сформулировать и наложить на все страны-участницы обязательства по неукоснительному соблюдению свобод и прав человека.

  3. Все 46 стран – членов Совета Европы подписали Европейскую конвенцию о правах человека (ЕКПЧ) – договор, призванный защищать права человека и основные свободы.

Основная ответственность за соблюдение прав, изложенных в Конвенции, возлагается на правительства, парламенты и суды в каждой стране.

При этом Европейский суд по правам человека действует как подушка безопасности. Отдельные лица могут подать в Суд в Страсбурге жалобу о нарушении прав человека на любое из 46 государств-членов после того, как они использовали все возможности обжалования на национальном уровне.


Если Европейский суд устанавливает, что права человека заявителя были нарушены, то соответствующая страна должна обеспечить правосудие для данного лица. Страна может также принять меры для обеспечения того, чтобы подобные вещи больше не повторялись. Действия, предпринимаемые национальными властями в ответ на постановления Суда, находятся под надзором Комитета министров Совета Европы.

Наряду с этим процессом, права, содержащиеся в Европейской конвенции, защищаются в странах самыми разными способами. Принципы Конвенции и судебная практика Европейского суда учитываются на повседневной основе в постановлениях, выносимых национальными судами, в законодательстве, принимаемом парламентами, а также в решениях национальных органов власти. Таким образом, постановления Европейского суда являются лишь одним из путей защиты прав человека в Европе.

  1. В 1890г. впервые с целью обеспечения своей независимости от иностранного вмешательства американские государства создали Союз американских республик. Этот союз рассматривается учеными как первая американская организация. В рамках этого Союза начал развиваться кодификационный процесс в области ПЧ.

Первые конвенции были посвящены наиболее проблемным вопросам на этом континенте.

- Конвенция об убежище 1928г.,

- Конвенция о политическом убежище 1933г.,

- Конвенция о гражданстве женщины 1933г.

Эти конвенции действует и по сей день.

В 40-е гг. 20 века начался новый этап в кодификационном процессе, направленный на закрепление международных стандартов в области ПЧ и свобод.

  1. Африканская хартия прав человека и народов — региональный правозащитный договор, принятый Организацией африканского единства в 1981 году и вступивший в силу в 1986 году. Содержит широкий спектр как социально-экономических, так и гражданских прав, а также ряд обязанностей человека. По состоянию на 2016 год в Хартии участвуют 53 из 54 стран-членов Африканского союза. Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. предусматривает перечень гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Особенностью Хартии по сравнению с аналогичными универсальными и региональными документами является то, что в ней на первый план выдвигаются вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом, социально-экономического и культурного развития, реализации суверенных прав народов.


Права и обязанности человека рассматриваются в Африканской хартии в тесном единстве. Хартия перечисляет все «права, обязанности и свободы» не только отдельного человека, но и целых народов. Гражданские и политические права не отделяются от экономических, социальных и культурных прав. Осуществление последних является гарантией пользования гражданскими и политическими правами, говорится в ее преамбуле. Каждый человек равен перед законом и должен пользоваться равной защитой закона, провозглашает Хартия. Человек неприкосновенен, он имеет право на жизнь и целостность личности. Никто не может произвольно лишать человека этого права. Согласно 5 статье Хартии, «каждый человек имеет право на уважение достоинства его личности и признание его легального статуса. Все формы эксплуатации и деградации человека, особенно, рабство, работорговля, пытки, жестокость, нечеловеческие и унижающие наказания и обращение должны быть запрещены». Каждый индивид имеет право на свободу и безопасность личности, свободу совести и исповедания своей веры, свободу выбора профессии, и никто не должен произвольно нарушать эти права. Провозглашается право людей «получать информацию» и «выражать, распространять свое мнение в рамках закона». Африканская хартия содержит положения, которых не было в других международных инструментах по правам человека. «Все народы равны», — говорится в ее 19 статье. «Все они должны пользоваться одинаковым уважением и одними и теми же правами. Ничто не должно оправдывать господство одного народа над другим». Все народы должны иметь право на существование, они должны иметь безусловное и неотъемлемое право на самоопределение. Они сами должны определять свободно свой политический статус и следовать по пути экономического и социального развития в соответствии с этим выбором. Признавая права народов, находящихся под колониальной или полуколониальной зависимостью, на освобождение, Хартия провозглашает право каждого такого народа на помощь (экономическую, политическую или культур- 108 109 ную) со стороны государств-участников Хартии в их освободительной борьбе.

  1. Арабская Хартия, как и международные Пакты, начинается с права на самоопределение и признает права народов на национальный суверенитет и территориальную целостность. Она рассматривает все формы расизма, сионизма, оккупацию и иностранное господство несовместимыми с человеческим достоинством и главными препятствиями на пути осуществления фундаментальных прав народов. Поэтому, народы имеют право сопротивляться иностранной оккупации. Мужчины и женщины равны относительно человеческого достоинства, прав и обязательств в пределах структуры положительной дискриминации, установленной шариатом и другими божественными законами в пользу женщин. Смертная казнь допускается за самые серьезные преступления, «но ни в коем случае не должна быть вынесена за политические преступления». Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и безопасность личности. Государства должны защитить каждого человека на их территории от физической или умственной пытки, от жестокого, нечеловеческого и унижающего личность обращения. Хартия признает, что «народ является источником власти, и каждый гражданин, достигший совершеннолетия, должен иметь право участвовать в политической деятельности, которую он должен осуществлять в соответствии с законом». Признаются почти все права и свободы, которые гарантированы Всеобщей декларацией прав человека и Международными пактами о правах человека. У родителей или опекунов есть право определять характер образования их детей. Признаются права на информацию и на свободу мнения и выражения, так же как право искать, получать и передавать информацию и идеи любимыми средствами, независимо от географических границ. Хартия добавляет, что права и свободы должны быть осуществлены в соответствии с фундаментальными ценностями общества и должны быть подлежащими только таким ограничениям как гарантия уважения прав или репутации других людей, защита национальной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности. Семья — естественная и фундаментальная единица общества, основанная на браке между мужчиной и женщиной. Государство и общество должны гарантировать защиту семьи, укрепление семейных связей и запретить все формы насилия в семье. Они должны также гарантировать необходимую защиту и заботиться о матерях, детях, пожилых людях и людях со специальными потребностями, предоставить подросткам и молодым людям наилучшие возможности для их физического и умственного развития. Право работать квалифицировано как естественное право каждого гражданина. Государство должно пытаться обеспечить, по возможности, работой наибольшее число желающих трудиться, и регулировать условия труда. Однако «в чрезвычайной ситуации, которая угрожает жизни нации», государства могут принять меры, нарушающие их обязательства по Хартии. Для контроля над реализацией положений Хартии учреждается Арабский комитет по правам человека. Он должен рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Хартии и на их основе составлять ежегодные доклады, содержащие его комментарии и рекомендации Совету Лиги.