ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
СЦЕНАРИЙ УРОКА «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
по теме: «День Победы. Бессмертный полк»
Учитель: Здравствуйте, ребята. Только что закончилась торжественная линейка, посвященная празднику, который с особым чувством отмечается в нашей стране, о котором знают и помнят люди в наших хуторах и станицах, в нашем районе, в нашей стране, во всем мире. Это праздник Великой Победы!
Учитель: Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
Ответы учащихся
Учитель: 250 дней героически сражался Севастополь, 900 дней в страшной блокаде держался мужественно Ленинград. Отважно сражался Кавказ. Повсюду громили захватчиков партизаны. Миллионы людей, в том числе и детей, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди делали все, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжелые дни они твердо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!». Грозным набатом звучали эти слова в каждом городе, в каждом поселке и в хутора и станицах нашего Донского края.
- Какие юбилейные даты мы с вами отмечали в этом учебном году? (80 лет Сталинградской битве, 80 лет прорыву блокады Ленинграда, 80 лет освобождению Ростова-на-Дону и населенных пунктов Усть-Донецкого района от немецко-фашистских захватчиков)
Учитель: Для нас Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, история наших родных и близких, история, которую мы не хотим забыть.
Учитель: Принимали ли вы участие в шествии «Бессмертного полка»? С какой целью проводится эта акция?
Ответы учащихся
Учитель: Верно, чтобы увековечить память о поколении Великой Отечественной войны. Стремиться, во что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить.
Сохранение в каждой российской семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны. Все это стало главной целью «Бессмертного полка».
Учитель: Расскажите, а с кем вы принимали участие в акции? Расскажите о том человеке, чью фотографию вы с гордостью несли в составе колонны, был ли это ваш родственник, воевал ли он, если да, то где?
Ответы учащихся
Учитель: У акции «Бессмертный полк» есть свой символ и своя эмблема. А вы знаете, что является символом «Бессмертного полка»?
(белый журавль на фоне красной пятиконечной звезды)
Ответы учащихся
Учитель: Вы правы. Я вам расскажу подробнее. Сначала символом «Бессмертного полка» служила красноармейская звездочка. Неважно, сколько и какой величины было звезд на погонах бойцов Великой Отечественной войны, для нас, потомков, они все солдаты Победы. И рядовые, и генералы. А, значит, и звезда одна на всех, как и Победа.
На торжественной линейке сегодня вы видели портреты ветеранов в рядах «Бессмертного полка». Среди них есть и участники Великой Отечественной войны, которые после Победы пришли работать учителями в нашу школу.
Яковенко Тихон Степанович
Уроженец Чертковского района Ростовской области. Родился 8 июля 1921 года. В 1940 году после окончания Ростовского техникума физической культуры был призван на службу. Имел звание сержанта. В годы войны с 1941 по 1944 гг. защищал Блокадный Ленинград. Служил в 104-м Армейском минометном полку РГК. Награжден Медалью «За оборону Ленинграда», Орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны II степени.
В 1961 году приехал работать в Усть-Донецкую школу вместе с супругой Вероникой Тимофеевной. Проработал учителем физической культуры 48 лет. Завершил педагогическую деятельность в 2009 г. в возрасте 88 лет.
Умер 3 марта 2017 года. Похоронен в р.п. Усть-Донецком.
Мамонов Михаил Иванович
Уроженец х. Крымского Раздорского района Ростовской области. Родился 21 октября 1923 г. В рабоче-крестьянской Красной Армии служил с 1941 г. Младший лейтенант. Награжден медалью «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг»,
орденом Красной Звезды.
В 1944 году вступил в КПСС. В 1955 году закончил Ростовский государственный педагогический институт и получил специальность «учитель географии».
В июле 1961 года был назначен директором восьмилетней школы и преподавателем географии р.п. Усть-Донецком. В должности директора Усть-Донецкой средней школы работал до 1975 года.
Умер 10 декабря 2007 г. Похоронен в р.п. Усть-Донецком.
Ивченко Константин Иванович
Уроженец Белокалитвенского района Ростовской области. Родился 23 февраля 1915 года.
В 1939 году закончил Ростовский государственный педагогический институт и получил специальность «учитель истории».
В рабоче-крестьянской Красной Армии служил с июля 1941 года. Имел звание майора.
В 1942 году стал членом КПСС
Служил в органах НКВД контрразведки «Смерш».
Награжден Орденом Красной Звезды (1943г.)
Орденом Отечественной войны II степени(1944г.)
Орденом Отечественной войны I степени (1945г.)
Медалью «За оборону Сталинграда» (1942г.)
Медалью «За взятие Будапешта» (1945г.)
Медалью «За взятие Вены» (1945г.)
Медалью «За освобождение Белграда» (1945г.)
Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг». (1945г.)
С 1969 года работал учителем военной подготовки в Усть-Донецкой школе вместе со своей супругой Марией Ивановной, учителем домоводства.
Похоронен в р.п. Усть –Донецком.
Агарков Леонид Тимофеевич
Леонид Тимофеевич Агарков родился в станице Раздорской.
В 1941 году поступил в 1-е Орджоникидзевскою пехотное училище. Закончив училище по ускоренной программе, он остался там преподавать. С одним из выпусков курсантов сам ушел воевать на фронт.
В конце 1941 года лейтенант Агарков, командуя, взводом курсантов, принял боевое крещение в бою на одном из участков Сталинградского фронта.
С 1942 года Л. Т. Агарков в составе 138 ГСКД принимал участие в боях на Сталинградском и Юго-Западном фронтах.
За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны, послевоенные годы Л. Т. Агарков награжден 11 правительственными наградами, в том числе — орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями "За отвагу", "За оборону Сталинграда", "За оборону Кавказа" и другими.
