Файл: Учетные регистры, их классификация и способы записи в них.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 2
Шахматные регистры используются для записи только кредитовых, или только дебетовых оборотов при группировке по корреспондирующим счетам, что позволяет за одно действие отражать операции одновременно по дебету и кредиту. Подобные регистры широко применимы в рамках журнально – ордерной формы. Примерами регистров могут быть Шахматная ведомость или Главная книга.
1.2 Требования к составлению учетных регистров
Рассмотрим практические основы формирования учетных регистров.
Формы регистров разрабатываются организацией самостоятельно и утверждаются учетной политикой в соответствии с ч.5 ст.10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402 – ФЗ. Регистр может быть составлен как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа; в последнем случае для его фиксации используется электронная подпись (ч.6 ст.10 закона №402 – ФЗ от 06.12.2011 г.)[13].
Требования, которые должны соблюдаться при разработке форм синтетических и аналитических регистров, определяются на основании ч.4 ст.10 закона №402 – ФЗ от 06.12.2011 г.; согласно им в учетном регистре выделяют[14]:
- наименование регистра;
- наименование организации, составившей регистр;
- дата начала и окончания ведения регистра или период, за который этот регистр был составлен;
- хронологическая или систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
- величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Наиболее распространенным синтетическим регистром бухгалтерского учета является оборотно – сальдовая ведомость по счетам синтетического учета, которая позволяет обобщать информацию об остатках и оборотах по счетам бухучета за конкретный период времени. Она имеет следующую форму.
Рисунок 2 – Форма оборотно – сальдовой ведомости
Также к подобному типу регистров относят журналы – ордера, ведомости, главную книгу и т.д.
Рисунок 3 – Пример журнала – ордера
Рисунок 4 – Пример Главной книги
В рамках регистров аналитического учета детализируются сведения, которые находят свое отражение на синтетических счетах[15]. В основе их составления может лежать принцип составления оборотно – сальдовой ведомости применительно к отдельному счету. Например, аналитический учет по счету 10 «Материалы» может вестись в оборотно – сальдовой ведомости по счету 10 и иметь следующую форму.
Рисунок 3 – Пример оборотно – сальдовой ведомости по счету
К регистрам аналитического учета также могут быть отнесены карточки аналитического учета, аналитические ведомости и прочие типы аналогичных документов.
Рисунок 5 – Пример карточки аналитического учета
1.3 Учетные регистры при журнально – ордерной форме ведения бухгалтерского учета
Журнально – ордерная форма ведения бухгалтерского учета является наиболее распространенной формой ведения учета в настоящее время. Она широко распространена в России и реализуется в большей части автоматизированных бухгалтерских программ[16].
В основе журнально – ордерной формы лежат учетные регистры – журналы – ордера, что позволяет говорить о выделении принципов журнально – ордерной формы ведения учета. Данные принципы определены в соответствии с письмом Минфина СССР от 08.03.1960 г. №63[17]:
- записи в журналах-ордерах производятся в порядке регистрации операций только по кредиту счета, в корреспонденции с дебетуемыми счетами;
- записи синтетического и аналитического учета, как правило, совмещаются в одном регистре;
- хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете в разрезе показателей, которые необходимы для контроля и составления отчетности;
- используются объединенные журналы-ордера по счетам, которые экономически и методологически связаны между собой;
- применяются месячные журналы-ордера.
При журнально – ордерной форме данные первичных учетных документов накапливаются и систематизируются в рамках учетных регистров в хронологическом порядке в течение месяца; одновременно обеспечивается ведение синтетического и аналитического учета, а также хронологическая и систематическая запись операций[18]. В данной форме применяются два основных вида учетных регистра – журналы – ордера и ведомости; в ряде случаев для группировки данных используются разработочные таблицы. Итоговые данные по истечении месяца переносят в Главную книгу.
В рамках учетной политики перечень бухгалтерских учетных регистров – это обязательный раздел. В соответствии с письмом Минфина СССР №63 от 08.03.1960 г. и приказом Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г. при использовании журнально – ордерной формы могут быть использованы следующие виды учетных регистров[19]:
Журнал-ордер № 1 |
50 «Касса» |
Журнал-ордер № 2 |
51 «Расчетные счета» |
Журнал-ордер № 3 |
55 «Специальные счета в банках» |
Журнал-ордер № 4 |
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»; |
Журнал-ордер № 6 |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Журнал-ордер № 7 |
71 «Расчеты с подотчетными лицами» |
Журнал-ордер № 8 |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные»; |
Журнал-ордер № 10 |
20 «Основное производство»; |
Журнал-ордер № 11 |
40 «Выпуск продукции (работ, услуг); |
Журнал-ордер № 12 |
86 «Целевое финансирование» |
Журнал-ордер № 13 |
01 «Основные средства»; |
Журнал-ордер № 15 |
84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»; |
Журнал-ордер № 16 |
07 «Оборудование к установке»; |
При ведении бухгалтерского учета учетная запись хозяйственных операций на основании первичных учетных документов называется учетной регистрацией[20]. В учетные регистры записываются данные проверенных документов, что позволяет регистру собственно доказывать сами показатели финансово – хозяйственной деятельности, а также осуществлять контроль состояния средств и выявлять финансовый результат деятельности организации.
