Файл: Учетные регистры, их классификация и способы записи в них.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
В состав отчетности ООО входит:
- Упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах),
- Налоговая декларация - подается раз после окончании календарного года, не позднее 31 марта, Ежеквартальная уплата налога составляет 15%.
- Отчетность по страховым взносам с ФЗП предоставляется ежеквартально по форме РСВ-1 ПФР и 4-ФСС РФ. В ПФР отчеты предоставляются не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
- В ПФР предоставляются индивидуальные сведения на застрахованных лиц, сроки представления за первое полугодие - до 1 августа, за второе полугодие - до 1 февраля.
- Подтверждение вида деятельности и установление скидки к страховому тарифу. В ФСС предоставляются сведения о подтверждении основного вида деятельности (до 15 апреля текущего года) и заявление об установлении скидки к страховому тарифу (до 13 мая текущего год).
- Статистическая отчетность.
В настоящее время в организации не используются автоматизированные системы бухгалтерского учета, главный бухгалтер ведет учет в упрощенной форме вручную, что не слишком удобно, поскольку занимает достаточно много времени в связи с высокой трудоемкостью обработки документов, связанных впокупкой товаров для перепродажи и реализации их непосредственно покупателям в магазине.
В соответствии с принятой системой бухгалтерского учета, в ООО «Зодчий» используется соответствующий рабочий План счетов бухгалтерского учета, который является приложением к учетной политике. Учетная политика ООО «Зодчий» утверждается ежегодно. К основным положениям могут быть отнесены следующие условия:
Нормативные акты:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);
- План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н);
- перечень ПБУ, которые будут применяться в учете;
- Информация Минфина России N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства";
- методические указания и рекомендации, выпущенные Минфином России и другими министерствами и ведомствами, необходимые в работе В учетной политике утверждены используемые первичные документы (п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ), приведены в таблице 1.
Таблица 1
Первичные документы ООО «Зодчий»
Движение товаров отражается в соответствии с формами ТОРГ.
При ведении бухгалтерского учета осуществляются работы, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Работы и исполнители
Для ведения учета применима простая форма, при которой регистрация документов и отражение сумм осуществляется в Книге хозяйственных операций по форме К-1. Большая часть операций – это операции, которые отражают движение товаров, поэтому в учете не применяются накопительные ведомости, вКнига хозяйственных операций заполняется на основании данных первичных учетных документов.
Книга хозяйственных операций является учетным регистром, который может быть отнесен по характеристикам к типам:
- Книга,
- Комбинированный регистр,
- Аналитический регистр,
- Линейный регистр.
Таблица 3
Книга хозяйственных операций (регистр 1)
Рассмотрим процесс заполнения учетных регистров на примере учета товаров, так как данное направление наиболее полно раскрывает содержание финансово – экономической деятельности организации (торговля).
Как уже было отмечено, первичный документ обрабатывается, проверяется, его данные регистрируются в Книге хозяйственных операций.
Общий процесс поступления товаров на склад для перепродажи определяется следующей последовательностью: заключение договора купли – продажи– приемка товаров– размещение товаров на складе.
При приемке товаров у поставщика выполняются операции,:
- Осуществляется проверка по количеству и качеству,
- Подписывается товарно - транспортная накладная»,
- Принимаются товаросопроводительные документы,
- Отслеживается погрузка товара,
- Доставляется товар на склад.
Товаросопроводительными документами в большинстве случаев являются счет – фактура и накладная.
Приемка товаров на склад включает: пересчет товаров, проверка качества и комплектности; оформление документов; размещение на складе. В результате приемки оформляется кат ТОРГ – 1, который в сочетании со счет – фактурой и накладной передается в бухгалтерию, формируя комплекс первичных учетных документов по операции.
На каждый товар, впервые поступающий в организацию, заполняется Карточка количественно – суммового учета формы ТОРГ – 28 (КСУ ). Это учетный регистр, который заполняется на складе и относится к типам:
- Карточка,
- Комбинированный регистр,
- Аналитический регистр.
Рисунок 8 – Карточка количественно – суммового учета (регистр 2)
На основании данного учетного регистра реализуется система аналитического учета, в основе чего лежит количественно – суммовое выражение в отношении учетного товара. Карточки заводятся на отдельные наименования и сорта товаров.
Комплекс документов используется для отражения операции в Книге хозяйственных операций, то есть осуществляется заполнение учетного регистра.
Таблица 4
Заполнение учетного регистра (фрагмент регистра 1)
Следующей операцией является размещение товаров на складе; материально – ответственным лицом является кладовщик, также сохраняющий вторые экземпляры документов. Размещение товаров на складе производится четко в соответствии с системой, согласно которой каждая группа товаров имеет закрепленное место хранения, индексируемое в КСУ. Любые изменения на складе находят своевременное отражение в данном учетном регистре. Пример такого движения отражен в следующей таблице.
Таблица 5
Отражение операций в КСУ (заполнение регистра 2)
Товар передается в торговый зал со склада, что фиксируется в форме ТОРГ – 13, составляемой в двух экземплярах.
КСУ – это один из типов учетных регистров, которые отражают изменения в товарах, но также в бухгалтерии используется еще один тип учетного регистра – товарный отчет, приведенный в следующей таблице.
Таблица 6
Товарный отчет (регистр 3)
Как видно, данный тип учетного регистра имеет отличие от предыдущих типов, он позволяет отслеживать изменения товарных остатков и движение товаров на складе. По классификации данный тип регистра может быть определен как:
- Свободный лист,
- Хронологический регистр,
- Аналитический регистр,
- Двусторонний регистр.