В 1951 году Леонид Тимофеевич стал учителем Раздорской средней школы. Сначала он преподавал военное дело, затем физкультуру, географию, историю черчение и трудовое обучение. Он с головой окунулся в туризм, и краеведение всецело посвятил себя изучению и популяризации молодежи славного прошлого донского края.
В 1970 году Л. Т. Агарков с семьей (женой Екатериной Ивановной и четырьмя детьми) переехали на постоянное место жительства в районный поселок Усть-Донецкий, где до выхода на пенсию, в 1983 году, Леонид Тимофеевич работал преподавателем в средней школе № 1. И здесь он продолжил краеведческую работу — создавал районный краеведческий музей.
В 1988 году Л. Т. Агарков поддержал идею писателя А. В. Калинина по созданию
Раздорского этнографического музея-заповедника, был в числе его создателей.
Леонид Тимофеевич Агарков умер 28 ноября 1992 года, прямо за своим рабочим столом.
Иванов Мирон Давыдович
Уроженец Романовского района Ростовской области (1915 г).
До войны закончил Константиновские педагогическое училище и до 1943 года работал в х. Задоно-Кагальник учителем математики в школе.
В рабоче-крестьянской Красной Армии служил в Бессарабско-Танненсбергской ордена Ленина Краснознаменной дивизии им. Котовского с 1943 г. Гвардии красноармеец.
В 1945 году награжден Медалью «За боевые заслуги».
В Усть-Донецкой школе работал директором начальной школы, а с 1961 года преподавал математику и труд вместе со своей супругой Марией Афанасьевной, учителем начальных классов, русского языка, немецкого языка.
Умер в 1989. Похоронен в р.п. Усть-Донецком.
Соковнин Аркадий Иванович
Уроженец Лябяжского района Кировской области. Родился 4 января 1926 года.
Воевал с 1943 года, награжден медалью «За победу над Японией», медалью «За боевые заслуги».
В Усть-Донецкой средней школе работал учителем военного дела.
Пройдя дорогами войны, внеся огромный вклад в Победу нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками, эти педагоги в мирное время продолжили свой труд на благо нашей Родины – учили подрастающее поколение, отдавая детям свои знания, опыт, мудрость. А сегодня незримо они были рядом с нами в рядах «Бессмертного полка». Ведь мы помним их подвиг во имя мира и нашей жизни, помним, гордимся и чтим.
Учитель: Как вы думаете, «Бессмертный полк» – это память только тех, кто воевал?
Ответы учащихся
Учитель: Конечно, «Бессмертный полк» – это память не только о тех, кто носил военную форму армии и воевал. Это память тех, кто помогал и делал все для нашей Победы: подпольщики и партизаны, труженики тыла, дети войны и узники фашистских концлагерей, блокадники, – каждый достоин памяти, имя каждого бессмертно! Их вклад в Победу неоценим!
Учитель: Со дня начала Великой Отечественной войны Раздорским военным комиссариатом на фронт были призваны около 4500 наших земляков. По данным «Книги Памяти», вышедшей к 50-летию Победы в ВОВ, погибшими и пропавшими без вести на фронтах числятся 2141 человек, призывавшийся в военкомате Раздорского района.
Учитель: Что вы знаете об истории освобождения хутора Кресты?
Ответы учащихся
Учитель: С 8 по 13 февраля 1943 года солдаты Красной армии вели наступательные бои за освобождение хутора Кресты, переименованного в дальнейшем в р.п. Усть-Донецкий. В упорных боях хутор Кресты освобождали воины 40-й стрелковой дивизии, 31-го Гвардейского стрелкового корпуса, 5-й ударной армии.
Утром 9 го февраля после продолжительной артиллерийской подготовки войска Красной армии с боями вошли в х. Кресты. Хорошо укрепленная немецкая оборона отчаянно сопротивлялась.
За освобождение х. Кресты погибло 97 советских солдат. Прах 74 советских бойцов, погибших в ходе ожесточенных сражений захоронен в братской могиле р.п.Усть-Донецкий.
В 1975 году в р.п.Усть-Донецком был установлен Мемориальный комплекс, который увековечивает память солдат, погибших в боях за освобождение хутора Кресты зимой 1943 года. Над созданием памятника работали главный архитектор Усть-Донецкого района В. И. Болдырев и скульптор Ростовского художественного фонда Е. А. Бражникова.
Проект «Скорбящий воин» вынашивался долго. Архитектор и скульптор в творческих муках искали оригинальное решение. Очень хотелось им, чтобы памятник не был похож на уже существующие. Не просто было «вписать» фигуру солдата в рисунок главной площади, и завершить ее необычную ступенчатую композицию величественным монументом. Скульптор представила массу эскизов, из которых выбрали солдата со склонённой головой. Фигура солдата, его одежда, поворот головы, высота памятника – все это имело значение для воплощения замысла. В итоге памятник выглядит уникально: солдат стоит с чуть наклоненной головой, выражая скорбь о погибших боевых товарищах. За плечами воина как знамя победы над фашизмом, развевается плащ-палатка. Обычно памятники устанавливали лицом на юго-восток, но Болдырев предложил повернуть его на запад, в сторону побежденного врага, как бы напоминая, что солдат всегда на посту и готов защитить свою Родину от врага.
Изготавливалась форма из дерева, глины, гипса, отливали памятник по частям, внутреннюю полость держит арматура.
Покрасили фигуру серебряной краской. В лучах солнца отливает он стальным блеском, и возникает ощущение легкости и величия. Памятник как бы парит над свободным простором полей с излучиной реки, а плащ развивается на фоне огромного небосвода.