Обобщенно учетная регистрация осуществляется в следующей последовательности.
Рисунок 6 –Общая схема проведения операций в учете
Особенностями обладают различные формы ведения учета, процесс регистрации хозяйственных операции при применении журнально – ордерной формы отражен на следующей схеме.
Рисунок 7 – Процесс учетной регистрации при применении журнально – ордерной формы учета
В документах регистрируются хозяйственные операции, а непосредственно в учетных регистрах ведется учет и группировка данных. Баланс как итог позволяет отразить обобщенные данные о состоянии имущества хозяйствующего субъекта и источников его формирования. Как видно по схемам рисунков 6 и 7, отражение данных в учетных регистрах является вторым этапом учетных работ[21]. В конце месяца учетные регистры подводят итоги оборотов, что позволяет выводить конечные остатки; в итоге этих действий становится возможной сверка счетных записей и получение показателей для отчетности. Процесс осуществления подсчетов в регистрах зависят от содержания, построения учетных регистров и взаимосвязи между ними. Основным правилом при осуществлении учетной регистрации является отражение в учетных регистрах данных всех документов и перенесение сумм между регистрами. Итоги в регистрах подсчитываются по всем строкам и графам, что позволяет осуществлять контроль правильности учетных работ. В основе этого лежит система взаимоувязки и взаимоконтроля данных в учетных регистрах согласно шахматному принципу[22].
Выводы по главе 1.
Изучение понятия учетного регистра позволяет дать следующее определение: учетный регистр – это определенная форма, которая позволяет осуществлять группировку данных в соответствии с назначением учетных работ. В зависимости от применяемой формы бухгалтерского учета могут быть использованы различные составы и типы регистров. Запись в учетные регистры производится последовательно, при этом первоначальная запись осуществляется на основании первичных учетных документов, которые не являются учетными регистрами, а базой для формирования бухгалтерских данных.
2. Практическое исследование процесса учетной регистрации бухгалтерских данных на примере ведения учета в ООО «Зодчий»г.Тайга
2.1 Краткая характеристика организации
Практическое исследование учетной регистрации данных и состава используемых учетных регистров осуществлялось в ООО «Зодчий» г.Тайга Кемеровской области. Дляисследование использовался метод – наблюдение, которой заключалось в процессе наблюдения за текущей работой бухгалтера и выявления последовательности выполняемых бухгалтерских операций с момента формирования (поступления) первичного документа и заканчивая составлением бухгалтерской отчетности. Выбор именно данного метода исследования определен прежде всего тем, что было необходимо изучить существующую структуру проведения бухгалтерского учета, что позволило получить необходимые для написания практической части курсовой работы данные.
Общество с ограниченной ответственностью «Зодчий» расположено в г.Тайга Кемеровской области. Сокращенное название общества – ООО «Зодчий».Учреждено 17.01.2014 г. и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц в межрайонной инспекции ФНС России №9по Кемеровской области.Форма собственности – частная. Целями деятельности Общества является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.Оно вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
Вид деятельности в соответствии с ОКВЭД 52.46.7 Розничная торговля строительными материалами.
Уставной капитал Общества составляет 250000 рублей. Он может формироваться за счет прибыли от его деятельности. Прибыль, получаемая обществом в результате хозяйственной деятельности, подлежит налогообложению.
Единственным акционером и учредителем общества является Шабанова Инна Игнатьевна.
Магазин расположен по адресу г.Тайга Кемеровской области, ул.40 лет Октября, 2.
Торговая деятельность осуществляется в торговом помещении, складские помещения (склад №1 и склад №2) расположены в этом же здании.
Основная специализация магазина ООО «Зодчий» - строительные материалы, дополнительно в ассортимент включены аксессуары для дома и бытовая химия, которые являются сопутствующими товарами.
В ООО «Зодчий» применяется упрощенная система налогообложения, учет ведется в полном объеме в соответствии с правилами законодательства в сфере бухгалтерского учета, учитывается специфика малого предпринимательства. Это позволяет владельцам получать детальную информацию о состоянии дел, а также проводить экономический анализ деятельности.