Момент отпуска товаров покупателю – это последний этап, который завершает движение товаров в магазине и, соответственно, в бухгалтерии. В процессе реализации товар либо реализуется покупателю через кассу, либо осуществляется выдача товара со склада, что характерно для крупных и тяжелых товаров. Основанием для выдачи является товарный чек, который является основанием для заполнения соответствующей записи в КСУ. Данные о суммах покупок отражаются в отчетах кассового аппарата за день, которые формируются ежедневно в двух формах – Х и Z. В конце дня все документы, касающиеся продажи товаров, передаются в бухгалтерию и на их основании выполняется разноска в книге хозяйственных операций, пример чего приведен в следующей таблице.
Таблица 7
Отражение реализации товаров и определения финансового результата (фрагмент регистра 1)
Также влияние на процесс учета оказывает инвентаризация, которая может быть плановой или проводимой в установленные сроки. Плановая инвентаризация проводится ежемесячно, что требует специфика торговли. В процессе проведения инвентаризации обеспечивается фактический пересчет товара, данные заносятся в инвентаризационную опись (форма ИНВ - 3), которая также является регистром учета.
Таблица 8
Инвентаризационная опись (регистр 4)
Как видно, данный тип учетного регистра относится по классификации к следующим типам:
- Свободный лист,
- Аналитический регистр,
- Односторонний регистр.
Инвентаризационная опись в бухгалтерии сличается с данными сличительной ведомости, которая отражает излишки или недостачи, а также используется для их регулирования в соответствии с спецификой торговли (пересортица). Сличительная ведомость является основанием для отражения в книге хозяйственных операций прибыли или убытка.
Таблица 9
Книга хозяйственных операций (фрагмент регистра 1)
Таким образом, при движении товаров используются основные типы учетных регистров, которые позволяют обеспечивать учет операций по товарам и являются основанием для заполнения базового учетного регистра – книги хозяйственных операций.
Первичные учетные документы
Инвентаризационная опись, сличительная ведомость
Товарный отчет
КСУ
Книга хозяйственных операций
Рисунок 9 – Последовательность заполнения учетных регистров в магазине
В конце месяца бухгалтер подводит итоги в книге хозяйственных операций. Так как выбранная система учета не относится к типу журнально – ордерной, то, соответственно, не требуется составление журналов – ордеров, ведомостей, оборотно – сальдовой ведомости и пр., книга хозяйственных операций является основанием для заполнения форм бухгалтерской отчетности.
Вывод по главе 2.
В ООО «Зодчий» применяется упрощенная система налогообложения (УСН), сдается упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность, учет ведется по упрощенной форме в Книге учета хозяйственных операций. В настоящее время в организации не используются автоматизированные системы бухгалтерского учета. Регистрация первичных документов и распределение сумм операций по счетам, определение себестоимости товаров, финансового результата производятся в Книге учета хозяйственных операций. В соответствии со спецификой работы в магазине используется незначительное количество учетных бухгалтерских регистров, при этом отсутствие автоматизации учетных работ существенно затрудняет составление дополнительных учетных регистров.
3. Рекомендации по устранению проблем в учетной регистрации
Исследование системы бухгалтерского учета в ООО «Зодчий» позволило выявить проблемные области, которые негативно влияют на организацию учетного процесса:
- Несовременность системы учета, обусловленная отсутствием автоматизированной системы бухгалтерского учета,
- Сбор информации о продажах на этапе отпуска товаров из двух источников: от продавца, ведущего журнал учета, и от кладовщика, который осуществляет регистрацию продаж в карточке количественно – суммового учета и товарном отчете.
Несмотря на то, магазин «Зодчий» относится к малым торговым предприятиям, использует упрощенную форму ведения бухгалтерского учета, нагрузка на бухгалтера, связанная с ведением учета, достаточно высокая. Для того, чтобы снизить нагрузку на бухгалтера и решить проблемы, возможно внедрить в практику работы автоматизированную систему бухгалтерского учета, которая позволит комплексно решить проблемы организации бухгалтерского учета в организации не только в сфере учета движения товаров, но и в остальных сферах.
В настоящее время АИС для ведения бухгалтерского учета достаточно много: БЕСТ, Парус, 1С, Бухучет и многие другие. Возможно рекомендовать для внедрения в практику работы наиболее известную и распространенную 1С.Для ведения бухгалтерии в малом предприятии для торговли можно использовать следующие конфигурации этой программы: Упрощенка, Розница, Предприниматель, Бухгалтерия, Управление торговлей, Управление небольшой фирмой.
Можно рекомендовать для внедрения в практику работы конфигурацию 1С: Розница позволило выявить те функциональные особенности, которые позволяют остановить выбор именно на этой конфигурации. Это простая программа для организации учета в розничном магазине малого типа, то есть реализуется и учет по упрощенной форме при подключении инструментов определенных модулей. Возможно использование версии Проф, которая работает в рамках локальной сети, что необходимо в ООО «Зодчий», где склады, торговый зал, кабинет директора и главного бухгалтера расположены отдельно. Также одно из отраслевых решений данной конфигурациипозволяет учитывать специфику магазина.
Программа очень удобна в использовании - она может объединить всю систему магазина в единую базу, что обеспечит автоматический товарно – денежный учет.